Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта. Утвержденного Приказом Министерства
образования и науки РФ от 13.01.2004 г № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред.
Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ, закона «Об образовании РБ» и на основе
программы Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова (Биология. 6-11 классы :
развернутое тематическое планирование по программе).
Цели и задачи предмета:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема);
истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях
в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в
общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных
научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и
происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы,
необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;
уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.
Место учебного предмета
Федеральный базисный учебный план для общего образования отводит 245 часов
для изучения на базовом уровне предмета «Биология», в том числе в 10 классе 68 часов, из
расчета 2 часа в неделю. В соответствие с учебным планом школы учебный план
составляет 68 часов в 10 классе, из расчета 2 часа в неделю.
Форма обучения:
очная;
заочная;
дистанционная
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Общая характеристика курса
Курс биологии в 10 классе направлен на формирование у учащихся целостной
системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому
программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся
на разных уровнях организации живой природы
Большое внимание уделяется рассмотрению вопросов о биологическом
разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого
развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле, т.к.
прогнозирование климата, получение лекарств, обеспечение пищей, создание
высокопродуктивных сортов культурных растений и пород животных, устойчивых к
болезням, сохранение редких и исчезающих видов, рациональное использование
биологических ресурсов нашей планеты — решение этих вопросов зависит от наших
знаний о биологическом разнообразии
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные
и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы
становятся:
Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые
способствуют позитивному воспитанию требований учащихся и требований учителя,
обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их
познавательной активности;
Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления,
организации их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений;
Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем
демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления
любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока;
Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные
игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся, групповая работа или
работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с
другими детьми.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования,
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,
для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний,
видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных
и
глобальных
экологических
проблем,
необходимости
рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды;
• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Введение (1ч).
Биология. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Методы изучения
биологии. Значение биологии.
2. Клетка – единица живого (28 ч)
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в
образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы
живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и
поддержании гомеостаза. Органические материи. Макроэлементы, микроэлементы.
Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов
жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры
— белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы
— белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в
жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные
особенности организации моно- и дисахаридов. Жиры — основной структурный компонент
клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в
основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК —
молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации;
биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК; структура и функции.
Информационные (матричные), транспортные, рибосомные и регуляторные РНК. «Малые»
молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления,
функции в организме.
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки;
организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование.
Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение
биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных
клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения,
их значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления
жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин
(гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее
жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический
обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена.
Фотосинтез. Хемосинтез.
3. Размножение и развитие организмов (12 ч)
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших,
спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное
размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового
размножения.
Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и
формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и
оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение.
Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное
значение полового размножения.
4.Основы генетики и селекции (26 ч)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.
Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования.
Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон
чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее
скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон
независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана.
Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной
хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая
структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в
определении признаков.
Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм.
Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный
и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез.
Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и
основные направления современной селекции. Значение селекции для развития
сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей
промышленности.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
1
Введение. Биология - наука о жизни.
2
Химический состав клетки.
Неорганические соединения.
3
Биополимеры. Углеводы. Липиды
4
Биополимеры. Белки, их строение
5
Функции белков
6
Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.
ДНК
7
Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.
РНК
8
АТФ и другие органические соединения
клетки.
9
Лабораторная работа № 1.
Каталитическая активность ферментов в
живых клетках.
10
Контрольная работа №1 «Химический
состав клетки»
11
Клеточная теория.
12
Клеточная мембрана.
13
Цитоплазма. Плазматическая мембрана.
Эндоплазматическая сеть. Комплекс
Гольджи и лизосомы.
14
Митохондрии, пластиды, органоиды
движения, включения.
15
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
16
Прокариоты и эукариоты
17
Контрольная работа № 2 «Строение и
функции клетки»
18
Фотосинтез. Преобразование энергии
света в энергию химических связей.
19
Обеспечение клеток энергией за счет
окисления органических веществ без
Дата проведения
(планируемая)
Дата поведения
(фактическая)
участия кислорода
20
Биологическое окисление при участии
кислорода
21
Контрольная работа № 3 «Обеспечение
клеток энергией»
22
Генетическая информация. Удвоение
ДНК
23
Образование информационной РНК по
матрице ДНК. Генетический код.
24
Биосинтез белков
25
Регуляция транскрипции и трансляции
26
Вирусы
27
Генная и клеточная инженерия
28
Решение биологических задач
29
Контрольная работа №4 «Наследственная
информация и реализация ее в клетке
30
Деление клетки. Митоз.
31
Фазы митоза
32
Бесполое и половое размножение
33
Мейоз
34
Образование половых клеток и
оплодотворение
35
Типы оплодотворения
36
Индивидуальное развитие.
Эмбриональный период
37
Индивидуальное развитие.
Постэмбриональный период
38
Организм как единое целое
39
Лабораторная работа № 2 «Влияние
внешних условий на раннее развитие
организмов»
40
Обобщение по теме "Размножение и
развитие организмов"
41
Контрольная работа №5 по теме
"Размножение и развитие организмов"
42
Основы генетики
43
Гибридологический метод изучения
наследования признаков
44
Моногибридное скрещивание. Первый
закон Менделя
45
Второй закон Менделя
46
Решение задач на моногибридное
скрещивание
47
Генотип и фенотип. Аллельные гены.
48
Дигибридное скрещивание. Третий закон
Менделя.
49
Решение задач на дигибридное
скрещивание
50
Сцепленное наследование генов
51
Генетика пола
52
Контрольная работа № 6 «Основные
закономерности явлений
наследственности»
53
Взаимодействие генов. Внеядерная
наследственность
54
Взаимодействие генотипа и среды при
формировании признака
55
Модификационная изменчивость.
56
Наследственная изменчивость.
Лабораторная работа № 3 «Построение
вариационного ряда и вариационной
кривой»
57
Мутационная изменчивость
58
Наследственная изменчивость человека
59
Лечение и предупреждение некоторых
наследственных болезней человека
60
Одомашнивание как начальный этап
селекции
61
Методы современной селекции
62
Методы современной селекции
63
Полиплоидия, отдаленная гибридизация,
искусственный мутагенез и их значение в
селекции
64
Успехи селекции
65
Обобщающий урок по теме "Генетика и
селекция"
66
Итоговая контрольная работа
67
Работа над ошибками
68
Обобщение и повторение
Первая четверть – 18 часов
К.р. – 2
Вторая четверть – 14 часов
К.р. – 2
Третья четверть – 22 часов
К.р.-2
Четвертая четверть – 14 часов
К.р. - 2