география-9

Рабочая программа по географии для 9 класса разработана на основе следующих
документов:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
 Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря
2012, № 273 – ФЗ;
 Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от
31.03.14).
Используемый УМК:
1. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник (авторы В. П. Дронов, В. Я.
Ром), М., Дрофа 2017
2. География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. Я.
Ром), М., Дрофа 2016
5. Контурные карты. 9 класс – М.: Дрофа, 2016.
6. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс – М.: Дрофа, 2016
3. Контурные карты. 9 класс – М.: Дрофа, 2016.
4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс – М.: Дрофа, 2016
Цель и задачи курса
Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он
сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся.
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и
страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Программа направлена на реализацию следующих целей:
 формирование у учащихся целостного представления об особенностях природы,
населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
 воспитание у учащихся любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и
культуре Родины и населяющих ее народов;
 формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества,
гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей изучения географии в 9 классе необходимо решение
следующих задач:
 формирование у учащихся географического образа своей страны, представления о России
как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального
географического пространства;
 формирование позитивного географического образа России как огромной территории с
уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями
населяющих ее народов;
 развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни
информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных,
Интернет-ресурсов;
 развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать
простейшие меры по защите и охране природы;
 создание образа своего родного края.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов

Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
В соответствии с учебным планом учебный предмет «География» изучается в 9 классе - 2
часа в неделю. Общее количество часов – 68.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Личностные:
1. Формирование
 ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
 целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, развитие познавательной активности;
 целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
 гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
 понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях;
 основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
 эстетического сознания, развитого через освоение художественного наследия
народов России.
2. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:



умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения, самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать
умозаключения и выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
 умение составлять классифицированные и сравнительные таблицы и схемы,
опорные конспекты;
 умение делать выводы из анализа карт, составлять и классифицированные схемы,
применять символико-графические средства наглядности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать.
Коммуникативные УУД:
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения свои чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
 умение организовывать свою работу, планировать деятельность, осуществлять
учебное сотрудничество и совместную деятельность, осуществлять учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально, в паре и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Предметные:
Ученик научится:
 называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их
проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;
 объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение»
или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой,
возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность
населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура
хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование»,
«комбинирование», «себестоимость»;
 объяснять демографические проблемы;



читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды,
графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;
 объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства,
влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
 описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.
 объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства,
влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
 описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.
Ученик получит возможность научиться:
 называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические
регионы РФ и их территориальный состав;
 объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район»,
«специализация территории», «географическое разделение труда»;
 объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных
географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;
 описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные,
экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические
объекты на основе различных источников информации.
 составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
 решению практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых
мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры
народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов
продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и
внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран
мира;
 определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов
своей местности с помощью приборов и инструментов;
 Прогнозировать возможные пути развития территории под влиянием
определённых факторов.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Перечень разделов и тем, последовательность их изучения

Часы

Контрольн
ая работа

Общая часть курса (33 ч)
Место России в мире (4 ч)
Место России в мире. Политико-государственное устройство
1
Российской федерации
Географическое положение и границы России
1
Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое
1
и эколого-географическое положение России
Государственная территория России
1
Население Российской Федерации (6 ч)
Исторические особенности заселения и освоения территории
1
России
Численность и естественный прирост населения
1
Национальный состав населения России
1
Миграции населения
1
Городское и сельское население Расселение населения.
1
Контрольная работа
1
Географические особенности экономики России (3 ч)
География основных типов экономики на территории России
1
Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны
1
Россия в современной мировой экономике. Перспективы
1
развития России
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1 ч)
Научный комплекс
1
Машиностроительный комплекс (3 ч)
Роль, значение и проблемы развития машиностроения
1
Факторы размещения машиностроения
1
География машиностроения
1
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (4 ч)
Роль, значение и проблемы ТЭК
1
Топливная промышленность
1
Электроэнергетика
1
Контрольная работа
1
Комплексы, производящие конструкционные материалы
и химические вещества (7 ч)
Состав и значение комплексов
1
Металлургический комплекс
1
Факторы размещения предприятий металлургического
1
комплекса. Чёрная металлургия.
Цветная металлургия
1
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность
1
Факторы размещения предприятий химической
1
промышленности
Лесная промышленность
1
Агропромышленный комплекс (АПК) (3 ч)
Состав и значение АПК
1
Земледелие и животноводство
1
Пищевая и лёгкая промышленность
1

