Рабочая программа по Информатике и ИКТ для учащихся 10-х классов составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1897); Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ; Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14). – Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям; – Требования к содержательным оснащению наполнением образовательного учебных процесса предметов в соответствии федерального с компонента государственного образовательного стандарта; – Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год; – Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. -Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. -Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/,https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 10 класса. Учебный предмет рассчитан на 68 учебных часов (1 час в неделю ,34 часа в год). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Информационное моделирование 15 ч (2+13) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; 1. Управление и алгоритмы 11 ч (2+9) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Учащиеся должны знать: что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Учащиеся должны уметь: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. 2. Программное управление работой компьютера 19 ч (4+15) Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. классификация. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Учащиеся должны знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования.. Учащиеся должны уметь: работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. 1. Компьютерные телекоммуникации – 6ч. (2+4) Система адресации электронной почты. Система адресации телеконференций. Поиск информации в Интернете. Создание Web-страниц. Практика на компьютере: работа в электронными адресами, работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Учащиеся должны знать: назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций; Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; создавать Web-страницу. 2. Информационные технологии и общество 5 ч (4+1) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Учащиеся должны знать: основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема безопасности информации; какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. . Учащийся должен уметь: регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. 3. Компьютерная информация и архитектура ЭВМ. Структура внутренней памяти. Основные структурные единицы памяти компьютера: бит, байт, машинное слово. Структура дисков; файлы и каталоги. Представление символьной информации. Представление графической информации. Представление числовой информации. Целые и вещественный числа. Представление звуковой информации Учащиеся должны знать: Представление в памяти компьютера, символов, чисел, графики, звуков. . Учащийся должен уметь: находить объём памяти компьютера; объём дисков: отображать файловую структуру; определять диапазон хранимых чисел, символов, графики, звука. Учебный план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Названия раздела Информационное моделирование Управление и алгоритмы Программное управление работой компьютера Компьютерные телекоммуникации Информационные технологии в обществе Компьютерная информация и архитектура ЭВМ Итого: Количество часов В Л П 14 2 12 11 2 9 19 4 15 Формы контроля 6 5 2 4 4 1 Итоговый тест Итоговый тест Контрольная работа -3 Итоговый тест Контрольная работа 13 1 12 Контрольная работа 68 15 53 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/ п Тема урока 1 Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели Моделирование в графической среде Урок-практикум Моделирование в среде текстового процессора Урок-практикум Моделирование в электронных таблицах Моделирование геометрических параметров объекта Моделирование ситуаций Моделирование процессов Табличные модели Информационные модели в среде СУБД 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Урок-практикум Подготовка к итоговому тестированию Итоговый тест № 1 по теме «Информационное моделирование» Кибернетическая модель управления. Исполнитель алгоритмов Вспомогательные алгоритмы Метод последовательной детализации Язык блок-схем Использование циклов с предусловием Ветвление Использование двухшаговой детализации Итоговое задание Подготовка к итоговому тесту Итоговый тест по теме «Управление и алгоритмы» Алгоритмы работы с величинами Константы, переменные, основные типы Возникновение и назначение языка Паскаль Операторы ввода, вывода, присваивания Линейные вычислительные алгоритмы Урок-практикум Контрольная работа по теме «Алгоритмы работы с величинами» Оператор ветвления Полное и неполное ветвление Дата проведения (планируемая Дата проведения (фактическая) 48 Урок-практикум Контрольная работа по теме «Ветвление» Циклы на языке Паскаль Цикл с предусловием Урок-практикум Цикл с постусловием Урок-практикум Цикл с параметром Урок-практикум Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера» Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования Аппаратное и программное обеспечение работы локальных и глобальных компьютерных сетей Скорость передачи данных 49 Создание web-страницы 50 Урок-практикум 51 Итоговый тест по теме «Передача информации в компьютерных сетях» Предыстория информационных технологий История чисел и систем счисления История ЭВМ и ИКТ Основы социальной информатики Итоговый тест по теме «Информационные технологии в обществе» Структура внутренней памяти Структура дисков: файлы и каталоги Представление символьной информации Урок-практикум Представление числовой информации Целые числа Вещественные числа Представление графической информации Растровое представление Векторное представление Звук в памяти компьютера Контрольная работа по теме «Компьютерная информация и архитектура ЭВМ» 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Лист внесения изменений Дата и тема непроведенного урока Причина, номер приказа Способ корректировки Дата и тема урока с учетом корректировки