ИЗО - 2

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Улан-Удэ»Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 2 класса МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов:
 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений,
внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее
- ФГОС начального общего образования);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.уУлан-Удэ» на 2021-2022 учебный год;
 Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.
Для реализации программного содержания используется следующий УМК:
Учебник «Изобразительное искусство», 2 класс , М.: Просвещение, 2019, Шпикалова
Т. Я., Ершова Л. В.
Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» 2 класс, М.: Просвещение, 2019,
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.
Цель программы: обогащение нравственного опыта, формирование способности к
восприятию искусства и окружающего мира,
Задачи программы:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве
и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.

Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.
Место предмета в учебном плане:
На изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе
отводится 1 ч. в неделю.

Планируемые результаты освоения учебной программы
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального
опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Второклассник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной
задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать
место занятий.
Второклассник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные
Второклассник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Второклассник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные
Второклассник научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит,
а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Второклассник получит возможность научиться:
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
--задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром

Предметные результаты
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:

понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага,
холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет)
и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство и архитектура) изобразительного искусства;

называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома,
Городец, Дымково);

различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый,
фиолетовый, коричневый) цвета;

различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой,
фиолетовый) цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,
восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при
посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

применять практические навыки выразительного использования линии и штриха,
пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Содержание учебного предмета
В гостях у осени. Узнай, какого цвета родная земля (11 ч)
Основные содержательные линии.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор
средств художественной выразительности
для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Роль контраста в
композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и
второстепенное в композиции. Тёплые и холодные цвета.
Наблюдение природы, природных явлений, различение их характера и эмоциональных
состояний. Живопись. Пейзажи родной природы. Элементарные приёмы композиции на
плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживание. Роль контраста в композиции. Тёплые и холодные цвета. Эмоциональные
возможности цвета.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота
и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Композиция. Симметрия. Силуэт. Ритм. Цвет.
В гостях у чародейки – зимы (12 ч)
Восприятие произведений современных художников из Гжели А. Федотова, З. Окуловой,
А. Азаровой, Н. Бидак, развивающих народные традиции керамического искусства,
зимнего пейзажа в живописи Н. Ромадина и описания зимней природы
в стихотворении С. Есенина. Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов России (с учётом местных условий). Основные составные цвета.
Эмоциональные возможности цвета. Разнообразие форм предметного мира и передача их
на плоскости и в пространстве.
Восприятие книжной иллюстрации на тему японского праздника, объёмной маски
персонажа монгольского театрального представления, глиняной игрушки современного
мастера декоративно-прикладного искусства Т. Абкиной «Ряженый». Образная сущность
искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
Человек и мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.
Знакомство с некоторыми наиболее яркими культурами мира, представляющими разные
народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Сказочные
образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Искусство вокруг нас.
Весна - красна! Что ты нам принесла?(11 ч)
Восприятие шедевров русского живописного пейзажа И. Левитана «После дождя»,
А. Саврасова «Грачи прилетели»; произведений лаковой живописи народных мастеров В.
Бочкова из Палеха, У. Лапшина из Жостово. Образы природы и человека в живописи.
Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Пейзажи родной природы. Композиция. Цвет.
Практическое овладение основами цветоведения. Эмоциональные возможности цвета.
Восприятие произведений искусства, изображающих сцены народного календарного праздника — проводов зимы и встречи весны на Масленицу.
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о
нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир
природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств
художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни
человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры.

Тематическое планирование
№п/п

Тема урока

Дата проведения
(планируемая)

Дата проведения
(фактическая)

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 ч)
1

Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция:
композиционный центр, цвета тёплые и холодные.

2

Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж:
пространство, линия горизонта и цвет.

3

Самоцветы земли и мастерство ювелиров.
Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет,
нюансы.
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов
мира: форма изделия и декор.

4
5

6

7

8

Природные и рукотворные формы в натюрморте.
Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих,
светотень.
Красота природных форм в искусстве графики.
Живая природа. Графическая композиция: линии
разные по виду и ритму, пятно, силуэт.
Разноцветные
краски
осени
в
сюжетной
композиции и натюрморте. Цветовой круг:
основные и составные цвета, цветовой контраст.
В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная
композиция с вариациями филимоновских узоров.

9

Красный цвет в природе и искусстве.Декоративная
композиция с вариациями знаков-символов.

10

Найди оттенки красного цвета. Натюрморт:
композиция, расположение предметов на плоскости
и цвет.
Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих,
силуэт, симметрии.

11

В гостях у чародейки-зимы (12 ч)
12

В мастерской художника Гжели. Русская керамика:
форма изделия и кистевой живописный мазок.

13

Фантазируй волшебным гжельским мазком.
Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет.

14

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения
лица. Декоративная композиция: импровизация на
тему карнавальной маски.

15

Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная
композиция.

16

Храмы Древней Руси. Архитектура:
пропорция, симметрия, ритм.

17

Измени
яркий
цвет
белилами.
Пейзаж:
пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.

18

Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с
фигурой человека в движении.

19

Русский изразец в архитектуре. Декоративная
композиция: импровизация по мотивам русского
изразца.
Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная
композиция по мотивам народных сказок.

20
21

22

23

24

25

объёмы,

Русское
поле.
Воины-богатыри.
Сюжетная
композиция: фигура воина на коне. Прославление
богатырей - защитников земли Русской в искусстве.
Народный календарный праздник Масленица в
искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы
весеннего возрождения природы: импровизация.
Натюрморт из предметов старинного быта.
Композиция:
расположение
предметов
на
плоскости.
Весна-красна! Что ты нам принесла? (11 ч)
«А сама-то величава, выступает будто пава...»
Образ русской женщины. Русский народный
костюм: импровизация.
Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция:
импровизация на тему литературной сказки.

26

Цвет и настроение в искусстве. Декоративная
композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.

27

Космические фантазии. Пейзаж: пространство и
цвет, реальное и символическое изображение.

28

Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия

29

Народная роспись: повтор и импровизации.

30

Печатный пряник с ярмарки. Декоративная
композиция: прорезные рисунки с печатных досок.

31

Русское поле. Памятник доблестному воину.
Скульптура: рельеф, круглая скульптура.

32

Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии
разные по виду и ритму.

33

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов
мира: форма изделия и декор.

34

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект:
доброе дело само себя хвалит.

Лист корректировки тематического планирования
Предмет: ИЗО
Класс 2
Учитель____________
2021-2022 учебный год
№ урока

Тема

Количество часов
по плану дано

Причина
Способ
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».