Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897; Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ; Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14). УМК: 1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. – М., Дрофа, 2013 г. ФГОС 2. Громова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. – М., Дрофа, 2014 ФГОС 3. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. – М., Дрофа, 2013. ФГОС. 4. Баранчиков Е.В.География. 6 класс. Сборник заданий и упражнений к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2013 г. 5. Контурные карты «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2014 6. Атлас. «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2014 География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно - научного знания. Курс «География. Начальный курс» является частью целостного учебного предмета «География». Начальный курс географии – это второй по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, он продолжает изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся знания; Регулятивные: -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; -в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. - понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану Познавательные: - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; - составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); - осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников, тетрадей, ресурсах ИНТЕРНЕТ Комммуникативные: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). - задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел I. ВВЕДЕНИЕ География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса. Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы. Раздел II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. Тема 1. План местности Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека. Практическая работа № 1, 2. Изображения здания школы в масштабе. Определение направлений и азимутов по плану местности. Тема 2. Географические карты Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Использование географических карт в практической деятельности человека. Практическая работа № 3. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ Тема 1. Литосфера Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры. Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали. Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана. Особенности рельефа своей местности. Практическая работа № 4. Составление описания форм рельефа Тема 2. Гидросфера Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы. Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана. Воды суши: подземные ( грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод. Практическая работа № 5. Составление описания внутренних вод Тема 3. Атмосфера Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период). Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин. Практические работы № 6, 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. Построение розы ветров. Тема 4. Биосфера Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане. Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. Практическая работа № 8. Составление характеристики природного комплекса (ПК) Раздел IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока ВВЕДЕНИЕ (1 час) 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (9 часов) ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 часа) Понятие о плане местности. Масштаб. Стартовый контроль. Стороны горизонта. Ориентирование. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 часов) Форма и размеры Земли. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Изображение на физических картах высот и глубин. Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (22 часа) ЛИТОСФЕРА (5 часов) Земля и ее внутреннее строение Движение земной коры. Вулканизм. Рельеф суши. Горы. Текущий контроль за 1 полугодие. Равнины суши. Рельеф дна Мирового океана ГИДРОСФЕРА (6 часов) Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства Дата проведения (планируемая) Дата проведения (фактическая) вод океана. Движение воды в океане Подземные воды. Реки. Озера. Ледники. АТМОСФЕРА (7 часов) 22. Атмосфера: строение, значение, изучение. 23. Температура воздуха. 24. Атмосферное давление. Ветер. 25. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. 26. Погода. Климат. 27. Причины, влияющие на климат. БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4часа) 28. Разнообразие и распространение организмов на Земле. 29. Распространение организмов в Мировом океане. 30. Природный комплекс. 31. Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки.» НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 часа) 32. Население Земли 33. Человек и природа. Итоговый контроль за 2 полугодие 34. Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» Первая четверть – 9 часов К.р. – 1 Вторая четверть – 7 часов К.р. – 1 Третья четверть – 11 часов К.р.-1 Четвертая четверть – 7 часов К.р. - 1 17. 18. 19. 20. 21.