1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-х классов составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010г., № 1897; - Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012г., № 273 – ФЗ; - Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 31 января 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; - Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и Программы по информатике и ИКТ к учебнику «Информатика» общеобразовательной школы под редакцией Семакина И.Г. - М.: БИНОМ; - Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. -Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. - Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/,https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 8 класса. Учебный предмет рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю, 34 часа в год). Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные. В соответствии с требованиями ФГОС ставятся следующие цели: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции). Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Личностные результаты: Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета. Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы становятся: Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые способствуют позитивному восприятию требований учащихся и требований учителя, обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их познавательной активности. Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления, организация их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, — инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений. Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока. Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся; групповая работа или работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с другими детьми. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач; Смысловое чтение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач; Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Предметные результаты: Умение использовать термины «компьютерная сеть», «база данных», «связь», «сообщение», «данные», «входные данные», «процессы», «система счисления», «электронная почта», «программа», «формула», «представление информации», «Интернет», «модель», «логическая величина», «условие выбора», «сортировка данных»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т.д; Умение описывать размер двоичных чисел, используя термины «системы счисления» и производные от них; умение создавать базы данных и обрабатывать числовую информацию; умение создавать информационные модели и т.д.; Умение использовать прикладные компьютерные программы; Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Передача информации в компьютерных сетях 6ч (4+2) Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Учащиеся должны знать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; и программных средств назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; 2. работать с одной из программ-архиваторов. Информационное моделирование 5 ч (2+3) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных имитационные. моделей: Табличная вербальные, организация графические, информации. математические, Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь: 3. приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; Хранение и обработка информации в базах данных 9 ч (3+6) Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: 4. открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. Табличные вычисления на компьютере 14 ч (3+11) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п Тема урока 1 Как устроена компьютерная сеть 2 Электронная почта как средство связи и другие услуги сетей 3 Аппаратное и программное обеспечение сети 4 Интернет и всемирная паутина 5 Способы поиска информации в Интернете 6 Контрольная работа № 1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» 7 Что такое моделирование 8 Графические информационные модели 9 Табличные модели 10 Информационное моделирование на компьютере 11 Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование» 12 Основные понятия 13 Что такое система управления базами данных 14 Создание и заполнение баз данных 15 Знакомство с СУБД. Создание и редактирование базы данных 16 Основы логики: логические величины и формулы 17 Условия выбора и простые логические выражения 18 Условия выбора и сложные логические выражения 19 Сортировка, удаление и добавление записей 20 Контрольное тестирование 21 История чисел и систем счисления Дата Дата проведения проведения (планируемая (фактическая) 22 Перевод чисел и двоичная арифметика 23 Урок-практикум 24 Что такое электронная таблица 25 Правила заполнения таблиц 26 Работа с диапазонами. Относительная адресация 27 Урок-практикум 28 Деловая графика. Условная функция 29 Урок-практикум 30 Логические функции и абсолютные адреса 31 Урок-практикум 32 Электронные таблицы и математическое моделирование 33 Пример имитационной модели 34 Контрольная работа № 4 по теме «Табличные вычисления на компьютере» Лист внесения изменений Дата и тема непроведенного урока Причина, номер приказа Способ корректировки Дата и тема урока с учетом корректировки