Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), ( с изменениями и дополнениями); Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/ 2015 учебный год (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г №253; Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 уч. год; Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Примерной программы «Русский язык» УМК «Перспектива» (авторы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной -3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 2017), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной. На изучение курса «русский язык» в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часов в год. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления; Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства; • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов. I. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения Предметные результаты изучения русского языка: Обучающиеся научатся: • различать устные и письменные формы общения; • понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка; • понимать необходимость осознания значения слова и его написания; • называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст); • составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму; Обучающийся получит возможность научиться: • поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение; • понимать и объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации; • составлять и расшифровывать письмо, созданное с помощью рисунков; • понимать структуру языка (единицы, из которых он состоит). • учебным действиям с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные личностные результаты. У выпускника начальной школы будет сформировано -общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; - осознание себя гражданином своей страны; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; -учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; -способность к оценке своей учебной деятельности; -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; -установка на здоровый образ жизни; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; – устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметные результаты изучения русского языка: В области познавательных УУД (общеучебных) Обучающиеся научатся: • обогащать свой словарный запас; • понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; • осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры; • понимать обучающую задачу дидактических игр; • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; • работать с моделями слова, звуковыми схемами; • пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц; Обучающийся получит возможность научиться: • развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы); • классифицировать языковые единицы по различным критериям; • работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм); • понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности; • работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу; • развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов — названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.); • развивать внимание (например, нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т. п.); • применять полученные знания для решения практических задач. • сравнивать языковые единицы по разным критериям; • создавать собственные словесные произведения по образцу; • находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение и т. д.) В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий). Обучающиеся научатся: • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Обучающийся получит возможность научиться: • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; • соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе; • оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала; • сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях В области коммуникативных УУД. Обучающиеся научатся: • контролировать свою речь в процессе общения. • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Обучающийся получит возможность научиться: • принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей; • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы; • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. II. Содержание учебного предмета (132 ч) Период обучения грамоте включает три этапа: подготовительный, основной, послебукварный. Все три подхода реализуются на всех этапах обучения: 1. Подготовительный этап («Давайте знакомиться!») начинается с курса общения. Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» предназначена для работы в подготовительный период обучения грамоте. 2. Основной этап обучения. В основной (букварный) период ученики отрабатывают навыки письма и орфографические умения в Прописях «Мой алфавит». 3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале Прописи «Пишу красиво». Главное назначение пособия – закрепить каллиграфические и орфографические навыки. После обучения грамоте начинается изучение русского языка. Программа по русскому языку представлена основными содержательными линиями: 1) основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика); грамматика (морфология и синтаксис); 2) орфография и пунктуация; 3) развитие речи. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. В мире речевого общения Обучающиеся научатся: • ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества); • различать устные и письменные формы общения; • иметь элементарное представление о тексте; • составлять простейшие высказывания в реальном общении; • понимать важность культуры речевого общения; Раздел «Лексика» Обучающиеся научатся: • формировать ценностное отношение к слову; • расширять свой лексический запас словами разных тематических групп; • формировать представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение; • составлять двусторонние модели слов; • формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова; • понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных. • иметь первоначальные представления о словах, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы к т о ? ч т о ? • выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.); слов со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением; • правописание имен собственных; • составление тематических словариков на основе содержательной классификации слов по определённым темам. Раздел «Фонетика, графика» Обучающиеся научатся: • понимать преимущества звукобуквенного письма; • осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; • использовать знание алфавита; • понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов; • систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами; • находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове; • передавать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака (ь) и букв е, ё, ю, я, и, твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы); • разграничивать две функции букв е, ё, ю, я, и: обозначение мягкости согласных звуков либо обозначение двух звуков; • правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове; • находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов); • понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; • понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой; • понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого и непроверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных; • верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами; • переносить слова по слогам в соответствии с правилами; • правильно употреблять прописную букву. Раздел «Грамматика и орфография» Обучающиеся научатся: • наблюдать за составом слова; • выполнять элементарные грамматические обобщения: представление о предметности, свойстве (качестве) и действии на основе классификации слов по вопросам к т о? ч т о? ч т о д е л а е т? ч т о д е л а ю т? к а к о е? к а к а я? к а к о й? к а к и е? • наблюдать за сильной и слабой позицией гласных и согласных (безударных; парных по звонкости и глухости) с целью подготовки к введению понятия «орфограмма», нахождения орфограммы в слове. • Представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Установление смысловой связи слов в предложении по вопросам. Роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи. • Отличать предложение от текста. III. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 Раздел Подготовительный этап Основной Послебукварный период Русский язык ИТОГО: Количество часов 20 61 10 41 132 ч Лист корректировки тематического планирования Предмет: Обучение грамоте, русский язык Класс: 1 ___ Учитель: ____________________ 2021-2022 учебный год № урока Тема Количество часов по плану дано Причина Способ корректировки корректировки