география-10

Рабочая программа по географии 10-11 классов составлена на основе следующих
нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ
МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»,
2. Примерная программа по географии для 10 классов общеобразовательных
учреждений под редакцией В.П. Максаковского. Рекомендовано Министерством
образования Российской Федерации, М., 2010 год. По школьному учебному плану на
изучение географии в 10- 11 классах выделен 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и
отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической
подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «Экономическая и
социальная география мира» – это пятый по счету школьный курс географии. В
содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства мира. Содержание программы
сконструировано таким образом, что в курсе географии 10 и 11 классов формируются
представления о характере экономической и социальной географии мира. Экономическая
и социальная география мира формирует в основном представления учащихся о
целостности дифференцированности регионов мира и связях между их отдельными
компонентами.
Цель программы:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и
путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его
объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы
для
описания
и
анализа
природных,
социально-экономических,
геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам
и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и
регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
При изучении географии в 10 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и
целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных
умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических
материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с
точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству
познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в
соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей
учащихся при работе на уроке.
Данная программа рассчитана на один учебный год – 34 часа, 1 час в неделю. В результате
прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными
предметными компетенциями.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Личностные:

1. Формирование
 ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
 целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, развитие познавательной активности;
 целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
 гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
 понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях;
 основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
 эстетического сознания, развитого через освоение художественного наследия
народов России.
2. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения, самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать
умозаключения и выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
 умение составлять классифицированные и сравнительные таблицы и схемы,
опорные конспекты;
 умение делать выводы из анализа карт, составлять и классифицированные схемы,
применять символико-графические средства наглядности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать.

Коммуникативные УУД:
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения свои чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
 умение организовывать свою работу, планировать деятельность, осуществлять
учебное сотрудничество и совместную деятельность, осуществлять учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально, в паре и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Предметные:
Ученик научится:
 называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их
проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;
 объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение»
или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой,
возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность
населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура
хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование»,
«комбинирование», «себестоимость»;
 объяснять демографические проблемы;
 читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды,
графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;
 объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства,
влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
 описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.
 объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства,
влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
 описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.
Ученик получит возможность научиться:
 называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические
регионы РФ и их территориальный состав;
 объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район»,
«специализация территории», «географическое разделение труда»;
 объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных
географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;
 описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные,
экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические
объекты на основе различных источников информации.
 составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
 решению практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых
мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры
народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов
продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и




внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран
мира;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов
своей местности с помощью приборов и инструментов;
Прогнозировать возможные пути развития территории под влиянием
определённых факторов.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 час)
Предмет социально-экономической (общественной) географии в системе
географических наук. Формирование представления о географической картине мира.
Ключевые территории, концепции и современные методы географических знаний.
Основные методы исследования: сравнительный, описательный, картографический,
исторический, математический. Моделирование в географии. Источники географической
информации.
Часть I. Общий обзор современного мира
Тема 1. Политическое устройство мира (5 часов)
Современная политическая карта как историческая категория. Завершение к началу
XX века территориального раздела мира. Основные этапы изменения политической карты
в XX - XXI вв. современная политическая карта. Классификация и типология стран мира.
Унитарное и федеративное государство как формы государственного устройства.
Государственный строй стран мира. Монархии и республики как основные формы
правления.
Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и
развивающихся стран.
Международные организации и группировки стран в современном мире, функции и
значение. Международные отношения в современном мире. Геополитика.
Практическая работа № 1
1) Составление классификации стран мира по различным признакам.
2) Обозначение на контурной карте «горячих точек» планеты.
3) Характеристика по картам экономико-географического положения страны.
Тема 2. Природа и человек в современном мире (5 часов)
Географическая (окружающая) среда. Взаимодействие природы и человека в
различные географические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций
географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества
и размещение хозяйства.
Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных
регионов и стран. Понятие о природно- ресурсном потенциале и его экономической
оценке.
Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Обеспеченность
минеральным сырьем различных стран и регионов. Территориальное сочетание полезных
ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсивному: комплексное освоение
полезных ископаемых.
Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышенное
плодородие почв, рекультивация земель.

