литературное чтение - 4 класс

\

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 4 класса
МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов:
 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с
учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от
26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 Основной общеобразовательной программы начального общего образования
МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ»;
 Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год.
 Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется УМК: учебник Климанова Л.Ф.,
Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х
частях. М.: Просвещение, 2019г.
Цели программы:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также
коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами
информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию
её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение
произведений;
- обогащение личного опыта обучающихся духовными ценностями, которые определяют
нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение обучающихся в мир детской литературы; формирование у начинающего
читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении
литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской
самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение
первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Задачи программы:
- развитие интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей
младших школьников;
- формирование жизненно важных нравственно-этических представлений (добро,
честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность);
- воспитание потребности в систематическом чтении;
- формирование понимания художественных произведений как искусства слова;
- развитие воображения и образного мышления, художественного вкуса.

Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.
Место предмета в учебном плане:
На изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится 3 часа в неделю,
всего 102 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального
опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.

Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров,
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и
коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения.
4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество;
книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами
гуманитарно-эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и
литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать
и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический
и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать
результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные результаты
Универсальные УУД
Учащиеся научатся:
 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать
правильность выполнения действий на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
Учащиеся получат возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
 использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и
выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,
схему);
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 пользоваться справочником и энциклопедией.
Учащиеся получат возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и
интернет-ресуросв ;
 строить
логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
 участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с
поставленными задачами;
 готовить самостоятельно проекты;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 адекватно использовать речевые средства для различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи,
создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Учащиеся получат возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёрами;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;
 адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
 обосновывать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения
(читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского
опыта, поиск аргументов);
 осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности
(специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;
 составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;
 сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам;
определять отличительные особенности;
 сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы,
находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для
подготовки сообщения;
 сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.
Учащиеся получат возможность научиться:
 воспринимать литературу как искусство;
 осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
 ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений
от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по
заданному параметру, по собственному желанию;
 составлять самостоятельно краткую аннотацию;
 писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;
 самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами,
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Учащиеся получат возможность научиться:
 ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться интернет-каталога
для поиска необходимой литературы.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 определять конкретный смысл понятий: притча, былина, мифы, литературная
сказка;
 различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из
них;
 сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и
поговорки по темам;
 сравнивать былину и сказочный текст;
 сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
 определять ритм стихотворения;
 сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2-3 особенности текста;
 создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства
художественной выразительности
Учащиеся получат возможность научиться:

использовать в речи литературоведческие понятия
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
 создавать свой собственный текст.
Учащиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебник «Литературное чтение» для 4 класса включает семь разделов:
1. Книга в мировой культуре (3ч)
Продолжает содержание аналогичных разделов 1, 2, 3 классов «Любите книгу»,
«Книги – мои друзья». Изучаемый раздел включает высказывания известных русских и
зарубежных писателей о книге, произведения древнерусской литературы («Из Повести
временных лет»), материал по истории книги (книги на папирусе, книги из бересты,
пергамента), материал о современных книгах, в том числе и электронных. Основные
понятия раздела: библиотека, летопись, летописец, папирусная книга, берестяные грамоты,
книги из пергамента, буквица. Основными методическими задачами уроков этого раздела
являются: знакомство с историей книги, определение её роли в мировой культуре; умения
находить нужную книгу в библиотеке по заданному параметру, составлять на книгу
библиографическую карточку.
2. Истоки литературного творчества (11ч)
Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной
сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка». Основные понятия раздела: виды народного
творчества, Библия, Священное Писание, библейские сюжеты, притча, былина, миф,
постоянный эпитет. Основной методической задачей уроков этого раздела является
определение специфических особенностей жанров литературы: миф, притча, былина.
3. О Родине, о подвигах, о славе (12ч)
Включает научно- познавательные и художественные произведения о военных
событиях, репродукции картин Н. Бута, А. Дейнеки, М. Авилова, А. Бубнова и фотографии
военных лет. Основные понятия: духовно- нравственные ценности и понятия
(благородство, ответственность, геройство, подвиг, настоящий герой, поступок) Основной
методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе
художественных текстов чувства гордости за свой народ, любви к Родине, ответственности
за совершаемые поступки.
4. Жить по совести, любя друг друга (13ч)
Продолжает аналогичные разделы 1,2,3 классов. Изучаемый раздел включает
произведения отечественных авторов о детях и для детей. Каждое произведение писателя –
это опыт его жизни, его переживания. Читая эти произведения, учащиеся размышляют,
похожи ли сверстники, жившие много лет назад, на них; как складывались их отношения с
учителями, с родителями. Ребята учатся понимать, что словом можно поддержать или
огорчить. Вместе со взрослыми они обсудят, что такое ответственность, взаимопонимание,
уважение к старшему, любовь, сопереживание. Основные понятия раздела: духовнонравственные ценности и понятия (ответственность в семье, взаимопонимание, уважение к
старшему, любовь, сопереживание, послушание, благородство, сострадание) Основной
методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе
художественных произведений ответственности, чувства справедливости, сострадания.
5. Литературная сказка (17ч)
Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной
сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка» Изучаемый раздел включает биографический
материал о зарубежных писателях братьях Гримм, Ш.Перро, Г.Х. Андерсене и их
произведения. Основные понятия раздела: сказка, литературная сказка, герои литературных
сказок, переводная литература, аналогичные сюжеты сказок. Основными методическими
задачами уроков этого раздела являются: знакомство с зарубежной литературной сказкой;
выявление основных её особенностей; сравнивание сказок с похожими сюжетами.
6. Великие русские писатели (37ч)
Продолжает аналогичный раздел 3 класса. Он включает произведения известных
русских писателей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Основные понятия
раздела: сказка, рассказ, лирическое стихотворение, средства художественной
выразительности (олицетворение, метафора, эпитет). Основной методической задачей

