Русский язык - 3 кл

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 3 класса МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе:




Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный
номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в
Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373), (с изменениями и дополнениями);
 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год (приказ
Минобрнауки РФ от 31.03.2014г №253;
 Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 уч. год;
 Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.
 Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина
России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом
возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на
работу по УМК:
1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников
системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. :
Просвещение, 2011.
2. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Ф.
Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2015.
3. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс : пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2019.
4. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 3 класс: метод. пособие с поурочными разработками / Л.
Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2015.
Цели курса. Программа направлена на достижение следующих целей:
 формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
 развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
 освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка,
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
 овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять
несложные монологические высказывания;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
 развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить),
а также речевое мышление учащихся;
 обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике,
лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых
умений и навыков;







пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое
предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в
общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в
изучении языка и речи учащихся;
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения
к языку как величайшей культурной ценности народа;
развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных
текстов.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.

I. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский
язык» к концу 3-го года обучения
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты
определенные личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:

–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения
задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты.
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства ее осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера,
усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных
и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной
форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
 сравнение;

 анализ;
 синтез;
 классификация и обобщение по родовидовым признакам;
 установление аналогий и причинно-следственных связей;
 построение рассуждений;
 отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно
использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и
сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических,
лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих
существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания
слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
II. Содержание учебного предмета
Языковой материал представлен на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы
включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий,
относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части
предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами
предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков,

анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также
совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации
общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому
общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей,
несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение
в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории
письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев
произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с
помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя),
чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий
ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то
сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении.
Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения
скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в
стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и
др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по
смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание,
рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ,
стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную
мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение
повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и
запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни
детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации
и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в
коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать
диалог вопросами и репликами.

III. Тематическое планирование по русскому языку в 3 классе
(УМК «Перспектива»)
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год. Учебный материал распределён по
разделам:
№
п/п

Раздел

Количество
часов

1.

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

11

2.

Язык – главный помощник в общении.

32

3.

Состав слова.

14

4.

Части речи.

5

5.

Имя существительное.

26

6.

Местоимение.

3

7.

Глагол.

20

8.

Имя прилагательное.

19

9.

Повторение.

3

ИТОГО

136 ч.

Лист корректировки тематического планирования
Предмет: Русский язык
Класс 3 ____
Учитель: ___________
2021-2022 учебный год

№
урока

Тема

Количество часов
по плану

дано

Причина
корректировки

Способ
корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».