биология-7

Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе следующих
документов:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
 Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря
2012, № 273 – ФЗ;
 Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от
31.03.14).




Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
Учебник Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., Биология. 7 класс.
Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,
А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф,
2012г)
Методические пособия: И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова Биология
7 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели основного общего биологического образования:
- биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой
природой.
- биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний
как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической
науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в
формирование научного мировоззрения.
Цели и задачи учебного курса (предмета) «Биология»
Цели:
- освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
- обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Задачи:
- учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования,
анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать
полученные выводы;
- изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на

межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература» и др.
Форма обучения:
 очная;
 заочная;
 дистанционная.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Методические подходы к преподаванию биологии Курс биологии на ступени
основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного
здоровья в процессе изучения биологии основное внимание должно уделяться знакомству
учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Успешно
реализовать поставленные цели и задачи возможно лишь при использовании
методической системы, в основе которой лежит системно-деятельностный подход и
разумно сочетается педагогическое управление с инициативой, познавательной
активностью и самостоятельностью учащихся. Данная система должна предоставлять
возможность учителю в каждом конкретном случае находить оптимальное соотношение
репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся и при этом должна
быть посильной для учащихся и не требовать больших трудозатрат от учителя. Важным
звеном методической системы обучения биологии должна стать коллективная
деятельность учащихся, которая способствует развитию их познавательной активности и
самостоятельности, оказывает положительное влияние на формирование приемов
умственных действий, умений самостоятельной работы. Она существенно изменяет и
характер деятельности учителя, усиливая его ведущую роль как организатора и
руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с учебным планом учебный предмет "Биология" изучается в 7 классе 2 час в неделю. Общее количество часов - 68.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Планируемые результаты освоения курса биологии в 7 классе
Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего
образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные
потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы
становятся:






Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые
способствуют позитивному воспитанию требований учащихся и требований учителя,
обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их
познавательной активности;
Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления,
организации их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений;
Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем
демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления
любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока;
Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные
игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся, групповая работа или
работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с
другими детьми.
Личностные результаты


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;

















формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты





умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;














умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты

Ученики 7 класса научатся: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

определять принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
 выделять существенные признаки биологических объектов;
 соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых животными,
 объяснять роль биологии в практической деятельности людей; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
 различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных;
опасных для человека;
 сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия
разных видов в экосистеме;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 основным правилам поведения в природе;
 анализировать и давать оценку последствиям деятельности человека в природе,
влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
 соблюдать правила работы в кабинете биологии;
 соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере:
 оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Ученики 7класса получат возможность научиться:
 формировать целостную научную картину мира;

 понимать возрастающую роль естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимость
международного научного сотрудничества;
 овладевать научным подходом к решению различных задач;
 овладевать умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
 овладевать умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
 умению ответственно и бережно относиться к окружающей среде;
 овладевать экосистемной познавательной моделью и возможностью ее применения
в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни,
качества окружающей среды;
 осознавать значимость концепции устойчивого развития;
 формировать умения безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки .
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№

Перечень разделов и тем, последовательность их
изучения

Часы

Общие сведения о мире животных

5

1

Зоология – наука о животных.

2

Животные и окружающая среда.

3

Классификация животных и основные систематические группы.

4

Влияние человека на животных.

5

Краткая история развития зоологии.
Строение тела животных

6

Клетка.

7

Ткани.

8

Органы и системы органов

9

Обобщение по темам: «Общие сведения о мире животных»,
«Строение тела животных»
Подцарство Простейшие

10

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые

11

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

12

Тип Инфузории
Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение
инфузории»

13

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

4

4

К/р

Л/р

1

1

Подцарство Многоклеточные животные
14

Тип Кишечнополостные.

15

Морские Кишечнополостные.
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

16

Тип Плоские черви.

17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

18

Обобщение по темам: Простейшие, Кишечнополостные,
Плоские черви.

19

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

20

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

21

Класс Малощетинковые черви.
Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение;
раздражимость».
Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».
Тип Моллюски

22

Общая характеристика типа Моллюски.

23

Класс Брюхоногие моллюски.

24

Класс Двустворчатые моллюски.
Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских
моллюсков».

25

Класс Головоногие Моллюски.
Тип Членистоногие

26

Класс Ракообразные.

27

Класс Паукообразные

28

Класс Насекомые.
Л/р № 5 «Внешнее строение насекомых».

29

Типы развития насекомых и многообразие..

30

Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные
насекомые. Охрана насекомых.

31

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики
заболеваний человека.

32

Урок-зачёт: тип Членистоногие.
Тип Хордовые

33

Хордовые. Примитивные формы.

2

6

1

4

2

1

7

1

1

7

1

2

34

Рыбы: Общая характеристика и внешнее строение.
Л/р №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

35

Внутреннее строение рыб.
Л/р № 7 «Внутреннее строение тела рыбы».

36

Особенности размножения рыб

37

Основные систематические группы рыб.

38

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

39

Урок-зачет по теме «Класс рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии

40

Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее
строение земноводных на примере лягушки.

41

Строение и деятельность систем внутренних органов.

42

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение
земноводных.

43

Многообразие земноводных.

44

Урок-зачет по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

45

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся ( на
примере ящерицы)

46

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности
пресмыкающихся.

