физика-7

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7 класса основной
школы разработана в соответствии:


С Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании
в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).



С требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от «17» мая 2012г. (с дополнениями и
изменениями)



Примерной программой по физике с учетом авторской программы учебного
предмета ФИЗИКА 7-9 кл. (авторы программы А.В.Перышкин: Дрофа, 2017г.),
рекомендованной письмом департамента государственной политики в
образовании МО и Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263;



Учебным планом МАОУ «СОШ №63»;



Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ №63».
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания
МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания
направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в
социальный

мир

и

налаживания

ответственных

взаимоотношений

с

окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63
г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию
и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных
ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/,https://reshuoge.ru/, https://zoom.us/
Программа ориентирована на УМК «Физика. 7-9 классы» А. В. Перышкин и др.,
комплекс учебников «Вертикаль». Авторы: А.В. Перышкин «Физика» для 7, 8
классов и А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса, включены в

федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253).
Программа рассчитана на 68 ч/год (2 час/нед.) в соответствии с учебным планом
школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения основных образовательных программ
структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации, обучающихся средствами предмета.
Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы
становятся:
Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые
способствуют позитивному восприятию требований учащихся и требований учителя,
обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их
познавательной активности.
Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления,
организация их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, —
инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений.
Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем
демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления
любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока.
Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные
игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся; групповая работа или
работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с другими
детьми
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1. Сформированность
познавательных
интересов
на
основе
развития
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
3. Самостоятельность в знаниях и практических умениях;
4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
5. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
6. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий
и изобретений, результатам обучения.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; знание
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты
своих действий;
2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными
учебными действиями на примерах гипотез, разработки теоретических моделей
процессов и явлений;
3. Формирование умений воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию
в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий
для решения познавательных задач;
5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
6. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе включают
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Предметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются :
Учащиеся научатся:
 понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические
величины, взаимодействие;
 понимать смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила,
давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
коэффициент полезного действия;
 понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.
 собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить
наблюдения изучаемых явлений;
 измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты
измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
 объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
 применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин,
характеризующих ход физических явлений;
 выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
 решать задачи на применение изученных законов;
 приводить примеры практического использования физических законов;
Учащиеся получат возможность научиться:
 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни.

использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование
от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство
общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
 целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
 осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
п/п

Название раздела

1

Первоначальные
сведения
о
строении вещества.
Взаимодействие
тел.
Давление твёрдых
тел, жидкостей и
газов.
Работа и мощность.
Энергия.
Итого:

2
3

4

Количе Из них количество часов, отведенных на практическую
ство
часть и контроль
часов
Лабораторные, проектная деятельность и контрольные
т.п.
10
2
3
1

23

5

4

2

21

2

8

1

14

2

2

2

68

11

17

6

Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел.
Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения
физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы.
Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
— умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические
величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления
шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
— понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и
влиянии на технический и социальный прогресс.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей
и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. Определение размеров малых тел.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
— владение экспериментальными методами исследования при определении

размеров малых тел;
— понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел;
различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
— умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в
кратные и дольные единицы;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды).
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное
движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени
движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы
тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.
Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах.
Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая
двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: механическое
движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
— умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения
качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и
направленных в одну и в противоположные стороны;
— владение
экспериментальными
методами
исследования
зависимости:
пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести
тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы,
прижимающей тело к поверхности (нормального давления);
— понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения,
закон Гука;
— владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней
скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы
упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
— умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой
тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой
тяжести и весом тела;
— умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
— понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в
повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды).
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на
основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и
жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы
измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос.
Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость
тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:

понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление,
давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение
уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю;
способы уменьшения и увеличения давления;
— умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки
сосуда, силу Архимеда;
— владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы
Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от
действия сипы тяжести и силы Архимеда;
— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
— понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого
жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при
их использовании;
— владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления
жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной
задачей на основании использования законов физики;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды).
—

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№пп

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

Тема урока

Введение
Что изучает физика? Некоторые физические
термины.
Наблюдения и опыты. Измерение физических
величин.
Точность и погрешность измерений. Физика и
техника
Лабораторная работа №1 «Определение цены
деления измерительного прибора».
II. Первоначальные сведения о строении
вещества.
Строение вещества. Молекулы. Броуновское
движение.
Лабораторная
работа
№2
«Измерение
размеров малых тел»
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
НРК: Распространение вредных веществ.
Опасность
неправильного
хранения
и
применения
минеральных
удобрений,
гербицидов. Влияние нефтяной плёнки на
поверхности водоёма на процессы диффузии
газов.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
НРК:
Несмачиваемость
оперения
водоплавающих птиц обычной водой и
смачиваемость нефтью.
Агрегатные состояния вещества. Различие в
молекулярном
строении
твердых
тел,
жидкостей и газов. НРК: Круговорот воды в
природе. Загрязнение атмосферы и его
последствия.
Входная контрольная работа № 1. «Строение
вещества»
III. Взаимодействие тел.
Механическое
движение.
Движение
равномерное и неравномерное.
Скорость. Единицы скорости.
Расчет пути и времени движения.
Инерция. Взаимодействие тел.
Масса тела. Единицы массы.
Лабораторная работа №3 «Измерение массы
тела на весах»
Плотность вещества. НРК: Использование
материалов с малой плотностью в строительстве
и машиностроении выгодно с экологической и
экономической точки зрения.
Лабораторная работа №4 «Измерение объема
тела».
Лабораторная работа №5 «Определение
плотности вещества твердого тела».

