география-8

Рабочая программа по географии для 8 класса разработана на основе следующих
документов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;

Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря
2012, № 273 – ФЗ;

Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от
31.03.14).
Используемый УМК:

Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2009г;

Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г.

Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа .» К учебнику И.И.
Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2011г.
Цель и задачи курса
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем
ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и
рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения — географическую карту, современные геоинформационные
технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических
данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения
к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний
и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной
территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об
особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в
современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к
истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков
адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие
географического мышления.
Основные задачи курса:

сформировать географический образ своей страны и ее многообразии, и
целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных
компонентов: природы, населения, хозяйства:

сформировать представление о России как целостном географическом регионе и
одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в

котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические
региональные процессы, и явления;

показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей
природных,
экономических,
социальных,
демографических,
этнокультурных,
геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов
важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками
самостоятельной работы с различными источниками географической информации как
классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными
(компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и
поведенческими;

развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются
и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы, и явления;

создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами
России и с различными регионами мира.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
В соответствии с учебным планом учебный предмет «География» изучается в 8 классе 2 часа в неделю. Общее количество часов – 68.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие
личностные
результаты
обучения
географии:
1. Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения
и рационального использования;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и
роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
2.гармонично развитые социальные чувства и качества:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения
и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
3.образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по
географии заключаются в формировании и развитии посредством географического
знания:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения
управлять
своей
познавательной
деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии
с
собственными
интересами
и
возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы
деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального
взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.
п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки
в
своих
действиях
и
поступках,
принимать
решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии
являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в
решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение
основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и
базовых
понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов
и
явлений;
•
картографическая
грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты
для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической
среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды,
их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их
последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на
определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей
среды
как
сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение - 1час
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Наша Родина на карте мира – 8 часов
Виды географического положения России: физико-географическое, математикогеографическое,
экономико-географическое,
транспортно-географическое,
геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни
(масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России
и положения других государств.
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной
территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские
пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в
хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории
России. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации.
Федеральные округа.
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы- 19 часов
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые – 4 часа
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и
подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования
земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Рельеф России:
основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области
современного горообразования, землетрясений и вулканизма.
Современные
рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное
оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа
на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения
месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их
рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на
жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на
примере своего региона и своей местности.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы- 5 часов
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей
поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности
распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля,
осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Типы
климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение
климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы
передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы
изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы -4 часа
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные
речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов.
Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с
водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении
территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота.
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их
потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы – 3 часа
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения.
Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы,
свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их
хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и
загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы - 3 часа
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие
его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного
и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях
изменения других компонентов природного комплекса
Раздел II. Природные комплексы России—36 час.
Природа регионов России – 6часов
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития
географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК.
Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы.
Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека.
Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственные зоны России. Природная
зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов.
Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое
природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и
лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо
охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Крупные природные районы России. -23 часа
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины.
Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования.
Кавказ. Природные
комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы
Урала.
Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы ЗападноСибирской
равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири.

Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири –
Байкал.
Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их
освоения.
Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные
уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России. 23 часа.
Тема 7. Человек и природа. 5час.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные
явления. Антропогенное воздействие на природу.
Антропогенное воздействие на природу. Использование природных
ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и
улучшить среду своего обитания – задача современного человека.
Итоговая контрольная работа-1 час.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Наша Родина на карте мира (4 часа)
1.
2.
3.
4.

5-6.
7
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Что изучает физическая география России.
Географическое положение России
Моря, омывающие берега России.
Россия на карте часовых поясов
Как осваивали и изучали территорию
России.
Как осваивали и изучали территорию
России. (продолжение)
Раздел 1. Особенности природы и
природные ресурсы России (19 часов)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение
и полезные ископаемые (5 часов)
Особенности рельефа России.
Геологическое строение территории нашей
страны
Минеральные ресурсы России
Развитие форм рельефа.
Тема 2. Климат и климатические
ресурсы (4 часа)
От чего зависит климат нашей страны.
Распределения тепла и влаги на
территории нашей страны.
Разнообразие климата России.
Зависимость человека от климатических
условий. Агроклиматические ресурсы.
Обобщающий урок
Тема 3. Внутренние воды и водные
ресурсы (3 часа)
Разнообразие внутренних вод России.

Дата
проведения
(планируемая)

Дата
проведения
(фактическая)

Реки.
Озера, болота, подземные воды, ледники,
многолетняя мерзлота
16.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни
человека»
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3
часа)
17.
Образование почв и их разнообразие.
18.
Закономерности распространения почв.
19.
Почвенные ресурсы России.
Тема 5. Растительный и животный мир.
Биологические ресурсы (4 часа)
20.
Растительный и животный мир России.
21.
Биологические ресурсы. Особо
охраняемые природные территории
(ООПТ).
22.
Природно-ресурсный потенциал России.
23.
Обобщающий урок
Раздел 2. Природные комплексы России
(40 часов)
Тема 1. Природное районирование (7
часов)
24.
Разнообразие ПК России. Природное
районирование
25.
Моря как крупные ПК
26.
Природные зоны России. Арктические
пустыни, тундра, лесотундра
27.
Разнообразие лесов России: тайга,
смешанные и широколиственные леса
28.
Безлесные зоны на юге России: степи и
полупустыни, пустыни.
29.
Обобщающий урок
30.
Высотная поясность.
Тема 2. Природа регионов России (33
часа)
31.
Русская (Восточно-Европейская равнина)
ГП и особенности природы
32.
Природные комплексы Русской равнины.
33.
Памятники природы ВосточноЕвропейской равнины
34-35 Проблемы рационального использования
природных ресурсов Русской равнины
36-37 Кавказ – самые высокие горы России.
38.
Особенности природы высокогорий
39-40. Природные комплексы Северного Кавказа
41.
Урал – «каменный пояс» земли Русской
42-43 Природные ресурсы Урала.
44.
Своеобразие природы Урала
45-46. Природные уникумы Урала.
Экологические проблемы
47-48. Западно-Сибирская равнина: особенности
15.

природы
Природные зоны Западно – Сибирской
равнины.
50-51. Природные ресурсы Западной Сибири.
Проблемы их освоения.
52-53. Восточная Сибирь: величие и суровость
природы. Климат Восточной Сибири.
54-55. Природные районы Восточной Сибири
56.
Жемчужина Сибири - Байкал
57.
Природные ресурсы Восточной Сибири и
проблемы их освоения.
58-59. Дальний Восток – край контрастов.
60.
Природные комплексы Дальнего Востока.
61.
Природные уникумы Дальнего Востока.
62.
Природные ресурсы Дальнего Востока,
освоение их человеком.
63.
Обобщение знаний
Раздел 3. Человек и природа (5 часов)
64.
Влияние природных условий на жизнь и
здоровье человека.
65
Воздействие человека на природу
66.
Рациональное природопользование
67.
Экология и здоровье человека. География
для природы и общества
68.
Итоговая контрольная работа
Первая четверть – 18 часов
К.р. – 2
Вторая четверть – 14 часов
К.р. – 2
Третья четверть – 22 часов
К.р.-2
Четвертая четверть – 14 часов
49.

К.р. - 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».