предпрофиль_Секреты биологии_9_класс

Рабочая программа по биологии для 9 класса создана на основе Федерального
государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы МО
РФ, авторской учебной программы по биологии под редакцией Н.И.Сонина,
В.Б.Захарова ( «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы.
Концентрический курс»- М.: «Дрофа», 2015г.
Календарно-тематическое планирование составлено к учебнику для учащихся
общеобразовательных учреждений:« Биология: общие закономерности. 9 класс», авторы:
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Агафонова И.Б. – М.: «Дрофа», 2016 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения биологии, которые определены Федеральным
государственным стандартом основного общего образования. В 9 классе
предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней
сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако
содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и
старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением
социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением
характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы
получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков).
Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются
социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они
являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
 социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность –
носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром
живой природы;
 приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности
жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание;
воспитание любви к природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о
живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных
знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
 овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
 формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.

В соответствии с этими целями ставятся задачи:
1) обучения:
создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебноисследовательской компетентностей;
обеспечить усвоение обучающимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене
человека в соответствии со стандартами биологического образования через систему
уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;
продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить
биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень
своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых
домашних заданий;
продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения: умение конструировать
проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли
выступающего, составлять схемы по устному рассказу, через систему разнообразных
заданий;
2) развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной,
мотивационной и волевой сфер;
развивать моторную память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные
связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способность осознавать познавательный
процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель
через учебный материал уроков;
3) воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с
положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и
коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому
воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием,
воспитывать у них независимость и толерантность через учебный материал уроков.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;

ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы: к
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в познавательной и социальной практике,
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению
индивидуальной
образовательной
траектории,
владение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению
в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного
типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приёмами.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения образовательной программы
по предмету
«Биология» отражают:
1)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию ;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями ;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни;
7) эстетическое отношение к миру;
8) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по биологии
отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействоватьв процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы, смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками и т. д.;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами на данном этапе являются продолжение формирования
научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, первоначальных,
систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности
человека в природе, приобретение опыта использования различных методов исследования
(наблюдения, опытов, экспериментов).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
— уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся
изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;
— химический состав живых организмов;
— роль химических элементов в образовании органических молекул;
— свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов,
происходящих в неживой природе;
— царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;
— ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и
микроорганизмов.
— представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой

природы;
— взгляды К. Линнея на систему живого мира;
— основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и
ошибочные черты;
— учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;
— учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
— типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение
для выживания;
— объяснять относительный характер приспособлений;
— особенности приспособительного поведения.
— значение заботы о потомстве для выживания;
— определения понятий «вид» и «популяция»;
— сущность генетических процессов в популяциях;
— формы видообразования.
— главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;
— основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;
— результаты эволюции.
— теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
— этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли.
— движущие силы антропогенеза;
— систематическое положение человека в системе живого мира;
— свойства человека как биологического вида;
— этапы становления человека как биологического вида;
— расы человека и их характерные особенности.
— макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и
органических молекул живого вещества;
— химические свойства и биологическую роль воды;
— роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
— уровни структурной организации белковых молекул;
— принципы структурной организации и функции углеводов;
— принципы структурной организации и функции жиров;
— структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).
— определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип»,
«митоз»;
— строение прокариотической клетки;
— строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии));
— строение эукариотической клетки;
— многообразие эукариот;
— особенности строения растительной и животной клеток;
— главные части клетки;
— органоиды цитоплазмы, включения;
— стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;
— положения клеточной теории строения организмов;
— биологический смысл митоза.
— многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они
характерны;
— сущность полового размножения и его биологическое значение;
— процесс гаметогенеза;
— мейоз и его биологическое значение;
— сущность оплодотворения.
— определение понятия «онтогенез»;
— периодизацию индивидуального развития;

— этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);
— формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным
и неполным превращением;
— прямое развитие;
— биогенетический закон Э. Геккеля и К. Мюллера;
— работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
— определения понятий «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак»,
«свойство», «фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации»,
«норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;
— сущность гибридологического метода изучения наследственности;
— законы Менделя;
— закон Моргана.
— виды изменчивости и различия между ними.
— методы селекции;
— смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии.
— определение понятия «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда
обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»;
— структуру и компоненты биосферы;
— компоненты живого вещества и его функции;
— классифицировать экологические факторы.
— антропогенные факторы среды;
— характер воздействия человека на биосферу;
— способы и методы охраны природы;
— биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов;
— основы рационального природопользования;
— неисчерпаемые и почерпаемые ресурсы;
— заповедники, заказники, парки России;
— несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
— давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы
жизнедеятельности на каждом из них;
— характеризовать свойства живых систем;
— объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;
— приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем
классификации живых организмов;
— объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам.
— оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;
— характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;
— давать определение понятиям «вид» и «популяция»;
— характеризовать причины борьбы за существование;
— определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и
борьбы с абиотическими факторами среды;
— давать оценку естественному отбору как результату борьбы за существование.
— приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной
окраски покровов и поведения живых организмов.
— объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на
популяции;
— характеризовать процесс экологического и географического видообразования;
— оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях
животных, растений и микроорганизмов.
— характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз,
идиоадаптацию и общую дегенерацию;

