1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7класса составлена на основе:
-
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010г., № 1897;
-
Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012г.,
№ 273 – ФЗ;
-
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 31 января 2014 г. № 253,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и
Программы по информатике и ИКТ к учебнику «Информатика» общеобразовательной
школы под редакцией Семакина И.Г. - М.: БИНОМ;
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением
учебных
предметов
федерального
компонента
государственного
образовательного стандарта.
- Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
63» на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного
вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС
общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
- Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных
во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
-
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/,https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/
Учебная
программа
предназначена
для
преподавания
базового
курса
предмета
«Информатика и ИКТ» для учащихся 7 класса. Учебный предмет рассчитан на 34 учебных часа
(1 час в неделю, 34 часа в год).
Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные.
В соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные
результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения
учебных и познавательных задач.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования
ИКТ (ИКТ-
компетенции).
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов.
Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающим индивидуальные,
общественные
и
государственные
потребности,
и
включают
в
себя
предметные,
метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что
многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ)
имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты:
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации, обучающихся средствами предмета.
Формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы
для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью;
Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
Умение использовать термины «информация», «наука», «связь», «сообщение», «данные»,
«входные данные», «процессы», «органы чувств», «кодирование», «программа», «формула»,
«история развития», «звуковое кодирование», «звуковое кодирование», «пространственная
дискретизация», «волны», «рисуночное письмо»; «рисунок» понимание различий между
употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т.д;
Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой
таблице и т.д.;
Умение использовать прикладные компьютерные программы;
Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Полученные результаты служат основой разработки контрольных измерительных
материалов.
Содержание учебного курса
Введение в предмет 1 ч.
Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Содержание базового курса информатики.
1. Человек и информация 5 ч (3+2)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные
процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные
приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка, как способа представления информации; что такое
естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный
подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области
человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник,
приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять
информационный
объем
текста
в
байтах
(при
использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах,
байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение 8 ч (4+4)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное
представление данных в памяти компьютера.
Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила
техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы.
Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального
компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским
интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос,
копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование
файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со
справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное
взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных
накопителей, устройств ввода и вывода
информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса
памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл,
каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за
справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками):
копирование, перемещение, удаление,
переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
3. Текстовая информация и компьютер 9 ч (2+7).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа
с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых
документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности,
принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом
(распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста;
постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы
форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена;
работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками;
вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными
шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по
сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера
(таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование,
печать, орфографический контроль,
поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
4. Графическая информация и компьютер 5 ч (2+3)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы
кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и
векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора
растрового
типа
с
использованием
основных
инструментов
и
приемов
манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка);
знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать
встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их
обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о
пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение
основных
компонентов
среды
графического
редактора
растрового типа: рабочего поля, меню
инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических
редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
5. Мультимедиа и компьютерные презентации 5 ч (1+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти
компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания
презентаций;
анимацию,
создание
звук,
презентации,
текст,
содержащей
демонстрация
графические
презентации
с
изображения,
использованием
мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную
память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в
компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти
компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
Создавать
несложную
презентацию
в
совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Итоговый тест за курс 7-го класса – 1 час
среде
типовой
программы,
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
планируемая
1
Техника безопасности. Введение в предмет
1
Человек и информация – 6 часов
2
Информация и знания
1
3
Восприятие и представление информации
1
4
Информационные процессы: хранение, передача
1
и обработка информации
5
Измерение информации
1
6
Урок-практикум
1
7
Контрольная работа № 1 по теме «Человек и
1
информация»
Компьютер: устройство и программное обеспечение – 7 часов
8
Назначение и устройство компьютера
1
9
Компьютерная память
1
10
Понятие программного обеспечения и его типы.
1
Назначение операционной системы и её основные
функции
11
Пользовательский интерфейс
1
12
Устройство персонального компьютера и его
1
основные характеристики
13
Файлы и файловые структуры
1
14
Итоговый тест №1 по теме «Компьютер:
1
устройство и программное обеспечение».
Текстовая информация и компьютер – 9 часов
15
Представление текстов в памяти компьютера
1
16
Работа со шрифтами, приёмы форматирования
1
текста
17
Таблицы
1
18
Списки и колонки
1
19
Включение в текстовый документ графических
1
объектов
20
Создание фигурного текста WordArt. Вставка
1
колонтитулов и номеров страниц.
21
Стили и оглавление
1
22
Компьютерные словари и системы перевода
1
текстов. Сканирование и распознавание
«Бумажного» текстового документа.
23
Итоговая работа (проект) «Создание газеты»
1
Графическая информация и компьютер – 5 часов
24
Компьютерная графика.
1
25
Кодирование изображения
1
26
Графический растровый редактор Paint Net.
1
Создание изображения
27
Создание векторного изображения средствами
1
фактическая
MS Word
Контрольная работа № 2 по теме «Графическая
информация и компьютер»
Мультимедиа и компьютерные презентации – 5 часов
29
Мультимедиа. Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
30
Вставка объектов в компьютерную презентацию.
31
Технические приёмы записи звуковой и
видеоинформации
32
Настройка режима демонстрации компьютерной
презентации.
33
Контрольная работа № 3 «Мультимедиа и
компьютерные презентации»
34
Итоговый тест по курсу 7 класса
Всего
Итого Контрольные работы – 3
Тесты – 2
Итоговые работы (проекты) - 1
Практические работы - 15
28
1
1
1
1
1
1
1
34
Лист внесения изменений
Дата и тема
непроведенного
урока
Причина, номер
приказа
Способ
корректировки
Дата и тема урока
с учетом
корректировки