Дата
проведения
(планируемая

Дата
проведения
(фактическая)

20. Расчет массы и объема тела по его плотности.
21. Решение задач по темам «Механическое
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.

32.
33.
34.
35.
36.

37.
38.
39.
40.

41.

движение», «Масса», «Плотность вещества»
Контрольная работа № 1. «Механическое
движение. Масса. Плотность»
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
Единицы силы. НРК: Явление выпадения
вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на
Землю и его возможные последствия.
Сила упругости. Закон Гука. НРК: Деформация
плодородного слоя почвы тяжёлыми с/х
машинами.
Вес тела. Связь между силой тяжести и массой
тела.
Сила тяжести на других планетах
Решение задач по темам «Силы»
Динамометр. Лабораторная работа №6
«Градуирование пружины измерение сил
динамометром».
Сложение двух сил, направленных по одной
прямой. Равнодействующая сил.
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и
технике. НРК: Вредные последствия посыпания
наледи песчано-солевой смесью (гибель
растительности, разъедание автомобильных
шин, коррозия трубопроводов).
Лабораторная
работа
№7
«Выяснение
зависимости силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел и прижимающей
силы»
Решение
задач
по
теме
«Силы»,
«Равнодействующая сил»
Контрольная работа № 2. «Взаимодействие
тел»
IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
Давление. Единицы давления. НРК: Давление
на почву тяжёлых тракторов.
Способы уменьшения и увеличения давления.
Давление газа. НРК: Единый мировой
воздушный и водный океаны. Ветры и течения.
Перенос загрязнений воздушными и водными
путями.
Передача давления жидкостями и газами. Закон
Паскаля. Давление в жидкости и газе.
Расчёт давления жидкости на дно и стенки
сосуда.
Решение задач «Давление в жидкостях и газах».
Сообщающиеся
сосуды.
НРК:
Системы
орошения и осушения, их влияние на
микроклимат.
Нарушение
природного
равновесия при строительстве каналов.
Атмосферное давление. Вес воздуха. Почему
существует воздушная оболочка Земли. НРК:

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

61.
62.

Атмосфера – часть жизненной среды.
Уменьшение озонового слоя и его последствия.
Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.
Измерение атмосферного давления. Опыт
Торричелли.
Атмосферное давление на различных высотах.
Барометр-анероид.
Манометры. Проверочная работа по теме
«Атмосфера. Атмосферное давление».
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический
пресс. НРК: Орошение земель, рациональное
использование земель.
Действие жидкости и газа на погруженное в них
тело.
Архимедова сила. НРК: Аварии нефтяных
танкеров как экологическая катастрофа.
Пагубные последствия судоходства.
Лабораторная работа №8. «Определение
выталкивающей
силы,
действующей
на
погруженное в жидкость тело».
Плавание тел. НРК: Экологические аспекты
сплава древесины по рекам. Судоходство и
связанные с ним вопросы охраны воды. Охрана
атмосферного воздуха от загрязнений.
Решение задач по темам «Архимедова сила»,
«Условия плавания тел»
Лабораторная работа №9.
«Выяснение условий плавания тела в
жидкости».
Плавание судов. Воздухоплавание. НРК:
Разрушение
озонового
слоя
атмосферы.
Влияние воздушного транспорта на чистоту
атмосферы.
Решение задач по темам «Архимедова сила»,
«Плавание
тел»,
«Плавание
судов.
Воздухоплавание»
Контрольная работа №3. «Давление твёрдых
тел, жидкостей и газов»
V. Работа и мощность. Энергия.
Механическая работа. Единицы работы.
Мощность. Единицы мощности.
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на
рычаге.
Момент силы. Рычаги в технике, быту и
природе.
Лабораторная работа №10. «Выяснение
условия равновесия рычага».
Блок. Применение закона равновесия рычага к
блоку. Равенство работ при использовании
простых
механизмов.
«Золотое
правило
механики».
Решение задач по теме «Условия равновесия
рычага»
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

63. Коэффициент полезного действия механизма.
64.
65.

66.
67.
68.

НРК: КПД и экологическая безопасность.
Лабораторная работа №11. «Определение
КПД при подъёме тела по наклонной
плоскости».
Энергия. Потенциальная и кинетическая
энергия.
Превращение
одного
вида
механической энергии в другой. НРК:
Рациональное использование энергии рек и
ветра.
Связь
прогресса
человеческой
цивилизации с энергопотреблением.
Контрольная работа №4. «Работа и
мощность. Энергия»
Обобщение курса физики 7 класса.
Итоговая контрольная работа.
Что изучает физика? Некоторые физические
термины.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дата и тема
непроведенного
урока

Причи
на,
номер
приказа

Способ
корректировки

Дата и тема
урока с учетом
корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».