— приводить примеры гомологичных и аналогичных органов.
— характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный
этапы развития живой материи.
— описывать развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую,
мезозойскую, кайнозойскую эры;
— характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в
становлении человека;
— опровергать теорию расизма.
— объяснять принцип действия ферментов;
— характеризовать функции белков;
— отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.
— описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
— приводить подробную схему процесса биосинтеза белков.
— характеризовать метаболизм у прокариот;
— описывать генетический аппарат бактерий;
— описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;
— объяснять место и роль прокариот в биоценозах;
— характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в
жизнедеятельности клетки;
— описывать строение и функции хромосом.
— характеризовать биологическое значение бесполого размножения;
— объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет.
— описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
— характеризовать формы постэмбрионального развития;
— различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном
превращении;
— объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
— характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.
— использовать при решении задач генетическую символику;
— составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;
— строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании,
наследовании сцепленном с полом;
— сущность генетического определения пола у растений и животных;
— характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
— составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
— распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.
— объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и
возникновение отличий от родительских форм у потомков.
— характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;
— описывать биологические круговороты веществ в природе;
— объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;
— характеризовать и различать экологические системы — биогеоценоз, биоценоз и
агроценоз;
— раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;
— описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;
— характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические,
антибиотические и нейтральные.
— применять на практике сведения об экологических закономерностях в
промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства,
рыбоводства, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и
рационального природопользования.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на
уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию
учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на
основе сравнения;
— оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по
сравнению с дикими предками;
— находить информацию о развитии растений и животных в научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её,
переводить из одной формы в другую;
— сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных
изученных таксономических групп;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении
животных и человека;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных
технологий.
— составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации и использовать их для
поиска необходимого материала;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных
технологий;
— объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;
— самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и
«привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;
— иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;
— работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для
микроскопического исследования.
— давать характеристику генетическим методам изучения биологических объектов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
Перечень тем
1 Биология как наука. Методы биологии
Клеточное строение организмов как доказательство их
2
родства, единства живой природы.
Нарушения в строении и функционировании клеток –
3
одна из причин заболеваний организмов. Вирусы.
Признаки живых организмов. Одноклеточные и
4
многоклеточные организмы.
5 Ткани, органы, системы органов растений и животных.
Приемы выращивания и размножения растений и
6
домашних животных, ухода за ними
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни
7
человека. Бактерии – возбудители заболеваний.

Часов
1

К/р

1
1
1
1
1
1

1

8
9
10
11
12
13

14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и
лишайников в природе, жизни человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства
Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и
покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.
Царство Растения. Общий обзор строения и функций
органов растений.
Основные семейства цветковых растений.
Решение тестовых заданий по теме: «Царства:
Бактерии, Грибы, Растения.
Систематический обзор царства Животные. Общая
характеристика беспозвоночных животных. Роль в
природе, жизни человека и собственной деятельности.
Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Рыбы,
Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие.Роль в природе, жизни человека и
собственной деятельности
Тип Хордовые. Общая характеристика классов:
Птицы, Млекопитающие.Роль в природе, жизни
человека и собственной деятельности.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции.
Сходство человека с животными и отличие от них.
Общий план строения и процессы жизнедеятельности
человека.
Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Железы внутренней секреции. Гормоны
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая
жидкость. Группы крови. Иммунитет.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая
системы.
Обмен веществ и превращение энергии.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека.
Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
Органы чувств, их роль в жизни человека.
Психология и поведение человека. ВНД.
Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные
заболевания.
Приемы оказания первой помощи при неотложных
ситуациях.
Решение тестовых заданий по теме «Человек и его
здоровье».

1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

34 Итоговое тестирование по темам курса
ИТОГО:

1
34

1
4

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

1

Биология как наука. Методы биологии
Клеточное строение организмов как
доказательство их родства, единства живой
природы.
Нарушения в строении и функционировании
клеток – одна из причин заболеваний
организмов. Вирусы.
Признаки живых организмов. Одноклеточные
и многоклеточные организмы.
Ткани, органы, системы органов растений и
животных.
Приемы выращивания и размножения
растений и домашних животных, ухода за
ними
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе,
жизни человека. Бактерии – возбудители
заболеваний.
Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и
лишайников в природе, жизни человека.
Царство Растения. Систематический обзор
царства Растения: мхи, папоротникообразные,
голосеменные и покрытосеменные. Ткани и
органы высших растений.
Царство Растения. Общий обзор строения и
функций органов растений.
Основные семейства цветковых растений.
Решение тестовых заданий по теме: «Царства:
Бактерии, Грибы, Растения.
Систематический обзор царства Животные.
Общая характеристика беспозвоночных
животных. Роль в природе, жизни человека и
собственной деятельности.
Тип Хордовые. Общая характеристика
классов: Рыбы, Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие.Роль в природе, жизни
человека и собственной деятельности
Тип Хордовые. Общая характеристика
классов: Птицы, Млекопитающие.Роль в
природе, жизни человека и собственной
деятельности.
Биологическое разнообразие как основа

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14

15
16

Дата
проведения
(планируемая)

Дата
проведения
(фактическая)

устойчивости биосферы и результата
эволюции.
Сходство человека с животными и отличие от
17 них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека.
18 Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
19 Железы внутренней секреции. Гормоны
Питание. Система пищеварения. Роль
20
ферментов в пищеварении.
21 Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа,
22 тканевая жидкость. Группы крови.
Иммунитет.
Транспорт веществ. Кровеносная и
23
лимфатическая системы.
24 Обмен веществ и превращение энергии.
Выделение продуктов жизнедеятельности.
25
Система выделения.
26 Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека.
Наследование признаков у человека.
27
Наследственные болезни, их причины и
предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный
28
аппарат.
29 Органы чувств, их роль в жизни человека.
30 Психология и поведение человека. ВНД.
Гигиена. Здоровый образ жизни.
31
Инфекционные заболевания.
Приемы оказания первой помощи при
32
неотложных ситуациях.
Решение тестовых заданий по теме «Человек и
33
его здоровье».
34 Итоговое тестирование по темам курса
Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».