47

Многообразие пресмыкающихся.

48

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана
пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

49

Урок-зачет по теме « Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».
Класс Птицы

50

Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее
строение птиц.
Л/р № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

51

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.
Л/р № 9 «Строение скелета птицы».

52

Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, выделительная системы.

53

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл.
Сезонные явления птиц.

54

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы

5

1

5

1

7

1

2

птиц.
55

Значение и охрана птиц.

56

Урок-зачет по теме «Класс Птицы»
Класс Млекопитающие, или Звери

57

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места
обитания млекопитающих.

58

Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и
нервная системы.
Л/р №10 «Строение скелета млекопитающих».

59

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная,
дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

60

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненны
цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.

61

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные,
Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

62

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные,
Непарнокопытные, Хоботные

63

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.

64

Значение млекопитающих для человека.

65

Урок-зачёт по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»
Развитие животного мира на Земле

66

Доказательства эволюции животного мира.

67

Основные этапы развития животного мира на Земле.

68

Урок-зачёт по разделу «Животные»

69-70

Резерв учебного времени

9

1

2

1

1

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока
Общие сведения о мире животных

1

Зоология – наука о животных.

2

Животные и окружающая среда.

3

Классификация животных и основные
систематические группы.

4

Влияние человека на животных.

5

Краткая история развития зоологии.
Строение тела животных

6

Клетка.

7

Ткани.

8

Органы и системы органов

9

Обобщение по темам: «Общие сведения о мире
животных», «Строение тела животных»
Подцарство Простейшие

10

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс
Саркодовые

11

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс
Жгутиконосцы.

12

Тип Инфузории

13

Многообразие простейших. Паразитические
простейшие.
Подцарство Многоклеточные животные.

14

Тип Кишечнополостные.

15

Морские Кишечнополостные.
Типы: Плоские черви, Круглые черви,
Кольчатые черви

16

Тип Плоские черви.

17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

18

Обобщение по темам: Простейшие,
Кишечнополостные, Плоские черви.

19

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

Дата проведения
(планируемая)

Дата проведения
(фактическая)

20

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые
черви.

21

Класс Малощетинковые черви.
Тип Моллюски

22

Общая характеристика типа Моллюски.

23

Класс Брюхоногие моллюски.

24

Класс Двустворчатые моллюски.

25

Класс Головоногие Моллюски.
Тип Членистоногие

26

Класс Ракообразные.

27

Класс Паукообразные

28

Класс Насекомые.

29

Типы развития насекомых и многообразие..

30

Общественные насекомые - пчёлы и муравьи.
Полезные насекомые. Охрана насекомых.

31

Насекомые – вредители культурных растений и
переносчики заболеваний человека.

32

Урок-зачёт: тип Членистоногие.
Тип Хордовые

33

Хордовые. Примитивные формы.

34

Рыбы: Общая характеристика и внешнее строение.

35

Внутреннее строение рыб.

36

Особенности размножения рыб

37

Основные систематические группы рыб.

38

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

39

Урок-зачет по теме «Класс рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии

40

Места обитания и внешнее строение земноводных.
Внутреннее строение земноводных на примере
лягушки.

41

Строение и деятельность систем внутренних
органов.

42

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение
земноводных.

43

Многообразие земноводных.

44

Урок-зачет по теме «Класс Земноводные, или
Амфибии».
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

45

Особенности внешнего строения и скелета
пресмыкающихся ( на примере ящерицы)

46

Особенности внутреннего строения и
жизнедеятельности пресмыкающихся.

47

Многообразие пресмыкающихся.

48

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Охрана пресмыкающихся. Древние
пресмыкающиеся.

49

Урок-зачет по теме « Класс Пресмыкающиеся, или
Рептилии».
Класс Птицы

50

Общая характеристика класса. Среда обитания.
Внешнее строение птиц.

51

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.

52

Внутреннее строение птицы: Пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная
системы.

53

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный
цикл. Сезонные явления птиц.

54

Многообразие птиц. Систематические и
экологические группы птиц.

55

Значение и охрана птиц.

56

Урок-зачет по теме «Класс Птицы»
Класс Млекопитающие, или Звери

57

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды
жизни и места обитания млекопитающих.

58

Внутренне строение млекопитающих: опорно двигательная и нервная системы.

59

Внутреннее строение млекопитающих:
пищеварительная, дыхательная, кровеносная и
выделительная системы.

60

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой
жизненны цикл. Происхождение и многообразие
млекопитающих.

61

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды:
Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны,
Зайцеобразные, Хищные.

62

Отряды: Ластоногие, Китообразные,
Парнокопытные,
Непарнокопытные, Хоботные

63

Отряд Приматы. Экологические группы
млекопитающих.

64

Значение млекопитающих для человека.

65

Урок-зачёт по теме «Класс Млекопитающие, или
Звери»
Развитие животного мира на Земле

66

Доказательства эволюции животного мира.

67

Основные этапы развития животного мира на Земле.

68

Урок-зачёт по разделу «Животные»

69-70

Резерв учебного времени

Первая четверть – 18 часов
К.р. – 2
Вторая четверть – 14 часов
К.р. – 2
Третья четверть – 22 часов
К.р.-2
Четвертая четверть – 14 часов
К.р. - 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».