география-5

Рабочая программа по географии для 5 класса разработана на основе следующих
документов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;

Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря
2012, № 273 – ФЗ;

Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от
31.03.14).
Учебно – методического комплекса:

География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И.
Сонин, И. И. Баринова).

География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И.
Баринова).

География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В.
Курчина).

География. Начальный курс. 5 класс. Диагностические материалы (авторы В. И.
Сонин, И. И. Баринова).
Целями изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;

познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет
сформировать географическую картину мира;

познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;

понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и
мира;

понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания;

глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;

выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности;

формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Основными целями учебного предмета «География» в 5 классе являются:

знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим
изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и
человека;

пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.

При изучении учебного предмета «География» в 5 классе решаются
следующие задачи:

знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией,
формирование интереса к этому предмету;

формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык
живой природы.
В соответствии с учебным планом учебный предмет "География" изучается в 5 классе - 1
час в неделю. Общее количество часов – 34ч.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный
год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности.
Личностные
Личностным результатом обучения географии в 5 классе основной школы является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации учеников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного
региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её
месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды
обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.


Метапредметные
Метапредметными результатами изучения курса «Географии» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,
выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Формирование ИКТ-компетентности учащихся
Создание графических объектов
Выпускник научится:
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей
специальных компьютерных инструментов;
• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные,
классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми
задачами;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной
аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием
возможностей Интернета;
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
• строить математические модели;
Моделирование, проектирование и управление
Выпускник научится:
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность,
организовывать своё время с использованием ИКТ.



Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится:
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а
в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы
в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Предметные
Ученик научится:

объяснять, для чего изучают географию;

использовать различные источники географической информации;

называть основные способы изучения Земли;

анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

по результатам наблюдения находить и формулировать зависимости
и закономерности;

составлять описание географических объектов, процессов и явлений;

строить простые планы местности;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические
объекты;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы;

описывать уникальные особенности Земли как планеты;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети
на глобусе и карте;

работать с компасом;

ориентироваться на местности;

называть и показывать по карте основные географические объекты;

наносить и правильно подписывать географические объекты;

приводить примеры форм рельефа;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности;

объяснять значение ключевых понятий.

формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам

изменения окружающей среды;

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Что изучает география (4 часа).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек
на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два
основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический
метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический
метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев.
Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное
путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и
поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Земля во Вселенной (6 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления
древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной.
Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео
Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура,
наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского,
С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (6 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным признакам, по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в
древности.
Природа Земли (14 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса,
О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы.
Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и
огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка.
Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан.
Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в
атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы.
Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговый (1 ч)
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока

Дата
проведения
(планируемая)
I. Что изучает география (5 часов)
Мир, в котором мы живем
Науки о природе
География- наука о Земле
Методы географических исследований
Обобщение знаний по разделу
II. Как люди открывали Землю (5 часов)
Географические открытия древности и
Средневековья.
Важнейшие географические открытия
Открытия русских путешественников
Открытия русских путешественников
Обобщение знаний по разделу «Как люди
открывали Землю».
III. Земля во Вселенной (9 часов)
Как древние люди представляли себе Вселенную
Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.
Соседи Солнца
Планеты – гиганты и маленький Плутон
Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры.
Мир звезд.
Уникальная планета- Земля
Современные исследования космоса
Обобщение знаний по разделу «Земля во
Вселенной».
IV. Виды изображений поверхности Земли (5часов)
Стороны горизонта
Ориентирование.
План местности.
Географическая карта и глобус
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений
поверхности Земли».
V. Природа Земли (10 часов)
Как возникла Земля?
Внутреннее строение Земли

Дата
проведения
(фактическая)

27 Землетрясение и вулканы
28 Путешествие по материкам
29 Вода на Земле
30 Воздушная одежда Земли
31 Живая оболочка Земли
32 Почва – особое природное тело
33 Человек и природа
34 Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
35 Обобщение знаний по курсу «География 5класс»
Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».