информатика-8

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-х классов составлена на основе:
-

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010г., № 1897;
-

Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012г.,
№ 273 – ФЗ;

-

Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 31 января 2014 г. № 253,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

- Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и
Программы по информатике и ИКТ к учебнику «Информатика» общеобразовательной
школы под редакцией Семакина И.Г. - М.: БИНОМ;

- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением

учебных

предметов

федерального

компонента

государственного

образовательного стандарта.
-Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ №
63» на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС
общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

-

Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов

https://resh.edu.ru/,

https://www.yaklass.ru/,

https://uchi.ru/,https://reshu-oge.ru/,

https://zoom.us/
Учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета
«Информатика и ИКТ» для учащихся 8 класса. Учебный предмет рассчитан на 34 учебных часа
(1 час в неделю, 34 часа в год).
Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные.
В соответствии с требованиями ФГОС ставятся следующие цели:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности ее решения.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения
учебных и познавательных задач.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов.
Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающим индивидуальные,
общественные

и

государственные

потребности,

и

включают

в

себя

предметные,

метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что
многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ)
имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты:


Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации, обучающихся средствами предмета.



Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы
становятся:



Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые
способствуют позитивному восприятию требований учащихся и требований учителя,
обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их
познавательной активности.



Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления,
организация их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, —
инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений.



Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем
демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления
любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока.



Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные
игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся; групповая работа или
работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с другими
детьми.



Формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;


Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;



Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;



Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;



Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы
для решения учебных и познавательных задач;



Смысловое чтение;



Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью;



Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;



Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:


Умение использовать термины «компьютерная сеть», «база данных», «связь», «сообщение»,
«данные», «входные данные», «процессы», «система счисления», «электронная почта»,
«программа»,

«формула»,

«представление

информации»,

«Интернет»,

«модель»,

«логическая величина», «условие выбора», «сортировка данных»; понимание различий
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т.д;


Умение описывать размер двоичных чисел, используя термины «системы счисления» и
производные от них; умение создавать базы данных и обрабатывать числовую информацию;
умение создавать информационные модели и т.д.;



Умение использовать прикладные компьютерные программы;



Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.

Передача информации в компьютерных сетях 6ч (4+2)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические
устройства. Скорость передачи данных.
Информационные

услуги

компьютерных

сетей:

электронная

почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная
паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме
обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с
почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с
архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете
(используя

отечественные учебные порталы). Копирование информационных

объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:


что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и

глобальными сетями;


назначение

основных

технических

функционирования сетей: каналов связи, модемов,
серверов, клиентов, протоколов;

и

программных

средств



назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты,

телеконференций, файловых архивов и др;


что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю

«Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:


осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с

рабочими станциями одноранговой сети;


осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой

клиент-программы;


осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;



осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые

системы;


2.

работать с одной из программ-архиваторов.

Информационное моделирование 5 ч (2+3)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства
моделей.
Виды

информационных

имитационные.

моделей:

Табличная

вербальные,

организация

графические,

информации.

математические,

Области

применения

компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.
Учащиеся должны знать:


что такое модель; в чем разница между натурной и информационной

моделями;


какие существуют формы представления информационных моделей

(графические, табличные, вербальные,
математические).
Учащиеся должны уметь:

3.



приводить примеры натурных и информационных моделей;



ориентироваться в таблично организованной информации;



описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

Хранение и обработка информации в базах данных 9 ч (3+6)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД:
запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы
работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,
простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с
простыми

условиями

поиска;

логические

величины,

операции,

выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска;
сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной
базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой
города в Интернете).
Учащиеся должны знать:


что такое база данных, СУБД, информационная система;



что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля,

ключи); типы и форматы полей;


структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;



что такое логическая величина, логическое выражение;



что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

4.



открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;



организовывать поиск информации в БД;



редактировать содержимое полей БД;



сортировать записи в БД по ключу;



добавлять и удалять записи в БД;



создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Табличные вычисления на компьютере 14 ч (3+11)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы
данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная.
Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод
исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения
расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций;
манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).
Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной
таблицы.
Учащиеся должны знать:


что такое электронная таблица и табличный процессор;



основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки,

столбцы, блоки и способы их
идентификации;


какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный

процессор работает с формулами;


основные функции (математические, статистические), используемые при

записи формул в ЭТ;


графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:


открывать готовую

электронную

таблицу в одном из

табличных

процессоров;


редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой

электронной таблице;


выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ:

копирование, удаление, вставка, сортировка;


получать диаграммы с помощью графических средств табличного

процессора;


создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

Тема урока

1

Как устроена компьютерная сеть

2

Электронная почта как средство связи и другие
услуги сетей

3

Аппаратное и программное обеспечение сети

4

Интернет и всемирная паутина

5

Способы поиска информации в Интернете

6

Контрольная работа № 1 по теме «Передача
информации в компьютерных сетях»

7

Что такое моделирование

8

Графические информационные модели

9

Табличные модели

10

Информационное моделирование на компьютере

11

Контрольная работа № 2 по теме
«Информационное моделирование»

12

Основные понятия

13

Что такое система управления базами данных

14

Создание и заполнение баз данных

15

Знакомство с СУБД. Создание и редактирование
базы данных

16

Основы логики: логические величины и формулы

17

Условия выбора и простые логические выражения

18

Условия выбора и сложные логические выражения

19

Сортировка, удаление и добавление записей

20

Контрольное тестирование

21

История чисел и систем счисления

Дата
Дата
проведения
проведения
(планируемая (фактическая)

22

Перевод чисел и двоичная арифметика

23

Урок-практикум

24

Что такое электронная таблица

25

Правила заполнения таблиц

26

Работа с диапазонами. Относительная адресация

27

Урок-практикум

28

Деловая графика. Условная функция

29

Урок-практикум

30

Логические функции и абсолютные адреса

31

Урок-практикум

32

Электронные таблицы и математическое
моделирование

33

Пример имитационной модели

34

Контрольная работа № 4 по теме «Табличные
вычисления на компьютере»

Лист внесения изменений
Дата и тема
непроведенного
урока

Причина, номер
приказа

Способ
корректировки

Дата и тема урока
с учетом
корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».