1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010г., № 1897; - Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012г., № 273 – ФЗ; - Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 31 января 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; - Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и Программы по информатике и ИКТ к учебнику «Информатика» общеобразовательной школы под редакцией Семакина И.Г. - М.: БИНОМ; - Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. - Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ 63» на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. - Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. - Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/,https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 7 класса. Учебный предмет рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю, 34 часа в год). Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные. В соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ- компетенции). Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Личностные результаты: Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач; Смысловое чтение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач; Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Предметные результаты: Умение использовать термины «информация», «наука», «связь», «сообщение», «данные», «входные данные», «процессы», «органы чувств», «кодирование», «программа», «формула», «история развития», «звуковое кодирование», «звуковое кодирование», «пространственная дискретизация», «волны», «рисуночное письмо»; «рисунок» понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т.д; Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице и т.д.; Умение использовать прикладные компьютерные программы; Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. Полученные результаты служат основой разработки контрольных измерительных материалов. Содержание учебного курса Введение в предмет 1 ч. Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. 1. Человек и информация 5 ч (3+2) Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение 8 ч (4+4) Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. 3. Текстовая информация и компьютер 9 ч (2+7). Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. Учащиеся должны знать: способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Учащиеся должны уметь: набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. 4. Графическая информация и компьютер 5 ч (2+3) Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Учащиеся должны уметь: строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. 5. Мультимедиа и компьютерные презентации 5 ч (1+4) Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; анимацию, создание звук, презентации, текст, содержащей демонстрация графические презентации с изображения, использованием мультимедийного проектора; При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Учащиеся должны уметь: Создавать несложную презентацию в совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. Итоговый тест за курс 7-го класса – 1 час среде типовой программы, Тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения планируемая 1 Техника безопасности. Введение в предмет 1 Человек и информация – 6 часов 2 Информация и знания 1 3 Восприятие и представление информации 1 4 Информационные процессы: хранение, передача 1 и обработка информации 5 Измерение информации 1 6 Урок-практикум 1 7 Контрольная работа № 1 по теме «Человек и 1 информация» Компьютер: устройство и программное обеспечение – 7 часов 8 Назначение и устройство компьютера 1 9 Компьютерная память 1 10 Понятие программного обеспечения и его типы. 1 Назначение операционной системы и её основные функции 11 Пользовательский интерфейс 1 12 Устройство персонального компьютера и его 1 основные характеристики 13 Файлы и файловые структуры 1 14 Итоговый тест №1 по теме «Компьютер: 1 устройство и программное обеспечение». Текстовая информация и компьютер – 9 часов 15 Представление текстов в памяти компьютера 1 16 Работа со шрифтами, приёмы форматирования 1 текста 17 Таблицы 1 18 Списки и колонки 1 19 Включение в текстовый документ графических 1 объектов 20 Создание фигурного текста WordArt. Вставка 1 колонтитулов и номеров страниц. 21 Стили и оглавление 1 22 Компьютерные словари и системы перевода 1 текстов. Сканирование и распознавание «Бумажного» текстового документа. 23 Итоговая работа (проект) «Создание газеты» 1 Графическая информация и компьютер – 5 часов 24 Компьютерная графика. 1 25 Кодирование изображения 1 26 Графический растровый редактор Paint Net. 1 Создание изображения 27 Создание векторного изображения средствами 1 фактическая MS Word Контрольная работа № 2 по теме «Графическая информация и компьютер» Мультимедиа и компьютерные презентации – 5 часов 29 Мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. 30 Вставка объектов в компьютерную презентацию. 31 Технические приёмы записи звуковой и видеоинформации 32 Настройка режима демонстрации компьютерной презентации. 33 Контрольная работа № 3 «Мультимедиа и компьютерные презентации» 34 Итоговый тест по курсу 7 класса Всего Итого Контрольные работы – 3 Тесты – 2 Итоговые работы (проекты) - 1 Практические работы - 15 28 1 1 1 1 1 1 1 34 Лист внесения изменений Дата и тема непроведенного урока Причина, номер приказа Способ корректировки Дата и тема урока с учетом корректировки