биология-5

1

Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе
следующих документов:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
 Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря
2012, № 273 – ФЗ;
 Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от
31.03.14).
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
 Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс.
Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
 Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,
А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф,
2012г)
 Методические пособия: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология
5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
Цели основного общего биологического образования:
- биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой
природой.
- биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний
как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической
науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в
формирование научного мировоззрения.
Цели и задачи учебного курса (предмета) «Биология»
Цели:
- освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
- обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Задачи:
- учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования,
анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать
полученные выводы;
- изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
2

моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература» и др.
Форма обучения:
 очная;
 заочная;
 дистанционная.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Методические подходы к преподаванию биологии Курс биологии на ступени
основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного
здоровья в процессе изучения биологии основное внимание должно уделяться знакомству
учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Успешно
реализовать поставленные цели и задачи возможно лишь при использовании
методической системы, в основе которой лежит системно-деятельностный подход и
разумно сочетается педагогическое управление с инициативой, познавательной
активностью и самостоятельностью учащихся. Данная система должна предоставлять
возможность учителю в каждом конкретном случае находить оптимальное соотношение
репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся и при этом должна
быть посильной для учащихся и не требовать больших трудозатрат от учителя. Важным
звеном методической системы обучения биологии должна стать коллективная
деятельность учащихся, которая способствует развитию их познавательной активности и
самостоятельности, оказывает положительное влияние на формирование приемов
умственных действий, умений самостоятельной работы. Она существенно изменяет и
характер деятельности учителя, усиливая его ведущую роль как организатора и
руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с учебным планом учебный предмет "Биология" изучается в 5 классе 1 час в неделю. Общее количество часов - 34.

3

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Планируемые результаты освоения курса биологии в 5 классе
Обучающийся научится:
◾ пользоваться научными методами для распознавания биологических проблем; давать
научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их
роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами,
собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;
ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
◾
Обучающийся
овладеет
системой
биологических
знаний:
понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
◾ Обучающийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма; работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
◾ Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
◾ осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни в быту;
◾ выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
◾ ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию
биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой
информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
4

◾ создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы
становятся:






Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые
способствуют позитивному воспитанию требований учащихся и требований учителя,
обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их
познавательной активности;
Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления,
организации их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений;
Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем
демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления
любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока;
Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные
игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся, групповая работа или
работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с
другими детьми.
Личностные результаты


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о целостности природы,

формирование толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
5


формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

формирование умения работать с различными источниками биологической
информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими
словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникативных технологий;

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии
и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки
самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
6


выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,
грибами

классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений; роли
различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах
наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для
человека растений;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
КОММУНИКАТИВНЫЕ

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями;

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Предметные результаты
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Обучающийся научится:
◾ выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
◾ аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
◾ аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и
бактерий;
◾ осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий,
грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;

7

◾ раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
◾ объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и
животных на примерах сопоставления биологических объектов;
◾ выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
◾ различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
◾ сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
◾ устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
◾ использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
◾ знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
◾ анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
◾ описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними;
◾ знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
◾ находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
◾ основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее;
◾ использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными;
◾ ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
◾ осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
◾ создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
◾ работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
8

бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№

№

Перечень разделов и тем, последовательность
их изучения
1. Биология – наука и живом мире

1.

1.1

Наука о живой природе

2.

1.2

Свойства живого

3.

1.3

Методы изучения природы

4.

1.4

Увеличительные приборы.

5.
6.
7.

1.5
1.6
1.7

Строение клетки. Ткани.
Химический состав клетки
Процессы жизнедеятельности клетки

8.

1.8

Контрольная работа
2. Многообразие живых организмов

9.

2.1

Царства живой природы

10.

2.2

Бактерии: строение и жизнедеятельность

11.

2.3

Значение бактерий в природе и для человека

12.

2.4

Растения

13.

2.5

Животные

14.

2.6

15.

2.7

Значение растений и животных в природе и для
человека
Контрольная работа

16.

2.8

Грибы

17.

2.9

Многообразие и значение грибов

18.

2.10

Лишайники

19.

2.11

Значение живых организмов в природе и жизни
человека
3. Жизнь организмов на планете Земля

20.

3.1

Среды жизни планеты Земля

21.

3.2

Экологические факторы среды

22.

3.3

Приспособления организмов к жизни в природе

23.

3.4

Природные сообщества

24.

3.5

Природные зоны России

25.

3.6

Жизнь организмов на разных материках

Часы

Контро
льная
работа

8

1

1
11

1

1

8

1

9

26.

3.7

Жизнь организмов в морях и океанах

27.

3.8

Контрольная работа
4. Человек на планете Земля

28.

4.1

Как появился человек на Земле

29.

4.2

Как человек изменял природу

30.

4.3

Важность охраны живого мира планеты

31.
32.

4.4
4.5

33.

4.6

Сохраним богатство живого мира
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5
класса.
Обсуждение заданий на лето.

34.

4.7

Резерв
Итого

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Дата
проведения
(планируемая)

№

1
7

1

1

34

4

Дата
проведения
(фактическая)

1. Биология – наука и живом мире
1.

Наука о живой природе

2.

Свойства живого

3.

Методы изучения природы

4.

Увеличительные приборы.

5.
6.
7.

Строение клетки. Ткани.
Химический состав клетки
Процессы жизнедеятельности клетки

8.

Контрольная работа
2. Многообразие живых организмов

9.

Царства живой природы

10.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

11.

Значение бактерий в природе и для человека

12.

Растения

13.

Животные

14.
15.

Значение растений и животных в природе и
для человека
Контрольная работа

16.

Грибы

17.

Многообразие и значение грибов

18.

Лишайники
10

19.

20.

Значение живых организмов в природе и
жизни человека
3. Жизнь организмов на планете
Земля
Среды жизни планеты Земля

21.

Экологические факторы среды

22.
23.

Приспособления организмов
природе
Природные сообщества

24.

Природные зоны России

25.

Жизнь организмов на разных материках

26.

Жизнь организмов в морях и океанах

27.

Контрольная работа

к

жизни

в

4. Человек на планете Земля
28.

Как появился человек на Земле

29.

Как человек изменял природу

30.

Важность охраны живого мира планеты

31.
32.
33.

Сохраним богатство живого мира
Итоговый контроль знаний по
биологии 5 класса.
Обсуждение заданий на лето.

34.

Резерв

курсу

Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».