МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Улан-Удэ»Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 2 класса МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений,
внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее
- ФГОС начального общего образования);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.уУлан-Удэ» на 2021-2022 учебный год;
Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.
Для реализации программного содержания используется следующий УМК:
Учебник «Изобразительное искусство», 2 класс , М.: Просвещение, 2019, Шпикалова
Т. Я., Ершова Л. В.
Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» 2 класс, М.: Просвещение, 2019,
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.
Цель программы: обогащение нравственного опыта, формирование способности к
восприятию искусства и окружающего мира,
Задачи программы:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве
и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.
Место предмета в учебном плане:
На изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе
отводится 1 ч. в неделю.
Планируемые результаты освоения учебной программы
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального
опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Второклассник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной
задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать
место занятий.
Второклассник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные
Второклассник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Второклассник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные
Второклассник научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит,
а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Второклассник получит возможность научиться:
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
--задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром
Предметные результаты
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага,
холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет)
и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома,
Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый,
фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой,
фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,
восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при
посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха,
пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Содержание учебного предмета
В гостях у осени. Узнай, какого цвета родная земля (11 ч)
Основные содержательные линии.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор
средств художественной выразительности
для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Роль контраста в
композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и
второстепенное в композиции. Тёплые и холодные цвета.
Наблюдение природы, природных явлений, различение их характера и эмоциональных
состояний. Живопись. Пейзажи родной природы. Элементарные приёмы композиции на
плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживание. Роль контраста в композиции. Тёплые и холодные цвета. Эмоциональные
возможности цвета.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота
и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Композиция. Симметрия. Силуэт. Ритм. Цвет.
В гостях у чародейки – зимы (12 ч)
Восприятие произведений современных художников из Гжели А. Федотова, З. Окуловой,
А. Азаровой, Н. Бидак, развивающих народные традиции керамического искусства,
зимнего пейзажа в живописи Н. Ромадина и описания зимней природы
в стихотворении С. Есенина. Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов России (с учётом местных условий). Основные составные цвета.
Эмоциональные возможности цвета. Разнообразие форм предметного мира и передача их
на плоскости и в пространстве.
Восприятие книжной иллюстрации на тему японского праздника, объёмной маски
персонажа монгольского театрального представления, глиняной игрушки современного
мастера декоративно-прикладного искусства Т. Абкиной «Ряженый». Образная сущность
искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
Человек и мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.
Знакомство с некоторыми наиболее яркими культурами мира, представляющими разные
народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Сказочные
образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Искусство вокруг нас.
Весна - красна! Что ты нам принесла?(11 ч)
Восприятие шедевров русского живописного пейзажа И. Левитана «После дождя»,
А. Саврасова «Грачи прилетели»; произведений лаковой живописи народных мастеров В.
Бочкова из Палеха, У. Лапшина из Жостово. Образы природы и человека в живописи.
Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Пейзажи родной природы. Композиция. Цвет.
Практическое овладение основами цветоведения. Эмоциональные возможности цвета.
Восприятие произведений искусства, изображающих сцены народного календарного праздника — проводов зимы и встречи весны на Масленицу.
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о
нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир
природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств
художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни
человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры.
Тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Дата проведения
(планируемая)
Дата проведения
(фактическая)
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 ч)
1
Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция:
композиционный центр, цвета тёплые и холодные.
2
Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж:
пространство, линия горизонта и цвет.
3
Самоцветы земли и мастерство ювелиров.
Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет,
нюансы.
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов
мира: форма изделия и декор.
4
5
6
7
8
Природные и рукотворные формы в натюрморте.
Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих,
светотень.
Красота природных форм в искусстве графики.
Живая природа. Графическая композиция: линии
разные по виду и ритму, пятно, силуэт.
Разноцветные
краски
осени
в
сюжетной
композиции и натюрморте. Цветовой круг:
основные и составные цвета, цветовой контраст.
В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная
композиция с вариациями филимоновских узоров.
9
Красный цвет в природе и искусстве.Декоративная
композиция с вариациями знаков-символов.
10
Найди оттенки красного цвета. Натюрморт:
композиция, расположение предметов на плоскости
и цвет.
Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих,
силуэт, симметрии.
11
В гостях у чародейки-зимы (12 ч)
12
В мастерской художника Гжели. Русская керамика:
форма изделия и кистевой живописный мазок.
13
Фантазируй волшебным гжельским мазком.
Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет.
14
Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения
лица. Декоративная композиция: импровизация на
тему карнавальной маски.
15
Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная
композиция.
16
Храмы Древней Руси. Архитектура:
пропорция, симметрия, ритм.
17
Измени
яркий
цвет
белилами.
Пейзаж:
пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.
18
Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с
фигурой человека в движении.
19
Русский изразец в архитектуре. Декоративная
композиция: импровизация по мотивам русского
изразца.
Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная
композиция по мотивам народных сказок.
20
21
22
23
24
25
объёмы,
Русское
поле.
Воины-богатыри.
Сюжетная
композиция: фигура воина на коне. Прославление
богатырей - защитников земли Русской в искусстве.
Народный календарный праздник Масленица в
искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы
весеннего возрождения природы: импровизация.
Натюрморт из предметов старинного быта.
Композиция:
расположение
предметов
на
плоскости.
Весна-красна! Что ты нам принесла? (11 ч)
«А сама-то величава, выступает будто пава...»
Образ русской женщины. Русский народный
костюм: импровизация.
Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция:
импровизация на тему литературной сказки.
26
Цвет и настроение в искусстве. Декоративная
композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.
27
Космические фантазии. Пейзаж: пространство и
цвет, реальное и символическое изображение.
28
Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия
29
Народная роспись: повтор и импровизации.
30
Печатный пряник с ярмарки. Декоративная
композиция: прорезные рисунки с печатных досок.
31
Русское поле. Памятник доблестному воину.
Скульптура: рельеф, круглая скульптура.
32
Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии
разные по виду и ритму.
33
Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов
мира: форма изделия и декор.
34
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект:
доброе дело само себя хвалит.
Лист корректировки тематического планирования
Предмет: ИЗО
Класс 2
Учитель____________
2021-2022 учебный год
№ урока
Тема
Количество часов
по плану дано
Причина
Способ
корректировки корректировки