Настоящая рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897; Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ; Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14). Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н. Учебник: «Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф», 2009 год. Авторская программа: «Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». – М.: Вентана-Граф, 2010 Методические пособия для учителя: Драгомилов АГ, Маш Р.д. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2005; Сухова ТА, Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. Вентана-Граф, 2005. - 72с.; Электронные Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе использование приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни Задачи раздела: обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебноисследовательской компетентностей: 1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников 2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинноследственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социальноуспешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Форма обучения: очная; заочная; дистанционная Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Планируемые результаты освоения курса биологии в 8 классе Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы становятся: 1. 2. Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые способствуют позитивному воспитанию требований учащихся и требований учителя, обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их познавательной активности; Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления, организации их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений; Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока; Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся, групповая работа или работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с другими детьми. Личностные: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, 5. Анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 6. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; 7. Освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 8. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношенияк собственным поступкам; 9. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 3. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; 4. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 8. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач; 9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; 10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные: 1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 2. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; •объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных; 3. Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; 4. Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 5. Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. 2. Содержание учебного предмета № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Перечень разделов и тем, последовательность их изучения Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч) Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Ткани организма человека Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч) Строение, состав и типы соединения костей Скелет головы и туловища Скелет конечностей Первая помощь при повреждениях опорнодвигательной системы Строение, основные типы и группы мышц Работа мышц Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (8 ч) Значение крови и ее состав Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Сердце. Круги кровообращения Движение лимфы Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма» Тема 4. Дыхательная система (7 ч) Значение дыхательной системы. Органы дыхания Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Дыхательные движения. Регуляция дыхания Заболевания дыхательной системы Часы Контро льная работа 5 1 9 1 8 1 7 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. Первая помощь при повреждениях дыхательных органов Обобщение и систематизация знаний по теме «Дыхательная система» Тема 5. Пищеварительная система (7 ч) Строение пищеварительной системы Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке Пищеварение в кишечнике. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав. Заболевания органов пищеварения Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) Обменные процессы в организме Нормы питания. Витамины Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) Строение и функции почек Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим. Тема 8. Кожа (3 ч) Значение кожи и ее строение Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов Обобщение и систематизация по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа» Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) Железы и роль гормонов в организме Значение, строение и функция нервной системы Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Спинной мозг Головной мозг Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) Принцип работы органов чувств и анализаторов Орган зрения и зрительный анализатор Заболевания и повреждения органов зрения Органы слуха, равновесия и их анализаторы Органы осязания, обоняния и вкуса. Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч) Врождённые формы поведения. Приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга Сложная психическая деятельность: речь, память, 7 1 3 2 3 1 5 6 8 1 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. мышление Психологические особенности личности. Регуляция поведения Режим дня. Работоспособность Сон и его значение Вред наркогенных веществ. Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч) Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём Развитие организма человека. Итоговая проверочная работа по курсу «Человек и его здоровье» Резерв ИТОГО 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 1 68 8 № Перечень разделов и тем, последовательность их изучения Дата проведения (планируемая) Дата проведения (фактическая) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч) Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Ткани организма человека Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч) Строение, состав и типы соединения костей Скелет головы и туловища Скелет конечностей Первая помощь при повреждениях опорнодвигательной системы Строение, основные типы и группы мышц Работа мышц Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система» Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (8 ч) Значение крови и ее состав Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Сердце. Круги кровообращения Движение лимфы Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма» Тема 4. Дыхательная система (7 ч) Значение дыхательной системы. Органы дыхания Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Дыхательные движения. Регуляция дыхания Заболевания дыхательной системы Первая помощь при повреждениях дыхательных органов Обобщение и систематизация знаний по теме 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. «Дыхательная система» Тема 5. Пищеварительная система (7 ч) Строение пищеварительной системы Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке Пищеварение в кишечнике. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав. Заболевания органов пищеварения Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) Обменные процессы в организме Нормы питания. Витамины Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) Строение и функции почек Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим. Тема 8. Кожа (3 ч) Значение кожи и ее строение Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов Обобщение и систематизация по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа» Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) Железы и роль гормонов в организме Значение, строение и функция нервной системы Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Спинной мозг Головной мозг Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) Принцип работы органов чувств и анализаторов Орган зрения и зрительный анализатор Заболевания и повреждения органов зрения Органы слуха, равновесия и их анализаторы Органы осязания, обоняния и вкуса. Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч) Врождённые формы поведения. Приобретённые формы поведения. 58. 59. Закономерности работы головного мозга Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление 60. Психологические особенности личности. 61. Регуляция поведения 62. Режим дня. Работоспособность Сон и его значение 63. Вред наркогенных веществ. Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч) 64. Половая система человека. 65. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём 66. Развитие организма человека. 67. Итоговая проверочная работа по курсу «Человек и его здоровье» 68. Резерв Первая четверть – 18 часов К.р. – 2 Вторая четверть – 14 часов К.р. – 2 Третья четверть – 22 часов К.р.-2 Четвертая четверть – 14 часов К.р. - 2