химия-9

Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с
Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об
образовании в РФ»);
Требований к результатам основного общего образования, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго
поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных
учебных действий для основного общего образования.
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от
29.12.2010 №189;
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, базисным планом МАОУ
СОШ №63 г. Улан - Удэ
Устава образовательного учреждения МАОУ СОШ №63 г. Улан - Удэ
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений, опубликованная издательством «Просвещение» в 2013
году (Сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г.
Фельдмана для 8-9 классов).
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Основные цели изучения химии направлены:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний
в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знании и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающее среде.
Задачи обучения.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие
обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых
для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих
знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и
бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе

самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных
источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в
направлении личностного развития:
-формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому
и духовному многообразию современного мира;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;

-развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы
поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности,
способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные
решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисковоисследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий
и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении
действий по решению учебных и познавательных задач.
-умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение
понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты,
аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
-формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и
технических средств информационных технологий (компьютеров и программного
обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
-умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
-умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
-умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
взаимодействия;
-умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
-умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия
одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и
способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в
достижении цели определенной сложности;
-умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного
общего образования являются:

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
-осознание объективно значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как
основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о
материальном единстве мира;
-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и
окружающей среды;
-формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия
веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств;
-приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за
их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
-умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных
с веществами и лабораторным оборудованием;
-овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в
разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и
др.)
-создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических
знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего
(полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое
профессиональной деятельности;
-формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Многообразие химически реакций (14 часов)
Тема 1. Классификация химических реакций – 6 часов.
Реакции: соединения, разложения, замещения, обмена. Степень окисления. Окислительновосстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления,
восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с
помощью
метода
электронного
баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Закон сохранения и превращения энергии. Расчеты по
термохимическим уравнениям. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на
скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Обратимые
реакции. Понятие о химическом равновесии.
Тема 2.Химические реакции, идущие в водных растворах – 8 часов.
Сущность процесса электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация
кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции
ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства
основных классов неорганических соединений в свете представлений об

электролитической диссоциации и окислительно–восстановительных реакциях. Понятие о
гидролизе солей.
Тема 3. Галогены - 6 часов
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства
галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства
хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная
кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов,
бромидов, иодидов.
Тема 4. Кислород и сера -7 часов
Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера.
Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе.
Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная
реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV). Серная кислота. Химические свойства
разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в
промышленности. Применение серной кислоты.
Тема 5. Азот и фосфор -9 часов
Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот,
физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе.
Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония.
Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение
азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения
азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения. Фосфор.
Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота,
ее соли и удобрения.
Тема 6.Углерод и кремний - 10 часов
Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические
и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная
кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Тема 7. Общие свойства металлов - 13часов
Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические
свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения.
Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение
атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе.
Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов.
Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и
кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и
химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и
гидроксида алюминия. Железо. Положение в периодической системе, строение атомов.
Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Важнейшие
соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественная
реакция на ионы.
Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах - 9 часов
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод –
основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических
соединениях. Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан.
Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов.

Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции
горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен.
Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные
реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена. Ацетиленовый ряд
непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение. Производные
углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты,
многоатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы,
аминокислоты, белки. Роль белков в организме. Понятие о высокомолекулярных
веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень
полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Раздел 1. Многообразие химических реакций
(14 ч)

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11

12

1. Классификация химических реакций (6
часов)
Вводный инструктаж по ТБ. Окислительно –
восстановительные реакции
Окислительно – восстановительные реакции
Входной КТ. Тепловые эффекты химических
реакций
Скорость химических реакций. Первоначальные
представления о катализе
ПР 1 Изучение влияния условий проведения
химической реакции на ее скорость
Обратимые и необратимые реакции. Понятие о
химическом равновесии
2. Химические реакции в водных растворах (8
часов)
Сущность
процесса
электролитической
диссоциации
Диссоциация кислот, оснований и солей
Сильные и слабые электролиты. Степень
диссоциации
Реакции ионного обмена и условия их
протекания
Химические
свойства
основных
классов
неорганических
соединений
в
свете
представлений
об
электролитической
диссоциации и окислительно-восстановительных
реакциях
ПР 2 Решение экспериментальных задач по теме
«Свойства кислот, оснований и солей как
электролитов»

