Педагогическая копилка

Программа Одаренные дети.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа сохранения, развития и популяризации бурятского языка на 2020-2023 годы.pdf (скачать) (посмотреть)
Формирование читательской грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Перевернутый урок.pdf (скачать) (посмотреть)

Из опыта работы учителя начальных классов Содбоевой С.Ц. "Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения"

24.03.2021

Из опыта работы учителя начальных классов Содбоевой С.Ц. "Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения"

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования ориентируют современную школу на формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение.  Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

         Разработано много приемов и методов формирования читательской грамотности. Но по-настоящему системным и универсальным методом, на мой взгляд, является ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской. Ключевое слово в названии технологии – «продуктивное». Применение технологии на уроках создает главный продукт – полноценное восприятие и понимание текста детьми.

Технология реализации ведущей педагогической идеи

      ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ включает в себя 3 этапа работы с текстом:

 I Этап – Работа с текстом до чтения

1.     Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2.      Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II Этап – Работа с текстом во время чтения

1.     Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2.     Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.Хочу такой сайт

3.     Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов

III Этап – Работа с текстом после чтения

1.     Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.     Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.     Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.     Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

       Анализ результатов использования технологии продуктивного чтения показывает положительную динамику как в уровне обученности детей, так и в их личностном развитии.

                   Систематическое использование в работе технологии продуктивного чтения привело к ряду положительных результатов.

1)      У ребят сформировался устойчивый интерес к чтению, они постоянные посетители  библиотек.

2)      В процессе чтения у них совершенствуется техника чтения. Выше нормы – более 65% класса.

3)      Обучающиеся принимают активное участие во внеурочной деятельности, развивая тем самым творческие способности.

      Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».