Русский язык - 2 кл

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 2 класса МАОУ «СОШ № 63
г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов:

 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений,
внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее
- ФГОС начального общего образования);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.уУлан-Удэ» на 2021-2022 учебный год;


Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.

Для реализации программного содержания используется следующий УМК:
Учебник «Русский язык» в 2-х ч., 2 класс, Л.Ф.Климанова, Москва, «Просвещение» 2021
г.
Место предмета в учебном плане:
На изучение курса «Русского языка» во 2 классе отводится 3,5 часа в неделю всего 119
часов в год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных

телевизионных программ, использование ресурсов

Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.

Планируемые результаты освоения учебной программы

Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального
опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.

Регулятивные УУД:
Обучающийся
научится:
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о
свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение в конце действия
Познавательные
УУД: Обучающийся
научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и
самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения6
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
- различать устные и письменные формы общения;

- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в
процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий,
выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их
выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных
задач;
- осуществлять действие взаимоконтроля.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих
умений:
Обучающийся научится:
- названию и порядку букв русского алфавита;
- произносить звуки и их сочетания в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
- использовать на письме разделительные ъ и ь знаки;
- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;
- проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение,
находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- писать заглавную букву в именах собственных;
— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40
слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием; правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн;
слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с
разделительным мягким знаком (ь); -каллиграфически правильно списывать слова,
предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений; - различать
лексическое и грамматическое значение слова; находить грамматические группы
слов (части речи);- находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых
других слов; - восстанавливать деформированные предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
- различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

- находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать
однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов
(простейшие случаи); - проверять правильность обозначения безударных гласных и
парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора
однокоренных слов;
- выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную
тему; - находить в предложении главные члены; - определять части речи (имя
существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному
значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
- письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать
2—3 предложения на заданную тему; - писать изложение текста в 40—55 слов
с использованием вопросов.
- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные,
употребленные в прямом и переносном значении; на практи-ческом уровне различать
синонимы, антонимы, многозначность без введения понятий; - подбирать родственные
слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм вкорне слова; различать
однокоренные слова и синонимы;
- опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

.Содержание учебного курса, предмета

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью
наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух
информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста,
передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника
(анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за
ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения
для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить
слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой
речи.Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и
т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии
с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных
заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания
слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное
употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов
с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их
применение:



раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);







употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
употребление ъ и ь как разделительных знаков;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении.
Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание
прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление
речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из
предложений связного текста, его запись.Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных
игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения,
основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Тематическое планирование
№п/п

Тема урока

Первая четверть – 28 часа
Сл.д-1
К.д- 1
П.р.- 1
К.с.-1
Тема Мир общения.- 12 часов
1
Слово и его значение.
2
Правила письменной речи. Словарный диктант.
3
Слово, предложение и текст в речевом обращении.
4
Слово, предложение и текст в речевом обращении.
5
Входной контроль. Контрольное списывание.
6
Слово, предложение и текст в речевом обращении
7
Виды текстов. Составление текстов по вопросам
8
Восстановление деформированного текста
9
Из истории письменной речи
10
Главный помощник в общении – родной язык
11
Проверочная работа по теме «Мир общения»
12
Анализ ошибок и коррекция знаний
Тема Звуки и буквы. Слог. Ударение- 16 часов
1
Гласные и согласные звуки.Обозначение их
буквами
2
Алфавит , использование алфавита
3
Гласные и согласные звуки. Обозначение их
буквами.
4
Гласные и согласные буквы. Расхождения в
произношении и написании. Понятие орфограммы.
5
Звук /Й/ и буква Й. Перенос слов с буквой Й
6
Звук /Э/ и буква Э. Перенос слов с буквой Э
7
Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение
на письме.
8
Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение
на письме.
9
Перенос слов с мягким знаком
10
Обозначение мягкости согласных звуков на письме
11
Обозначение мягкости согласных звуков на письме
с помощью гласных е, ё, ю, и, я
12
Шипящие согласные звуки
13
Правописание буквосочетаний жи-ши
14
Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу
15
Контрольный диктант за 1 четверть
16
Анализ ошибок и коррекция знаний
2 четверть- 25 часов
Сл.д.- 1
Кр.д.- 3
Тест -2

Дата проведения Дата проведения
(планируемая)
(фактическая)