Дата
проведения
(планируемая
)

Дата
проведения
(фактическа
я)

13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Гидролиз
солей
Обобщение
по
темам
«Классификация
химических
реакций»
и
«Электролитическая диссоциация»
КР1 по темам «Классификация химических
реакций» и «Электролитическая диссоциация»
Раздел 2. Многообразие веществ (45 часов)
3. Галогены ( 6 часов)
Положение галогенов в периодической таблице и
строение их атомов. Получение галогенов
Физические и химические свойства галогенов.
Сравнительная характеристика галогенов
Свойства и применение хлора
Хлороводород: получение и физические свойства
Соляная кислота и ее соли
ПР 3 Получение соляной кислоты и изучение ее
свойств
4. Кислород и сера ( 7 часов)
Положение кислорода и серы в периодической
системе химических элементов, строение их
атомов. Аллотропия серы
Свойства и применение серы
Сероводород. Сульфиды
Оксид серы (IV). Сернистая кислота и ее соли
Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли
Окислительные свойства концентрированной
кислоты
ПР 4 Решение экспериментальных задач по теме
«Кислород и сера»
5. Азот и фосфор ( 9 часов)
Положение азота и фосфора в периодической
таблице химических элементов, строение их
атомов. Азот: свойства и применение
Аммиак: физические и химические свойства,
получение и применение
ПР 5 Получение аммиака и изучение его свойств
Соли аммония
Азотная кислота: строение молекулы, получение.
Общие свойства азотной кислоты
Окислительные свойства азотной кислоты
Соли азотной кислоты. Азотные удобрения
Фосфор: аллотропия и свойства
Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее
соли. Фосфорные удобрения
6. Углерод и кремний (10 часов)
Положение углерода и кремния в периодической
таблице химических элементов, строение их
атомов. Аллотропные модификации углерода
Химические свойства углерода. Адсорбция
Угарный газ: свойства и физиологическое
действие
Углекислый газ

41
42

Угольная кислота и ее соли
ПР 6 Получение оксида углерода (IV) и изучен ие
его свойств. Распознавание карбонатов
43
Кремний. Оксид кремния (IV)
44 Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент
45 Обобщение по теме «Неметаллы»
46
КР 2 по теме «Неметаллы»
7. Общие свойства металлов ( 13часов)
47 Положение металлов в периодической таблице
химических элементов. Металлическая связь.
Физические свойства металлов. Сплавы металлов
48 Нахождение металлов в природе и общие
способы их получения
49 Химические
свойства
металлов.
Электрохимический ряд напряжений металлов
50 Щелочные металлы: нахождение в природе,
свойства
51 Оксиды и гидроксиды щелочных металлов.
Применение щелочных металлов
52 Магний. Щелочноземельные металлы. Кальций и
его соединения
53 Жесткость воды и способы ее устранения
54 Алюминий: физические и химические свойства
55 Амфотерность оксида и гидроксида алюминия
56 Железо: нахождение в природе и свойства
57 Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и
железа(III)
58 ПР 7 Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы»
59 КР3 по теме «Металлы и их соединения»
Раздел 3. Краткий обзор важнейших
органических веществ (9 ч)
8.
Первоначальные
представления
об
органических веществах (9 часов)
60 Органическая химия
61 Предельные (насыщенные) углеводороды
62 Непредельные (ненасыщенные) углеводороды
63 Полимеры.
Полиэтилен,
полипропилен,
поливинилхлорид
64 Производные углеводородов. Спирты
65 Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры
66 Углеводы
67 Аминокислоты. Белки
68 КР 4 «Органические соединения»
Первая четверть – 18 часов
К.р. – 2
Вторая четверть – 14 часов
К.р. – 2
Третья четверть – 22 часов
К.р.-2
Четвертая четверть – 14 часов

К.р. - 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».