уроков этого раздела является знакомство учащихся с русской классической литературой.
Кроме того, учащиеся на примере работы с классическими художественными
произведениями учатся: - определять специфические особенности жанра литературной
сказки («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина); - сравнивать
литературную сказку с народной сказкой; - определять особенности жанра рассказа на
примере произведений Л.Т. Толстого; - определять особенности лирического
стихотворения на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова, а также средства
художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение).
7. Литература как искусство слов (9ч)
В этом разделе представлен материал для самостоятельной работы учащихся и
проведения проверочных работ в течение и в конце учебного года.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по
услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без
пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового
чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение
слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей
читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать
звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение
небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание
цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к
прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с
речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением
знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя
произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста,
использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и
ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя
различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения
высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение.
Определение целей
создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинноследственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли
каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного
высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или
самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической

последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа:
описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по
предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение
работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида
героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили
собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и
различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и
сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга
учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,
обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный
материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и
научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного
произведения, умение эмоционально откликаться на него.
Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания
(воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств
языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение
слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с
использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и
иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных
иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его
поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного
текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих
слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с
помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений
в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной
окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора
(потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных
произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок
в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным
традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных
произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство,
справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и
отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того,
чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в
повседневном
общении;
желание
избегать
проявлений
эгоизма,
зависти,
недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей,
доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме,
неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои
отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве
любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды,
держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать
своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание
подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими видами текстов. Понимание
заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по
отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей.
Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в
которой говорящие обмениваются высказываниями.
Особенности диалогического
общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая,
собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст
и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями
национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный
вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача

прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале,
затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с
целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному
тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения,
культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи:
соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера
героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному
произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни)
с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков
отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной
литературы XIX–XX вв., классиков детской литературы, произведения современных
писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими
школьниками.
Книги
художественные,
научно-популярные,
исторические,
приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические
издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в
классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и
родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки,
песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её
истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе,
справедливости; юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых
в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор,
олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство
слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение
автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования
(рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги
героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и
авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки,
загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения
и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным
произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание
возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование;
выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов
работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей,
последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с
элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций
к произведению или на основе личного опыта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тема урока

Дата проведения
(планируемая)

Дата проведения
(фактическая)

Книга в мировой культуре – 3ч
1.

2.
3.

4.

5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.

Введение. Знакомство с учебником. Вводный урок
по содержанию раздела. Высказывание известных
людей о книге.
"Повесть временных лет". М.Горький "О книгах".
Устное сочинение на тему "Книга в нашей жизни".
Маленькая энциклопедия книги. "Удивительная
находка".
Истоки литературного творчества – 11ч
Вводный урок по содержанию раздела. Виды
устного народного творчества. Пословицы разных
народов.
Библия - главная священная книга христиан. Из
книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета)
Притча о сеятеле (из Нового завета).
Милосердный самарянин (из Нового Завета).
Смысл притчей.
Былины. Особенности былинных текстов. Былина
"Исцеление Ильи Муромца".
"Ильины три поездочки". Сравнение поэтического
и прозаического текстов былины.
Особенности славянского мифа.
Мифы Древней Греции. Деревянный конь.
Тайская народная сказка. "Болтливая птичка".
Немецкая народная сказка. "Три бабочки".
Притча "Царь и кузнец". "Шрамы на сердце" .
Обобщающий урок-игра "Летописи, былины,
сказания, жития". Проверочная работа.
О Родине, о подвигах, о славе – 12ч
Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы
о Родине.
К.Ушинский. "Наше Отечество". В.Песков
"Отечество". Сравнение текстов о Родине.
Н.Языков "Мой друг!..". А.Рылов "Пейзаж с
рекой". С.Романовский "Русь".
Александр Невский. В.Серов "Ледовое побоище".
Н.Кончаловская "Слово о побоище Ледовом".
Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Историческая песня Ф.Глинка "Солдатская песнь".
Великая Отечественная война 1941-1945гг.
Р.Рождественский "Реквием".
А.Приставкин "Портрет отца". В.Костецкий
"Возвращение".

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.

41.
42.

43.
44.

45.

