1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-х классов составлена на основе:
-
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010г., № 1897;
-
Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012г.,
№ 273 – ФЗ;
-
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 31 января 2014 г. № 253,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и
Программы по информатике и ИКТ к учебнику «Информатика» общеобразовательной
школы под редакцией Семакина И.Г. - М.: БИНОМ;
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением
учебных
предметов
федерального
компонента
государственного
образовательного стандарта.
-Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ №
63» на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС
общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
-
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/,https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/
Учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета
«Информатика и ИКТ» для учащихся 8 класса. Учебный предмет рассчитан на 34 учебных часа
(1 час в неделю, 34 часа в год).
Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные.
В соответствии с требованиями ФГОС ставятся следующие цели:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения
учебных и познавательных задач.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов.
Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающим индивидуальные,
общественные
и
государственные
потребности,
и
включают
в
себя
предметные,
метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что
многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ)
имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты:
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации, обучающихся средствами предмета.
Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы
становятся:
Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые
способствуют позитивному восприятию требований учащихся и требований учителя,
обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их
познавательной активности.
Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления,
организация их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, —
инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений.
Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем
демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления
любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока.
Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные
игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся; групповая работа или
работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с другими
детьми.
Формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы
для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью;
Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
Умение использовать термины «компьютерная сеть», «база данных», «связь», «сообщение»,
«данные», «входные данные», «процессы», «система счисления», «электронная почта»,
«программа»,
«формула»,
«представление
информации»,
«Интернет»,
«модель»,
«логическая величина», «условие выбора», «сортировка данных»; понимание различий
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т.д;
Умение описывать размер двоичных чисел, используя термины «системы счисления» и
производные от них; умение создавать базы данных и обрабатывать числовую информацию;
умение создавать информационные модели и т.д.;
Умение использовать прикладные компьютерные программы;
Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.
Передача информации в компьютерных сетях 6ч (4+2)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические
устройства. Скорость передачи данных.
Информационные
услуги
компьютерных
сетей:
электронная
почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная
паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме
обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с
почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с
архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете
(используя
отечественные учебные порталы). Копирование информационных
объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и
глобальными сетями;
назначение
основных
технических
функционирования сетей: каналов связи, модемов,
серверов, клиентов, протоколов;
и
программных
средств
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты,
телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю
«Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с
рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой
клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые
системы;
2.
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование 5 ч (2+3)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства
моделей.
Виды
информационных
имитационные.
моделей:
Табличная
вербальные,
организация
графические,
информации.
математические,
Области
применения
компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной
моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей
(графические, табличные, вербальные,
математические).
Учащиеся должны уметь:
3.
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Хранение и обработка информации в базах данных 9 ч (3+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД:
запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы
работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,
простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с
простыми
условиями
поиска;
логические
величины,
операции,
выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска;
сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной
базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой
города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля,
ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
4.
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере 14 ч (3+11)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы
данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная.
Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод
исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения
расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций;
манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).
Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной
таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки,
столбцы, блоки и способы их
идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный
процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при
записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую
электронную
таблицу в одном из
табличных
процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ:
копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного
процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема урока
1
Как устроена компьютерная сеть
2
Электронная почта как средство связи и другие
услуги сетей
3
Аппаратное и программное обеспечение сети
4
Интернет и всемирная паутина
5
Способы поиска информации в Интернете
6
Контрольная работа № 1 по теме «Передача
информации в компьютерных сетях»
7
Что такое моделирование
8
Графические информационные модели
9
Табличные модели
10
Информационное моделирование на компьютере
11
Контрольная работа № 2 по теме
«Информационное моделирование»
12
Основные понятия
13
Что такое система управления базами данных
14
Создание и заполнение баз данных
15
Знакомство с СУБД. Создание и редактирование
базы данных
16
Основы логики: логические величины и формулы
17
Условия выбора и простые логические выражения
18
Условия выбора и сложные логические выражения
19
Сортировка, удаление и добавление записей
20
Контрольное тестирование
21
История чисел и систем счисления
Дата
Дата
проведения
проведения
(планируемая (фактическая)
22
Перевод чисел и двоичная арифметика
23
Урок-практикум
24
Что такое электронная таблица
25
Правила заполнения таблиц
26
Работа с диапазонами. Относительная адресация
27
Урок-практикум
28
Деловая графика. Условная функция
29
Урок-практикум
30
Логические функции и абсолютные адреса
31
Урок-практикум
32
Электронные таблицы и математическое
моделирование
33
Пример имитационной модели
34
Контрольная работа № 4 по теме «Табличные
вычисления на компьютере»
Лист внесения изменений
Дата и тема
непроведенного
урока
Причина, номер
приказа
Способ
корректировки
Дата и тема урока
с учетом
корректировки