Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 1 класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования); Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ»; Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год; Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Для реализации рабочей программы используется УМК «Перспектива»: учебник Л.В. Климанова., С.Г. Макеева. (в 2 частях). 1 класс АО «Издательство «Просвещение», 2021; Рабочая программа рассчитана на один год обучения в объеме 88 часов обучение грамоте и 44 часа литературное чтение 132ч. Цели и задачи курса: Познавательная цель предполагает формирование уважительного отношения детей к книге как важнейшей культурно-исторической ценности. Социокультурная цель развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: 1)сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; 2)обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей; 3)обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативноречевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей; 4)введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов. I. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения Предметные результаты изучения литературного чтения: Обучающиеся научатся: • понимать ценность книги; • оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; • видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; любить свою страну. Обучающийся получит возможность научиться: • читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты; • выучить наизусть 5-10 небольших стихотворений. Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные личностные результаты. У выпускника начальной школы будет сформировано -общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; - осознание себя гражданином своей страны; Метапредметные результаты изучения литературного чтения: В области познавательных УУД (общеучебных) Обучающиеся научатся: • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации; • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; Обучающийся получит возможность научиться: • развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации); • работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм); • работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу; • создавать собственные словесные произведения по образцу. В области коммуникативных УУД Обучающиеся научатся: • контролировать свою речь в процессе общения. • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Обучающийся получит возможность научиться: • принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей; • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы; • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) Обучающиеся научатся: • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Обучающийся получит возможность научиться: • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; • соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе; • оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала; • сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях II. Содержание курса «Литературное чтение» 1 класс (132 ч) 1. Подготовительный период обучения. Добукварный период Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Дети знакомятся с фонетикой: Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. 2. Основной (букварный) период обучения Овладение звуко-буквенным письмом . Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название —«Страна АБВГДейка». Развитие фонематического слуха детей, действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. первоначальное чтение и письмо, знания о слове и предложении, их структуре. Разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Вводится работа в парах. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениям 3. Послебукварный период обучения Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Навыки осознанного чтения, переход от послогового чтения к чтению словами. Развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. 4. Литературное чтение включает в себя следующие разделы: Р а з д е л «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного). Р а з д е л «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинноследственные связи в художественном произведении; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). В р а з д е л е «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, обеспечивающие выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–7 лет, читательских предпочтений младших школьников. Р а з д е л «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Р а з д е л «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)». Является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизацию. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения. III.Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 Раздел Подготовительный этап Основной Послебукварный период Литературное чтение ИТОГО: Количество часов 19 62 7 44 132 ч Лист корректировки тематического планирования Предмет: Литературное чтение Класс: 1 ___ Учитель: ____________________ 2021-2022 учебный год № урока Тема Количество часов по плану дано Причина корректировки Способ корректировки