Тема Звуки и буквы. Слог. Ударение- 17 часов
1
Правописание буквосочетаний чк, чн, щн
2
Упражнения
в
правописании
изученных
буквосочетаний
3
Составление рассказа по картинке, по вопросам к
ней и опорным словам
4
Слог.Перенос слов
5
Диктант «Правописание буквосочетаний жи-ши,
ча-ща, чу-щу, чк, чн,щн»
6
Анализ ошибок и коррекция знаний
7
Ударение. Роль ударения в слова Ударный слог.
Словарный диктант
8
Безударные гласные звуки. Их обозначение на
письме
9
Упражнения
в
подборе
однокоренных
и
проверочных слов
10
Диктант по теме «Безударные гласные»
11
Звонкие и глухие согласные . Их обозначение на
письме
12
Правописание звонких и глухих согласных в
середине слова
13
Непарные согласные
14
Слова с удвоенными согласными
15
Непроизносимые согласные
16
Разделительный Ь и Ъ знаки Правописание слов с
разделительным Ъ и Ь знаком
17
Тест по теме «Звуки и буквы. Слог.Ударение»
Тема Слово и его значение – 8 часов
1
Имена собственные и нарицательные
2
Омонимы
3
Синонимы.Использование синонимов в речи.
4
Антонимы
5
Устойчивые сочетания слов. Слова с несколькими
значениями
6
Тематические группы слов. Тест по теме «Слово и
его значение»
7
Контрольный диктант за 2 четверть.
8
Анализ ошибок и коррекция знаний
3 четверть- -38 часов
К.д.- 2
Сл. д – 3
Тест- 1
Тема Состав слова – 15 часов
1
Как собрать и разобрать слово
2
Родственные слова.Словарный диктант
3
Корень- главная часть слова
4
Однокоренные слова
5
Правописание безударных гласных в корне слова
6
Правописание парных согласных в корне слова

Приставка
Правописание разделительного Ъ знака. приставка
Суффикс
Роль суффикса в слове
Суффиксы с уменьшительно- ласкательным
значением.
12
Окончание
13
Обобщение знаний по теме «Состав слова»
14
Контрольный
диктант
с
грамматическим
заданием по теме «Состав слова»
15
Анализ ошибок и коррекция знаний
Тема Части речи – 23 часов
1
Части речи.
2
Имя
существительное.
Одушевленные
и
неодушевленные имена существительные
3
Собственные имена существительные
4
Правописание собственных имен существительных
5
Изменение имён существительных по числам.
6
Глагол как часть речи
7
Изменение глаголов по числам
8
Развитие умения ставить вопросы к глаголам в
форме настоящего, прошедшего и будущего времен
9
Употребление глаголов в речи.
10
Обобщение знаний о глаголе. Словарный диктант
11
Имя прилагательное как часть речи
12
Изменение имен прилагательных по числам
13
Роль имен прилагательных в речи
14
Употребление прилагательных в речи.
15
Сочинение
16
Повторение знаний об основных частях речи
17
Предлог. Его роль в речи. Словарный диктант
18
Правописание предлогов со словами.
19
Различия написания приставок и предлогов
20
Различия написания приставок и предлогов
21
Литературные нормы употребления предлогов в
речи Обобщение знаний по теме «Части речи». Тест
22
Контрольный диктант за 3 четверть
23
Анализ ошибок и коррекция знаний
4 четверть – 28 часов
К.д. -2
Пр.р -2
К.списывание-1
Тема Предложение . Текст- 15 часов
1
Предложение
2
Типы предложений по интонации и цели
высказывания
3
Главные члены предложения
4
Второстепенные члены предложения
5
Связь слов в предложении
6
Текст .Типы текстов
7
8
9
10
11

Практическая работа . Составления текста описания
8
Записка, как вид текста, ее особенности
9
Письмо, как вид текста, требования к его написанию
10
Приглашение, как вид текста, требования к его
написанию
11
Контрольный словарный диктант
12
Практическая работа. Составление текста по
опорным словам.
13
Общение человека с природой
14
Тест по теме «Предложение. Текст»
15
Анализ ошибок и коррекция знаний
Тема Итоговое повторение – 13 часов
1
Повторение знаний по теме «Звуки и буквы.
Слог.Ударение»
2
Повторение знаний по теме «Звуки и буквы.
Слог.Ударение»
3
Повторение знаний по теме «Слово и его значение»
4
Повторение знаний по теме «Состав слова»
5
Контрольное списывание
6
Повторение знаний по теме «Части речи»
7
Повторение знаний по теме «Части речи»
8
Повторение знаний по теме «Части речи»
9
Обобщение знаний
10
Обобщение знаний
11
Подготовка к контрольному диктанту за год
12
Итоговый контрольный диктант за год
13
Анализ ошибок и коррекция знаний
Итого: 119 часов
7

Лист корректировки тематического планирования

Предмет: Русский язык
Класс 2
Учитель____________
2021-2022 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов
по плану дано

Причина
Способ
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».