ИЗО - 3

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе:














Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом
Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального
общего образования);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;
Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №
63 на 2021-2022 учебный год;
Учебного плана МАОУ СОШ № 63 на 2021-2022 учебный год;
Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.
Для реализации учебной программы используется УМК:
Учебник «Изобразительное искусство», 3 класс, М.: Просвещение, 2019, Шпикалова Т. Я.,
Ершова Л. В.
Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» 3 класс, М.: Просвещение, 2019,
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
 Развитие
способности
к
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
 Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративноприкладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
 Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
 Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических
чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,
героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными
материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах
искусства.
2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями
выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
3. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
4. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных
во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет,
различных цифровых образовательных ресурсов.
I. Планируемые результаты изучения освоения учебной программы

по предмету «Изобразительное искусство» к концу 3-го года обучения
Предметные (требования к уровню подготовки учащихся 3 класса)
Учащийся научится:

понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник –
предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага,
холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и
виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и
архитектура) изобразительного искусства;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

использовать художественные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши,
восковые мелки, тушь, уголь, бумага;

применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах –
иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Учащийся получит возможность научиться:

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при
посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

применять практические навыки выразительного использования линии и штриха,
пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах изобразительной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания художественных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в практической и творческой деятельности; мотивации и умений организовывать
самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и
одноклассников.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
– Познавательные УУД
– – освоение начальных форм познавательной и личностной
– рефлексии; позитивная самооценка своих творческих возможностей;
– – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях художественных произведений разных эпох, творческих направлений в
соответствии с задачами коммуникации; активного использования языка изобразительного
искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов; обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о художественном искусстве и личностной оценкой его содержания, в устной
и письменной форме; умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе образного и жанрового анализа художественных произведений;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации,
работу с интерактивной доской и т. п.).
Коммуникативные УУД
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных творческих задач на уроках изобразительного искусства.
– желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений искусства.
II. Содержание учебного предмета (33 ч)
ОСЕНЬ.
«Как прекрасен этот мир, посмотри…» 11 ч.

Учащиеся научатся:
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации
(рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить, рассматривать
красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять
геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на
основе выявления их геометрических форм. Использовать пятно как основу изобразительного
образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть
зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна
и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне)
изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать
первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью
и краской Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды
и т. д.). Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным,
желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски
в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при
создании красочных ковриков. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость
или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью).
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально
оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки.
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и
эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать
роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

ЗИМА.
«Как прекрасен этот мир, посмотри…» 10 ч
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.)
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных
изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической
росписи и т. д. Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их
узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные
игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к
празднику Нового года. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие
их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них
украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Рассматривать и
сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью
развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности
конструктивных пространственных форм. Соотносить внешний вид архитектурной
постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они состоят.
Наблюдать городские постройки форму, конструкцию, пропорции. Участвовать в
обсуждении выставки. Находить примеры декоративных украшений в окружающей
действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Любоваться красотой природы.
ВЕСНА.
«Как прекрасен этот мир посмотри...» 5 ч.
Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных
бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными
карандашами или фломастерами по акварельному фону). Рассматривать и сравнивать
реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из
бумаги, приемами работы в технике бумажной пластики. Создание коллективного макета.
Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома,
создавать коллективный макет игрового городка. Анализировать различные предметы с
точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений
видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из
простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. Развивать
первичные представления о конструктивном устройстве предметов быта, конструктивного
мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомиться с работой дизайнера: Мастер
Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с
этой формой помогает украшать вещи. Участвовать в обсуждении выставки. Находить
примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и
эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы.
ЛЕТО.
«Как прекрасен этот мир, посмотри…» 8 ч
Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек:
рассматривать улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализировать формы

домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создавать образ города
(коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Различать три вида
художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов
работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура,
постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять
задачи, которые решал автор в своей работе. Анализировать деятельность Мастера
Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании
произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Создавать
коллективное панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Создавать
коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и
анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать
декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Учиться поэтическому видению
мира. Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трёх
Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности. Развивать
зрительские навыки. Создавать композиции по впечатлениям от летней природы.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). Участвовать в
обсуждении выставки. Находить примеры декоративных украшений в окружающей
действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Любоваться красотой природы.
3. Тематическое планирование
Название раздела

Кол-во ч.

1

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»

11

2

Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»

10

3

Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»

5

4

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»

8

№

Итого часов:

.34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».