1

1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
6568

Инфраструктурный комплекс (5 ч)
Состав комплекса. Роль транспорта
1
Железнодорожный и автомобильный транспорт
1
Водный и другие виды транспорта
1
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное
1
хозяйство. Рекреационное хозяйство
Контрольная работа
1
Региональная часть курса (26 ч)
Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 ч)
Районирование России
1
Западный макрорегион – Европейская Россия (1 ч)
Общая характеристика
1
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад (7 ч)
Состав, природа, историческое изменение географического
1
положения. Общие проблемы
Население и главные черты хозяйства
1
Районы Центральной России. Москва и московский
1
столичный регион
Географические особенности областей Центрального района
1
Волго-Вятский и Центрально- Чернозёмный районы
1
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население
1
Контрольная работа
1
Европейский Север (3 ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы
1
Население
1
Хозяйство
1
Европейский Юг – Северный Кавказ (3 ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы
1
Население
1
Хозяйство
1
Поволжье (3 ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы
1
Население
1
Хозяйство
1
Урал (4 ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы
1
Население
1
Хозяйство
1
Контрольная работа
1
Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 ч)
Общая характеристика
1
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики
1
Западная Сибирь
1
Восточная Сибирь
1
Дальний Восток
1
Обобщающее повторение по курсу
1
Повторение
4
ИТОГО

68

1

1

1

1
6

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока

Дата
Дата
проведения
проведения
(планируемая) (фактически)

Общая часть курса (33 ч)
Место России в мире (4 ч)
Место России в мире. Политико-государственное
устройство Российской федерации
Географическое положение и границы России
Экономико- и транспортно-географическое,
геополитическое и эколого-географическое
положение России
Государственная территория России
Население Российской Федерации (6 ч)
Исторические особенности заселения и освоения
территории России
Численность и естественный прирост населения
Национальный состав населения России
Миграции населения
Городское и сельское население Расселение
населения.
Контрольная работа
Географические особенности экономики России (3 ч)
География основных типов экономики на
территории России
Проблемы природно-ресурсной основы экономики
страны
Россия в современной мировой экономике.
Перспективы развития России
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1 ч)
Научный комплекс
Машиностроительный комплекс (3 ч)
Роль, значение и проблемы развития
машиностроения
Факторы размещения машиностроения
География машиностроения
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (4 ч)
Роль, значение и проблемы ТЭК
Топливная промышленность
Электроэнергетика
Контрольная работа
Комплексы, производящие конструкционные материалы
и химические вещества (7 ч)
Состав и значение комплексов
Металлургический комплекс
Факторы размещения предприятий
металлургического комплекса. Чёрная
металлургия.
Цветная металлургия
Химико-лесной комплекс. Химическая

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

промышленность
Факторы размещения предприятий химической
промышленности
Лесная промышленность
Агропромышленный комплекс (АПК) (3 ч)
Состав и значение АПК
Земледелие и животноводство
Пищевая и лёгкая промышленность
Инфраструктурный комплекс (5 ч)
Состав комплекса. Роль транспорта
Железнодорожный и автомобильный транспорт
Водный и другие виды транспорта
Связь. Сфера обслуживания. Жилищнокоммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство
Контрольная работа
Региональная часть курса (26 ч)
Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 ч)
Районирование России
Западный макрорегион – Европейская Россия (1 ч)
Общая характеристика
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад (7 ч)
Состав, природа, историческое изменение
географического положения. Общие проблемы
Население и главные черты хозяйства
Районы Центральной России. Москва и московский
столичный регион
Географические особенности областей
Центрального района
Волго-Вятский и Центрально- Чернозёмный
районы
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население
Контрольная работа
Европейский Север (3 ч)
Географическое положение, природные условия и
ресурсы
Население
Хозяйство
Европейский Юг – Северный Кавказ (3 ч)
Географическое положение, природные условия и
ресурсы
Население
Хозяйство
Поволжье (3 ч)
Географическое положение, природные условия и
ресурсы
Население
Хозяйство
Урал (4 ч)
Географическое положение, природные условия и
ресурсы
Население

57
58

Хозяйство
Контрольная работа
Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 ч)
59
Общая характеристика
60
Этапы, проблемы и перспективы развития
экономики
61
Западная Сибирь
62
Восточная Сибирь
63
Дальний Восток
64
Обобщающее повторение по курсу
65-68 Повторение
Первая четверть – 18 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 14 часов
К.р. – 2
Третья четверть – 22 часов
К.р.-2
Четвертая четверть – 14 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».