Лесные ресурсы. География лесных ресурсов на плане Земли. Два главных лесных
пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран мира и регионов. Деградация
лесного покрова планеты, ее масштабы и последствия.
Ресурс Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы.
Проблемы их использования. Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические
центры мира.
Изменение роли отдельных видов ресурсов на протяжении истории развития
человечества. «Экологическая емкость» территории.
Современное состояние освоение планеты. От региональных к мировым
(глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Объекты и
регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Проблемы мирного
освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем.
Практическая работа № 2
1) Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран мира.
2) Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений
полезных ископаемых и районов их наиболее выгодного территориального
сочетания.
3) Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов стран
пахотными землями, водными и лесными ресурсами.
Тема 3. Население мира (7 часов)
Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения как
отражение уровня социально-экономического развития стран. «Демографический взрыв»,
его причины и последствия. Теория демографического перехода. Понятия о депопуляции.
Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в
различных странах. Состав населения. Социальный и этнический (национальный) состав
населения. Формирование народностей. Крупные народы и языковые группы.
Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира.
Главные историко-культурные центры мира.
Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии.
География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды.
Экономически активное население. социальный состав населения.
Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация
как всемирный процесс. Уровень урбанизации и ее формы. Формы сельского расселения.
Типы миграции, их значение для развития стран. География миграции населения, их
причины и следствия. «Утечка умов».
Понятие об уровне жизни населения. Социально-экономические условия и
продолжительность жизни населения в регионах мира и странах.
Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения. Теория
Мальтуса.
Практическая работа№ 3
1) Построение схемы-графика «Изменение языковой группы».
2) Составление таблицы «Основные языковые группы».
3) Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира.
4) Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения.
Тема 4. Мировое хозяйство и география основных отраслей (16 часов)
Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства. Старые,
новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре

промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в
территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.
Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление
первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой
отрасли на протяжении XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты
географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая
промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны,
главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность
мира, основные черты её географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС
и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии,
повышение их роли в мировой энергетике. Мировая горнодобывающая промышленность.
Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих
державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии.
Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения
мировой цветной металлургии.
Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три
главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и
территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и
деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая
текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая
среда.
Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие
о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты
сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о
«зелёной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового
сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие
продовольственные
культуры.
Непродовольственные
культуры.
Мировое
животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Мировое рыболовство.
Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Мировая
транспортная система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт
развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его
виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот,
морские порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и
проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт - самый
молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и
окружающая среда.
Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения
между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об
открытой экономике и свободной экономической зоне.
Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли
товарами. Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли.
Всемирная торговая организация (ВТО).
Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации.
Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых
иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по
экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и
стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд
(ВМФ).
Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное
научно- техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные
черты географии.

№

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Дата проведения
Дата проведения
(планируемая)
(фактическая)

1.

Введение. Формирование политической
карты мира.

2

Многообразие стран мира

3

Государственный строй стран мира

4

Политическая география и геополитика.
Международные отношения.

5

Взаимодействие общества и природы

6

Мировые природные ресурсы,
минеральные ресурсы

7.

Земельные, лесные ресурсы. Ресурсы
Мирового океана

8

Водные, рекреационные ресурсы.

9

Численность и воспроизводство
населения мира. Демографическая
политика

10 Структура населения. Состав
11 Размещение и миграция населения
12 Городское и сельское население.
13 Урбанизация. Население и окружающая
среда
14 Зачет по теме «Население мира»
15 Население и окружающая среда.
16 Научно-техническая революция
17 Мировое хозяйство
18 Мировое хозяйство в эпоху НТР.
Территориальная и отраслевая структуры
19 Факторы размещения производительных
сил
20 Обобщение по теме «Научнотехническая революция и мировое

хозяйство»
21 Повторение
22 Контрольная работа
23 География промышленности. ТЭК
24 Нефтяная,
газовая,
промышленности
Электроэнергетика мира

угольная
мира.

25 Черная металлургия
26 Цветная металлургия
27 Машиностроение мира
28 Обобщение по пройденному материалу
29 Химическая и легкая промышленность
мира
30 Сельское хозяйство мира
География транспорта мира
31 Водный и воздушный транспорт
32 География международных
экономических отношений
33 Международная торговля
34 Обобщение по пройденному материалу.
Зачет по теме «Мировое хозяйство»
Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».