24.03.2021
Федеральные
государственные образовательные стандарты начального и основного общего
образования ориентируют современную школу на формирование универсальных учебных
действий, важнейшим из которых является смысловое чтение. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать
цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных
текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными
текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Разработано много приемов и методов
формирования читательской грамотности. Но по-настоящему системным и
универсальным методом, на мой взгляд, является ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ,
разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской. Ключевое слово в
названии технологии – «продуктивное». Применение технологии на уроках создает
главный продукт – полноценное восприятие и понимание текста детьми.
Технология
реализации ведущей педагогической идеи
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ включает
в себя 3 этапа работы с текстом:
I Этап – Работа
с текстом до чтения
1.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание
предстоящего чтения);
Самостоятельное
по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на
читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной
направленности текста, выделение его героев.
2.
Постановка
целей урока с
учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической)
готовности учащихся к работе.
II Этап – Работа с текстом во время
чтения
1.
Первичное чтение текста. Самостоятельное
чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в
соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных
возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы,
текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных
видов искусств – на выбор учителя).
2.
Перечитывание текста. Медленное
«вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста
(словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение
прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с
окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста,
выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов
III Этап – Работа с текстом после
чтения
1.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное
обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций
(истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование
основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.
Знакомство с писателем. Рассказ о
писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными
источниками.
3.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение
смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения
художника с читательским представлением.
4.
Творческие задания, опирающиеся
на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение,
осмысление содержания, художественной формы.
Анализ результатов использования
технологии продуктивного чтения показывает положительную динамику как в уровне
обученности детей, так и в их личностном развитии.
Систематическое использование в
работе технологии продуктивного чтения привело к ряду положительных
результатов.
1) У ребят сформировался устойчивый интерес к
чтению, они постоянные посетители
библиотек.
2) В процессе чтения у них совершенствуется
техника чтения. Выше нормы – более 65% класса.
3) Обучающиеся принимают активное участие во
внеурочной деятельности, развивая тем самым творческие способности.
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.