ПОЛОЖЕНИЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочей программе (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральным компонентом государственным образовательным стандартом (далее — ФКГОС), Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Улан-Удэ» (далее — Школа). 1.2. Рабочая программа учителя по учебному предмету (учебному курсу, элективному курсу, факультативу) (далее – РП) – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФКГОС к условиям, структуре и результату освоения основных образовательных программ по конкретному предмету учебного плана Школы в соответствии с уровнем образования. 1.3. Цель рабочей программы — создание условий для реализации государственных образовательных стандартов. 1.4. Рабочая программа учителя способствует выполнению его управленческих функций: нормативной, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности; организационной, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения; контрольно-оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. 1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности Школы в рамках реализации основной образовательной программы, относятся: программы по учебным предметам; программы по учебным курсам; программы по элективным курсам; программы факультативов; программы по внеурочной деятельности. 2. Разработка рабочей программы 2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательной организации и реализуется ей самостоятельно. 2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей — школьным методическим объединением). 2.3. Рабочие программы разрабатываются по уровням образования или на один класс. 2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: Федеральному государственному образовательному стандарту; УМК, примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; учебному плану Школы; требованиям к оснащению образовательного процесса. 2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной. 2.6. Рабочая программа является основой для создания учителем календарнотематического планирования учебного курса на каждый учебный год. 2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся. 3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы 3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4; таблицы встраиваются непосредственно в текст, ориентация страницы устанавливается самостоятельно учителем. Тематическое и календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. 3.2. В зависимости от степени корректировки примерной программы РП может полностью соответствовать примерной или иметь отличия, обоснованные в пояснительной записке: по количеству часов в учебном плане Школы и примерной программе; возможно изменение числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени; возможно использование двух и более примерных программ; РП факультативов могут быть составлены на основе учебной литературы, ресурсов Интернет. 3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно: раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФКГОС и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащихся; включать краеведческий материал; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся. 3.4. Структура и структурные элементы рабочей программы: Титульный лист (см. Приложение 1). Титульный лист не нумеруются. Пояснительная записка: нормативно-правовые документы; характеристика предмета (его цели, задачи, требования к результату обучения); место предмета в учебном плане Школы; цели, задачи, планируемый результат РП; используемые технологии; название УМК; формы контроля. Содержание программы Календарно-тематическое планирование в табличной форме: № урока/ дата проведения (планируемая и фактическая)/тема урока /тип урока/формы контроля/количество часов /домашнее задание (см. Приложение 2). Учитель может по своему усмотрению вносить в таблицу дополнительную информацию и увеличить количество граф. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТ-оборудование, интернет-ресурсы). Приложения к программе (при необходимости). Приложение к РП по решению ШМО может включать, помимо краткого описания УМК, системы оценивания (в том числе безотметочной), другие материалы. Банк КИМов является самостоятельным документом, но информация о его особенностях, примеры материалов могут быть описаны в РП. Содержание структурных элементов носит рекомендательный характер, учитель может самостоятельно вносить необходимую ему для работы информацию. 4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы 4.1. Учитель представляет рабочую программу на заседание школьного методического объединения учителей-предметников (далее- ШМО) на предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания ШМО учителей-предметников указывается факт соответствия Рабочей программы требованиям ФКГОС и данного Положения; на титульном листе делается отметка о рассмотрении. При рассмотрении РП факультативных и элективных курсов учителя ШМО проводят внутреннее рецензирование (оценка степени новизны для учащихся; мотивирующий и развивающий потенциал РП; здоровьесберегающие характеристики; полнота содержания; связность и систематичность содержания; методы обучения; реалистичность с точки зрения ресурсов; соответствие структуре программы). 4.2. Руководитель ШМО представляет РП на согласование заместителю директора по УВР, который анализирует ее на предмет соответствия учебному плану Школы, требованиям структуры и структурного наполнения. По итогам согласования РП заместитель директора по УВР составляет справку, где обосновывает согласование/несогласование РП. 4.3. На основании справки, предоставленной директору Школы, он принимает решение об утверждении РП, на титульном листе делается об этом пометка. 5. Компетенция и ответственность учителя 5.1. К компетенции учителя относятся: разработка рабочих программ; использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий; организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего трудового распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы; отчетность о выполнении учащимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий). 5.2. Учитель несет ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию учащимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом образовательной организации на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий); качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся у него учащихся; нарушение прав и свобод учащихся во время реализации рабочих программ. 5.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется на основании календарно-тематического планирования в виде конспекта урока. Приложение 1 Титульный лист Образец МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 Г.УЛАН-УДЭ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета русский язык 2018– 2019 учебный год Учитель _________________________ Класс _________________________ Всего часов в год _________________________ Всего часов в неделю _________________________ г. Улан-Удэ, 2018 Приложение 2 Примерная схема оформления календарно-тематического планирования (ФК ГОС 8-11 классы) Дата (№ уч. Формы № Тема урока Тип урока контроля недели, месяц) Раздел (кол-во часов на изучение данного раздела) ОУУН (на раздел) 1 2 ИТОГО за год (в соответствии с тем. планом): … час, в т.ч. контр. раб.…час, регион. сод.- …час Кол-во часов Дом. задание Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)