биология-6

Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе следующих
документов:


Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
 Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря
2012, № 273 – ФЗ;
 Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от
31.03.14).
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.


Учебник И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, Биология. 6 класс.
Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
 Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,
А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф,
2012г)
 Методические пособия: И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова Биология
6 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
Цели основного общего биологического образования:
- биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой
природой.
- биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний
как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической
науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в
формирование научного мировоззрения.
Цели и задачи учебного курса (предмета) «Биология»
Цели:
- освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
- обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Задачи:
- учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования,
анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать
полученные выводы;

- изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература» и др.
Форма обучения:
 очная;
 заочная;
 дистанционная.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Методические подходы к преподаванию биологии Курс биологии на ступени
основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного
здоровья в процессе изучения биологии основное внимание должно уделяться знакомству
учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Успешно
реализовать поставленные цели и задачи возможно лишь при использовании
методической системы, в основе которой лежит системно-деятельностный подход и
разумно сочетается педагогическое управление с инициативой, познавательной
активностью и самостоятельностью учащихся. Данная система должна предоставлять
возможность учителю в каждом конкретном случае находить оптимальное соотношение
репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся и при этом должна
быть посильной для учащихся и не требовать больших трудозатрат от учителя. Важным
звеном методической системы обучения биологии должна стать коллективная
деятельность учащихся, которая способствует развитию их познавательной активности и
самостоятельности, оказывает положительное влияние на формирование приемов
умственных действий, умений самостоятельной работы. Она существенно изменяет и
характер деятельности учителя, усиливая его ведущую роль как организатора и
руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с учебным планом учебный предмет "Биология" изучается в 6 классе 1 час в неделю. Общее количество часов - 34.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Планируемые результаты освоения курса биологии в 6 классе
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы
становятся:






Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые
способствуют позитивному воспитанию требований учащихся и требований учителя,
обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их
познавательной активности;
Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления,
организации их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений;
Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем
демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления
любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока;
Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные
игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся, групповая работа или
работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с
другими детьми.
Личностные результаты

В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы:


осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки;
 постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
 любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:


готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и





обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия
людей на Земле.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации.
Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач;


владеть устной и письменной речью;

строить монологическое контекстное высказывание;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её

участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Обучающийся получит возможность научиться:




ставить проблему, аргументировать её актуальность;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:


внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;

основные процессы жизнедеятельности растений;

особенности минерального и воздушного питания растений;

виды размножения растений и их значение;

основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

характерные признаки однодольных и двудольных растений;

признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их
выращивания и народнохозяйственное значение;

взаимосвязь растений с другими организмами;

растительные сообщества и их типы;

закономерности развития и смены растительных сообществ;

о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и
влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:

различать и описывать органы цветковых растений;

объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

изучать органы растений в ходе лабораторных работ;

характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

объяснять роль различных видов размножения у растений;

определять всхожесть семян растений;

делать морфологическую характеристику растений;

выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

работать с определительными карточками;

устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

определять растительные сообщества и их типы;

объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние
природной среды на человека;

проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных
сообществах.

№

№

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Перечень разделов и тем, последовательность
Часы
их изучения
1.

Наука о растениях - ботаника

1.

1.1

Царство Растения. Общая характеристика
растений

2.

1.2

Разнообразие растений. Особенности внешнего
строения растений

3.

1.3

Клеточное строение растений. Свойства
растительной клетки.

4.

1.4

Ткани растений.
2.

Органы растений

5.

2.1

Семя, его строение и значение. Условия
прорастания семян.

6.

2.2

Корень, его строение и значение

7.

2.3

Побег, его строение и развитие

8.

2.4

Контрольная работа

9.

2.5

Лист, его строение и значение

10.

2.6

Стебель, его строение и значение

11.

2.7

Цветок, его строение и значение. Соцветия

12.

2.8

Плод. Разнообразие и значение плодов

13.

2.9

Контрольная работа
3.

Основные процессы жизнедеятельности

14.

3.1

Минеральное питание растений и значение воды

15.

3.2

Воздушное питание растений — фотосинтез

16.

3.3

Дыхание и обмен веществ у растений

17.

3.4

Размножение и оплодотворение у растений

18.

3.5

Вегетативное размножение растений и его
использование человеком

19.

3.6

Рост и развитие растений

20.

3.7

Контрольная работа
4.

Многообразие и развитие растительного
мира

Контро
льная
работа

4

9

2

1

1
7

1

1
11

1

21.

4.1

Систематика растений, её значение для ботаники

22.

4.2

Водоросли, их многообразие в природе

23.

4.3

Отдел Моховидные. Общая характеристика и
значение

24.

4.4

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая
характеристика

25.

4.5

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и
значение

26.

4.6

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика
и значение

27.

4.7

Семейства класса Двудольные

28.

4.8

Семейства класса Однодольные

29.

4.9

Историческое развитие растительного мира

30.

4.10

Многообразие и происхождение культурных
растений. Дары Нового и Старого Света.

31.

4.11

Контрольная работа

32.

5.1

5.
Природные сообщества
Понятие о природном сообществе —
биогеоценозе и экосистеме

33.

5.2

Совместная жизнь организмов в природном
сообществе. Смена природных сообществ и её
причины

34.

5.3

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6
класса
Итого

1
3

1

1
34

5

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Дата
проведения
(планируемая)

№

1. Наука о растениях - ботаника
1.

Царство Растения. Общая характеристика
растений

2.

Разнообразие растений. Особенности
внешнего строения растений

3.

Клеточное строение растений. Свойства
растительной клетки.

4.

Ткани растений.
2.

Органы растений

5.

Семя, его строение и значение. Условия
прорастания семян.

6.

Корень, его строение и значение

7.

Побег, его строение и развитие

8.

Контрольная работа

9.

Лист, его строение и значение

10.

Стебель, его строение и значение

11.

Цветок, его строение и значение.
Соцветия

12.

Плод. Разнообразие и значение плодов

13.

Контрольная работа
3.

14.

Основные процессы
жизнедеятельности
Минеральное питание растений и
значение воды

15.

Воздушное питание растений —
фотосинтез

16.

Дыхание и обмен веществ у растений

17.

Размножение и оплодотворение
у растений

18.

Вегетативное размножение растений и его
использование человеком

Дата
проведения
(фактическая)

19.

Рост и развитие растений

20.

Контрольная работа
4.

21.

Многообразие и развитие
растительного мира
Систематика растений, её значение для
ботаники

22.

Водоросли, их многообразие в природе

23.

Отдел Моховидные. Общая
характеристика и значение

24.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая
характеристика

25.

Отдел Голосеменные. Общая
характеристика и значение

26.

Отдел Покрытосеменные. Общая
характеристика и значение

27.

Семейства класса Двудольные

28.

Семейства класса Однодольные

29.

Историческое развитие растительного
мира

30.

Многообразие и происхождение
культурных растений. Дары Нового и
Старого Света.

31.

Контрольная работа

32.

5.
Природные сообщества
Понятие о природном сообществе —
биогеоценозе и экосистеме

33.

Совместная жизнь организмов в
природном сообществе. Смена природных
сообществ и её причины

34.

Итоговый контроль знаний по курсу
биологии 6 класса

Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».