Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 13.01.2004 г № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ, закона «Об образовании РБ» и на основе программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой (Биология 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2013г.) Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; • приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной; • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоциональноценностного отношения к объектам живой природы. Преподавание учебного предмета «биология» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения выпускниками основной школы. Планируемые результаты обучения В результате изучения учащиеся должны знать/ понимать: • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; • овладение научным подходом к решению различных задач; • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач. Форма обучения: очная; заочная; дистанционная Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов 68 (2 ч в неделю) в 9 классах. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы становятся: Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые способствуют позитивному воспитанию требований учащихся и требований учителя, обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их познавательной активности; Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления, организации их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений; Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока; Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся, групповая работа или работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с другими детьми. Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются: • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных; • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. № № 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Перечень разделов и тем, Часы последовательность их изучения 1. Общие закономерности жизни. Контроль ная работа 4 1. 1.1 Биология как наука 2. 1.2 Методы биологических исследований 3. 1.3 Общие свойства живых организмов 4. 1.4 Многообразие клеток 5. 2.1 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне Строение клетки. Химический состав 6. 2.2 Органоиды клетки. 7. 2.3 Контрольная работа 8. 2.4 Обмен веществ 9. 2.5 Биосинтез белков 10. 2.6 Фотосинтез 11. 2.7 Обеспечение клеток энергией. 12. 2.7 Размножение клеток. 13. 2.8 Жизненный цикл. Митоз. 14. 2.9 Контрольная работа 15. 3.1 3. Закономерности жизни на организменном уровне Организм – живая система. 16. 3.2 17. 3.3 Отличие растительного организма животного. Многообразие живых организмов. 18. 3.4 Контрольная работа 19. 3.5 Примитивные организмы. 20. 3.6 Организмы царства грибов и лишайники 21. 3.7 Животный организм и его особенности 22. 3.8 Разнообразие животных 23. 3.9 24. 3.10 Сравнение свойств организмов человека и животных Контрольная работа 25. 3.11 Размножение живых организмов. 26. 3.12 Онтогенез 27. 3.13 Мейоз от 8 2 18 3 28. 3.14 Изучение механизмов наследственности 29. 3.15 Основные закономерности наследственности 30. 3.16 Закономерности изменчивости 31. 3.17 Ненаследственная изменчивость 32. 3.18 Основы селекции организмов 33. 3.19 Контрольная работа 53. 5.1 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Представления о возникновении жизни на земле Современные представления о возникновении жизни на Земле Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни Этапы развития жизни Идеи развития органического мира на Земле Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Современные представления об эволюции органического мира Контрольная работа Вид. Критерии вида. Структура вида Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции Примеры эволюционных преобразований живых организмов Основные закономерности эволюции Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека Этапы эволюции человека Человеческие расы. Родство. Происхождение Контрольная работа 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды Условия жизни на Земле. 54. 5.2 Среды жизни 55. 5.3 56. 5.4 57. 5.5 Общие законы действия факторов среды на организмы Приспособленность организмов к действию факторов среды Биотические связи в природе 58. 5.6 Популяции 34. 4.1 35. 4.2 36. 4.3 37. 38. 39. 4.4 4.5 4.6 40. 4.7 41. 42. 43. 44. 4.8 4.9 4.10 4.11 45. 46. 4.12 4.13 47. 48. 49. 50. 51. 52. 4.14 4.15 4.16 4.17 4.18 4.19 18 2 18 1 59. 5.7 Функционирование популяции в природе 60. 5.8 Сообщества 61. 5.9 Биогеценозы, 62. 5.10 Экосистемы 63. 5.11 Биосфера 64. 5.12 Развитие и смена биогеценозов 65. 5.13 66. 5.14 Основные законы устойчивости природы Экологические проблемы в биосфере 67. 5.15 Контрольная работа. 68. 5.16 Резерв ИТОГО живой 68 8 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема уроков Дата проведения (планируемый) № 1. Общие закономерности жизни. 1. Биология как наука 2. Методы биологических исследований 3. Общие свойства живых организмов 4. Многообразие клеток 5. 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне Строение клетки. Химический состав 6. Органоиды клетки. 7. Контрольная работа 8. Обмен веществ 9. Биосинтез белков 10. Фотосинтез 11. Обеспечение клеток энергией. 12. Размножение клеток. 13. Жизненный цикл. Митоз. 14. Контрольная работа 15. 3. Закономерности жизни на организменном уровне Организм – живая система. 16. 17. Отличие растительного организма от животного. Многообразие живых организмов. 18. Контрольная работа 19. Примитивные организмы. 20. Организмы царства грибов и лишайники 21. Животный организм и его особенности 22. Разнообразие животных 23. 24. Сравнение свойств организмов человека и животных Контрольная работа 25. Размножение живых организмов. 26. Онтогенез 27. Мейоз Дата проведения (фактический) 28. Изучение механизмов наследственности 29. 30. Основные закономерности наследственности Закономерности изменчивости 31. Ненаследственная изменчивость 32. Основы селекции организмов 33. Контрольная работа 53. 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Представления о возникновении жизни на земле Современные представления о возникновении жизни на Земле Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни Этапы развития жизни Идеи развития органического мира на Земле Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Современные представления об эволюции органического мира Контрольная работа Вид. Критерии вида. Структура вида Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции Примеры эволюционных преобразований живых организмов Основные закономерности эволюции Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека Этапы эволюции человека Человеческие расы. Родство. Происхождение Контрольная работа 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды Условия жизни на Земле. 54. Среды жизни 55. Общие законы действия факторов среды на организмы 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 56. 57. Приспособленность организмов действию факторов среды Биотические связи в природе 58. Популяции 59. Функционирование популяции в природе 60. Сообщества 61. Биогеценозы, 62. Экосистемы 63. Биосфера 64. Развитие и смена биогеценозов 65. 66. Основные законы устойчивости живой природы Экологические проблемы в биосфере 67. Контрольная работа. 68. Резерв Первая четверть – 18 часов К.р. – 2 Вторая четверть – 14 часов К.р. – 2 Третья четверть – 22 часов К.р.-2 Четвертая четверть – 14 часов К.р. - 2 к