ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика. 5-11 классы. А.Г. Мерзляк, М34 В.Б. Полонский, М.С. Якир и др. – М. :Вентана-Граф, 2016. – 152 с.) в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебнометодического комплекта: 1. Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2019. 2. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2019. 3. Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2019. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/,https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Распределение учебных часов Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), контрольных работ- 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета. Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы становятся: Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые способствуют позитивному восприятию требований учащихся и требований учителя, обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их познавательной активности. Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления, организация их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, — инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений. Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока. Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся; групповая работа или работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с другими детьми. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задания в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) делать выводы; умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения; компетентностьв области использования информационно-коммуникационных технологий; первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов; умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.)дляиллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: осознание значения геометрии для повседневной жизни человека; представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; развитие умений работать с учебником математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической технологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; систематические знания о фигурах и их свойствах; практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно: - изображать фигуры на плоскости; - использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; - измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур; - распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры; - выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки; - читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах; - проводить практические расчеты. Содержание учебного предмета «Геометрия» 7 класс 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур. В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий. Контрольных работ: 1 2. Треугольники Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки. Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами. Контрольных работ: 1 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых. Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии. Контрольных работ: 1 4. Окружность и круг. Геометрические построения. Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонамии углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение. При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи. Контрольных работ: 1 5. Обобщение и систематизация знаний учащихся Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 7 классе. Контрольных работ: 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование учебного материала. 7 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Темы разделов, уроков Точки и прямые Точки и прямые Отрезок его длина Отрезок его длина Отрезок его длина Луч. Угол.Измерение углов Луч. Угол.Измерение углов Луч. Угол.Измерение углов Смежные и вертикальные углы Смежные и вертикальные углы Смежные и вертикальные углы Перпендикулярные прямые Аксиомы Повторение и систематизация учебного материала. Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства » Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника Первый и второй признаки равенства треугольников Первый и второй признаки равенства треугольников Первый и второй признаки равенства треугольников 21. Первый и второй признаки равенства треугольников 22. Первый и второй признаки равенства треугольников 23. Равнобедренный треугольник и его свойства 24. Равнобедренный треугольник и его свойства 25. Равнобедренный треугольник и его свойства Дата Дата проведе проведения ния (фактическая) (планир уемая) 26. Равнобедренный треугольник и его свойства 27. 28. 29. Признаки равнобедренного треугольника 30. Третий признак равенства треугольников Признаки равнобедренного треугольника Третий признак равенства треугольников 31. Теоремы 32. Повторение и систематизация учебного материала. 33. Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» 34. Параллельные прямые 35. Признаки параллельности прямых 36. Признаки параллельности прямых 37. Свойства параллельных прямых 38. Свойства параллельных прямых 39. Свойства параллельных прямых 40. Сумма углов треугольника 41. Сумма углов треугольника 42. Сумма углов треугольника 43. Сумма углов треугольника 44. Прямоугольный треугольник 45. Прямоугольный треугольник 46. Свойства прямоугольного треугольника 47. Свойства прямоугольного треугольника 48. Повторение и систематизация учебного материала. 50. Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» Геометрическое место точек. Окружность и круг. 51. Геометрическое место точек. Окружность и круг. 49. 55. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника 56. Описанная и вписанная окружности треугольника 57. Описанная и вписанная окружности треугольника 58. Задачи на построение 59. Задачи на построение 60. Задачи на построение 61. Метод геометрических мест точек в задачах на построение 52. 53. 54. 62. 63. 64. Метод геометрических мест точек в задачах на построение Метод геометрических мест точек в задачах на построение Повторение и систематизация учебного материала. 66. Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» Упражнения для повторения курса 7 класса 67. Упражнения для повторения курса 7 класса 68. Итоговая контрольная работа 65. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ Дата и тема непроведенного урока Причина, номер приказа Способ корректировки Дата и тема урока с учетом корректировки