астрономия-10-11

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:

приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413";

приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № 581 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253";

письмом Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 "Об
организации изучения учебного предмета "Астрономия";

примерной рабочей программой по предмету (Астрономия. Методическое пособие
10–11классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций/под
ред. В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2017).

Учебным планом МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г.
Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/,https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
В соответствии с учебным планом на изучение предмета астрономии в 10-11 классах
отведено 34 часа.

Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения астрономии являются:
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
 чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
 положительное отношение к труду, целеустремлённость;
 экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.

Метапредметными результатами освоения астрономии являются:
1.
освоение регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 определять несколько путей достижения поставленной цели;
 задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
 осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни
и жизни окружающих людей;
2.
освоение познавательных универсальных учебных действий:
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных
в информационных источниках противоречий;
 осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные
и познавательные) задачи;
 искать и находить обобщённые способы решения задач;
 приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
 анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
3.
освоение коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за её пределами);
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
 развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
 согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением);
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
 подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
 точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных
оценочных суждений.
Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются:
 сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
 понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;





владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и
дальнейшем научно-техническом развитии;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области.
Содержание учебного предмета

Введение в астрономию (1 ч)
Строение и масштабы Вселенной. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется.Современные методы наблюдений. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия (5 ч)
Звёздное небо. Созвездия северного полушария. Навигационные звёзды.Движение Солнца по эклиптике. Петлеобразное движение планет.Небесный экватор и небесный меридиан. Экваториальная
и горизонтальная система небесных координат. Видимое движение небесных светил. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия.
Неравномерное движение Солнца по эклиптике.Движение Луны. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Причины наступления солнечных затмений. Сарос и предсказания затмений.Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и
тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика (3 ч)
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона
всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт
Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной
траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.Луна и её влияние на Землю.
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны
от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы (7 ч)
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной
группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера.
Размеры тел солнечной системы.Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение
Земли. Рольпарникового эффекта в формировании климата Земли.Исследования Меркурия, Венеры
и Марса, их схожесть с Землёй. Влияние парникового эффекта на климат Земли и Венеры. Есть ли
жизнь на Марсе. Эволюция орбитспутников Марса Фобоса и Деймоса.Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колецвокруг планет-гигантов.Планеты-карлики и их свойства.Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения группастероидов Троянцев
и Греков. Природа и движение комет. ПоясКойпера и Облако комет Оорта.Метеоры и метеориты.
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связьмежду метеорными потоками и
кометами. Природа каменных ижелезных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов рефракторов и
рефлекторов.Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.Солнце. Основные характери-

стики Солнца. Определение массы, температурыи химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы.Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.Внутреннее строение
Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерныйисточник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода,перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона.Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.Определение основных
характеристик звёзд: массы, светимости,температуры и химического состава. Спектральная классификациязвёзд и её физические основы. Диаграмма "спектральный класс-светимость" звёзд, связь
между массой и светимостью звёзд.Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности.Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.Строение звёзд белых карликов и
предел на их массу – пределЧандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр
иих параметры.Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды.Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные
звёзды,кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью ипериодом пульсаций у
цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной, покоторым определяют расстояния до далёких скоплений
и галактик.Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с
теснымидвойными системами, содержащими звезду белый карлик.Перетекание вещества и ядерный
взрыв на поверхности белогокарлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристикивспышек
сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карликас массой Чандрасекара в составе тесной
двойной звезды – вспышкасверхновой I типа. Взрыв массивной звезды в конце своейэволюции –
взрыв сверхновой II типа. Наблюдение остатковвзрывов сверхновых звёзд.Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главнойпоследовательности. Переход в красные гиганты и сверхгигантыпосле исчерпания водорода. Спокойная
эволюция маломассивныхзвёзд и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтроннойзвезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возрастазвёздных скоплений и отдельных звёзд, проверка теории эволюциизвёзд.
Млечный Путь (3 ч)
Газ и пыль в Галактике. Образование отражательных туманностей. Причины свечениядиффузных
туманностей. Концентрация газовых и пылевых туманностей в Галактике.Рассеянные и шаровые
звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений.Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределениеи характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд,скоплений, газа и пыли в Галактике.Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики иобнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры.Расчёт параметров сверхмассивной чёрной
дыры. Наблюдениякосмических лучей и их связь с взрывами сверхновых звёзд.
Галактики(3 ч)
Классификация галактик по форме и камертонная диаграммаХаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильныхгалактик. Красное смещение в спектрах галактик и определениерасстояния до них.ЗаконХаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них.Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующиегалактики. Необычные
свойства квазаров, их связь с ядрами галактики активностью чёрных дыр в них.Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение,температура и масса межгалактического газа,
необходимостьсуществования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массытёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределениягалактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксыклассической космологии.Закон всемирного
тяготения и представления о конечности ибесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс
ипротиворечия между классическими представлениями о строенииВселенной и наблюдениями.
Необходимость привлечения общейтеории относительности для построения модели Вселенной.
Связьмежду геометрических свойств пространства Вселенной сраспределением и движением материи в ней.Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения
игеометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидовагеометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия воВселенной и необходимость образо-

вания его на ранних этапахэволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотностивещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюцииВселенной. Реликтовое излучение – излучение, которое осталось воВселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на
раннихэтапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтовогоизлучения.
Современные проблемы астрономии – 3 ч
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытиеускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирногоотталкивания. Тёмная энергия и её влияние на массу Вселенной по мерееё расширения. Природа силы
Всемирного отталкивания.Обнаружение планет возле других звёзд.Наблюдения за движением звёзд
и определения масс невидимыхспутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностяхэкзопланет. Поиск экзопланет с
комфортными условиями для жизнина них.Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни воВселенной. Современные оценки количества
высокоразвитыхцивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналоввнеземным
цивилизациям.

Тематическое планирование
№п/п

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Введение в астрономию
Звёздное небо
Небесные координаты
Видимое движение планет и Солнца
Видимое движение планет и Солнца
Движение Луны. Затмения
Время и календарь
Система мира
Законы движения планет
Космические скорости. Межпланетные перелёты
Современные представления о строении и составе Солнечной системы
Планета Земля
Луна и её влияние на Землю
Планеты земной группы
Планеты-гиганты. Планеты-карлики
Малые тела Солнечной системы
Современные представления о происхождения
Солнечной системы
Методы астрофизических исследований
Солнце
Внутреннее строение и источник энергии Солнца
Основные характеристики звёзд
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные
дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды
Новые и сверхновые звёзды
Эволюция звёзд
Газ и пыль в Галактике
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного
пути
Классификация галактик

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Дата
проведения
(планируемая

Дата
проведения
(фактическая)

29
30
31
32
33
34

Активные галактики и квазары
Скопления галактик
Конечность и бесконечность Вселенной
Модель "горячей Вселенной"
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная
энергия
Обнаружение планет у других звёзд. Поиск
жизни и разума во Вселенной
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дата и тема непроведенного урока

Причина,
номер приказа

Способ корректировки

Дата и тема урока с
учетом корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».