география-7

Рабочая программа по географии для 7 класса разработана на основе следующих
документов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;

Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря
2012, № 273 – ФЗ;

Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от
31.03.14).
Используемый УМК:

В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7
класс – М.: Дрофа, 2016.

Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7
класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

Мультимедийнаяе обучающая программа ( электронный учебник): География 7
класс. География материков и океанов.
Изучение географии направлено на достижение следующих основных целей:

создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть
разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами,
сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого
характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в
разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство,
определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в
необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в
решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни
людей.;

воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного
сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных
условий в жизни человека.
Задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности
поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах,
использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса
посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре
которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура,
хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию у учащихся в духе уважения к другим народам
посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой
культуры;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы
с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения
географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним
комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов

посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
В соответствии с учебным планом учебный предмет «География» изучается в 7 классе 2 часа в неделю. Общее количество часов – 68.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный
год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение
следующих личностных результатов:

Овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях;

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента
научной картины мира;

Сформированность устойчивых установок социально-ответственного
поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по
географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:

Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;

Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности
следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;

Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной
траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности,
формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение и передачу, и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением
различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо,
заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;

формирование первичных навыков использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических
параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (2 ч)
Тема 1. Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов. Как
люди открывали и изучали Землю (1)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления
европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие
географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год,
исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное
сотрудничество в изучении Земли.
Тема 2. Карты материков и океанов (1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые
на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Раздел I. Главные особенности природы Земли (12 ч +1 ч Обобщение)
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа)
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли.
Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа.
Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа)
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса.
Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле.
Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы.
Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные
явления в атмосфере.
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (3часа)
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы.
Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система
поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Тема 4. Географическая оболочка (4 ч)
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и
животных. Значение связей живого и неживого вещества. Строение и свойства
географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их
строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная
поясность. Карта природных зон.
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам,
природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и
плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным
признакам.
Раздел II. Океаны и материки (43 ч +6 ч Обобщение)
Тема 1. Океаны (4 ч)
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история
исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной
деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования
природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование
в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Тема 2. Африка (9 ч +1 ч Обобщение)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.
История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и
нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.
Размещение месторождений полезных ископаемых.
Тема 3. Австралия (4 ч)
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент
моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды,
растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости
от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные
ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и
англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды
хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной,
Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Тема 4. Океания (1ч)
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании.
Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического
положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов.
Современные народы и страны Океании.
Тема 5. Южная Америка (6 ч + 1 ч Обобщение)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.
История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм
рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных
ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные
погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной
зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного
мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы
человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте.
Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Тема 6. Антарктида (2 ч +1 ч Обобщение)

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы
ледяного континента. Современные исследования материка.
Тема 7. Северная Америка (7 ч +1 ч Обобщение)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.
Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования,
закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы,
климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности
проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги,
смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты
материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в
результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в
одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной
деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения
в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической
карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки
(Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Тема 8. Евразия (12 ч +2 ч Обобщение)
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов
континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на
карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины,
размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы,
разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и
распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы
континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности.
Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Раздел III. Географическая оболочка — наш дом (2 часа + 1 ч Обобщение курса)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической
оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое
природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды
природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в
планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной
деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании
природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Дата
проведения
(планируемая)

№

Введение (3 часа)
1

Что изучает география материков и океанов.

2

Как люди открывали и изучали Землю

3

Источники географической информации.
Карта – особый источник географических
знаний. Географические методы изучения
окружающей среды.
Раздел 1. Главные особенности природы
Земли (18 часов)
Литосфера и рельеф Земли (3 часа)

4
5-6

Происхождение материков и океанов.
Рельеф Земли.
Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

7-8
9

Распределение осадков на Земле. Общая
циркуляция атмосферы.
Климатические пояса Земли.
Гидросфера. Мировой океан (4 часа)

10 - 11

Гидросфера. Воды Мирового океана. Схема
поверхностных течений.

12 - 13

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с
атмосферой и сушей.
Географическая оболочка (5 часов)

14

Строение и свойства географической
оболочки

15

Обобщающий урок

16

Природные комплексы суши и океана.

17-18

Природная зональность.
Раздел 2. Население Земли (2 часа)

Дата
проведения
(фактическая)

19

Численность населения Земли. Размещение
населения. Народы и религии мира.

20

Хозяйственная деятельность людей.
Городское и сельское население.
Раздел 3. Океаны и материки (45 часов)
Океаны (4 часа)

21

Тихий океан.

22

Индийский океан.

23

Атлантический океан.

24

Северный Ледовитый океан.
Африка (9 часов)

25

Исследователи Африки. Рельеф. Полезные
ископаемые.

26

Климат. Внутренние воды.

27

Природные зоны Африки. Население
Африки.

28

Влияние человека на природу. Заповедники и
национальные парки.

29

Страны Северной Африки. Алжир

30

Обобщающий урок по теме «Африка»

31

Географическое положение Алжира

32

Нигерия
Австралия и Океания (7 часов)

33

Географическое положение. Рельеф.
Полезные ископаемые.

34

Климат. Внутренние воды.

35

Природные зоны Австралии. Своеобразие
органического мира.

36-37

Австралийский союз. Океания.

38-39

Природа, население и сраны Океании
Южная Америка (7 часов)

40- 41

Географическое положение. Рельеф.
Полезные ископаемые.

42-43

Климат. Внутренние воды.

44 -45

Природные зоны. Население.

46

Проверочная работа по теме «Южная
Америка»
Антарктида (2 часа)

47-48
49

ФГП. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Растительный и животный мир.
Северная Америка (7 часов)

50-51

Географическое положение. Рельеф.
Полезные ископаемые

52-53

Климат. Внутренние воды

54
55-56
57

Природные зоны Северной Америки.
Население и страны (США, Канада,
Мексика).
Проверочная работа по теме «Северная
Америка».
Евразия (9 часов)

58-59

ФГП. Особенности и развитие рельефа.
Полезные ископаемые Евразии.

60

Климат Евразии

61

Внутренние воды Евразии

62-63

Природные зоны Евразии.

64-65

Население и страны Евразии. (обзор)

66

Проверочная работа по теме «Евразия»
Раздел 4. Географическая оболочка – наш
дом (2 часа)

67

Закономерности развития географической
оболочки.

68

Взаимодействие природы и общества.

Первая четверть – 18 часов
К.р. – 2
Вторая четверть – 14 часов
К.р. – 2
Третья четверть – 22 часов
К.р.-2
Четвертая четверть – 14 часов
К.р. - 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».