Е.Благинина "Папе на фронт". А.Лактионов
"Письмо с фронта". Сравнение произведений.
С.Фурин "Чтобы солнышко светило". В.Орлов
"Разноцветная планета".
Ф.Семяновский "Фронтовое детство". Фотография
- источник информации.
Маленькие
и
большие
секреты
страны
Литературии. Обобщение по разделу.
Проверочная работа.
Жить по совести, любя друг друга – 13ч
Вводный урок по содержанию раздела. А.Толстой
"Детство Никиты".
А.Толстой "Детство Никиты". Смысл рассказа.
Герои рассказа.
И.Суриков "Детство". Сравнение поэтического и
прозаического текстов.
А.Гайдар "Тимур и его команда". Смысл повести.
А.Гайдар "Тимур и его команда". Создание текста
по аналогии.
М.Зощенко "Самое главное". Смысл рассказа.
И.Пивоварова "Смеялись мы - хи-хи…".
Н.Носов "Дневник Коли Синицына". Создание
собственного дневника.
Н.Носов "Метро".
В.Драгунский "…бы". Смысл рассказа.
Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома".
Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома".
Инсценирование.
Маленькие
и
большие
секреты
страны
Литературии. Проверочная работа.
Литературная сказка – 17ч
Вводный урок по содержанию раздела.
Собиратели народных сказок. Братья Гримм собиратели немецких народных сказок.
Братья Гримм "Белоснежка и семь гномов".
Братья Гримм "Белоснежка и семь гномов". Герои
сказки. Особенности зарубежной литературной
сказки.
Шарль Перро - собиратель народных сюжетов.
"Мальчик -с-пальчик".
Шарль Перро "Мальчик-с-пальчик". Герои сказки.
Особенности зарубежного сюжета. «Спящая
красавица». Представление книги.
Сказки Г.-Х. Андерсена. "Дикие лебеди".

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

65.

66.
67.
68.

69.
70.

Г.-Х.Андерсен "Дикие лебеди". Герои сказки.
Сравнение с русской литературной сказкой.
Г.-Х.Андерсен "Пятеро из одного стручка". Смысл
сказки. Судьба героев сказки.
Г.-Х.Андерсен "Чайник". Смысл сказки.
И.Токмакова "Сказочка о счастье".
С.Т.Аксаков "Аленький цветочек".
С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". Герои сказки.
С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". Особенности
литературной сказки.
С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". Ш.Перро
"Красавица и чудовище". Сравнение сказок.
Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печет пирог».
Маленькие
и
большие
секреты
страны
Литературии. Обобщение по разделу.
Проверочная работа.
Великие русские писатели – 37ч
Вводный урок по содержанию раздела.
А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки.
Устное сочинение на тему "Что для меня значат
сказки А.С.Пушкина".
А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях".
А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях". Особенности литературной сказки.
А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях". Герои произведения.
А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях". Составление плана.
А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях". Волшебные предметы и помощники в
сказке.
А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях". В.А.Жуковский "Спящая царевна".
Сравнение сказок.
Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин "Осень". Е.Волков "Октябрь".
Сравнение произведений литературы и живописи.
А.С.Пушкин "Гонимы вешними лучами…".
Средства художественной выразительности для
создания образа весны.
Ф.И.Тютчев
"Еще
земли
печален
вид…".А.Куинджи "Ранняя весна".
И.И.Козлов
"Вечерний
звон".
И.Левитан
"Вечерний звон".

71.
72.

73.

74.
75.
76.

77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.

Сочинение по картине И.Левитана "Вечерний
звон".
М.Ю.Лермонтов «Рождение стихов». «Горные
вершины». Поэтический перевод стихотворения
Гете В.Я.Брюсова.
М.Ю.Лермонтов
«Горные
вершины».
Поэтический перевод стихотворения Гете
В.Я.Брюсова.
М.Ю.Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека».
Сравнение произведений литературы и живописи.
М.Ю.Лермонтов «Крестовая гора», «Утес».
М.Ю.Лермонтов "Песнь про царя
Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова".
М.Ю.Лермонтов
"Бородино".
Особенности
художественного и исторического текстов.
Л.Н.Толстой «Маmаn» (из повести «Детство»).
Герои произведения.
Л.Н.Толстой «Ивины». Герои рассказа.
И.С.Никитин.
Средства
художественной
выразительности для создания картины.
И.С.Никитин
«Когда
закат
прощальными
лучами…». И.Левитан «Тишина»
И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…».
И.А.Бунин «Ещё и холоден и сыр…».
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение
со сказочным текстом.
Проект Мы идем в музей. Подготовка к экскурсии.
Л.Н.Толстой «Был русский князь Олег…»
Басни Л.Н.Толстого. Специфические особенности
басни как жанра.
Л.Н.Толстой «Петя Ростов»
Л.Н.Толстой «Петя Ростов». Пересказ.
Наш театр. И.А.Крылов «Ворона и Лисица».
Инсценирование.
Маленькие
и
большие
секреты
страны
Литературии. Обобщение по разделу.
Обобщение по разделу.
Контрольная работа.
Литература как искусство слова – 9ч
Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет,
от меча и погибнет!».
Мы идем в библиотеку. Подготовка сообщений о
старинных и современных книгах.
Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

97.
98.
99.
100.
101.
102.

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.
Проверка техники чтения.
Обобщение по курсу литературного чтения.
Обобщение по курсу литературного чтения.
Урок-отчет «Путешествие по страницам любимых
книг.
Урок-игра «Литературные тайны».
Итого: 102 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».