окружающий мир - 2

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для учащихся 2 класса МАОУ «СОШ №
63 г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов:
 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении
и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от
26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
 Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №
63 г.Улан-Удэ»;
 Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год;
 Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.
 Для реализации рабочей программы используется УМК: учебник «Окружающий мир» в 2-х ч., 2
класс, Москва, «Просвещение»2019.
 Рабочая тетрадь, 2 класс, А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая, Москва , «Просвещение» 2019.
 Рабочая программа рассчитана на один год обучения в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на
2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное
развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые
качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством
эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых
образовательных ресурсов.

Планируемые результаты освоения учебной программы по окружающему миру.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на
их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении
и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные личностные
результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая
мотивационная
основа
учебной
деятельности,
включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как
члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей
деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на
наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками,
картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,
одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах
изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных
и
несущественных
признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа
сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках
литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной
задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте
(явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под
руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий,
выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на
основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения
к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных
свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с
инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать
технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом,
определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые
грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы,
звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной
среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным,
грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие)
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение,
измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

Содержание учебного предмета.
Время и календарь 15 часов.
Наша планета во Вселенной. Солнце-источник тепла и света на земле. Луна-спутник земли.
Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами-основы измерения
времени и создания календаря. Способы измерения времени; старинные и современные часа.
Календарь. Название месяцев и дней недель. Народный календарь. Наши праздники.
Экологический календарь.
Осень 19 часов.
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год – проводы лета. Три встречи
осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца
лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди,
грозы, заморозки и д.т.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни - погодоуказатели. Особая пора
осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября – «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растений,
корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов
растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни
травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска
листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с
животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью
животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы их строение, на примере шляпочных грибов, роль в
лесу. Съедобные, несъедобные грибы. Правило сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между
насекомыми и пауками: 6 ножек у насекомых, 8 у пауков. Представление о развитии
насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережное отношение к паукам.
Наблюдение за поведение пауков в осенних народных прогнозах.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение
продолжительности дня осенью – сигнал к началу перелета. 1 октября – день –
погодоуказатель: «Арина-журавлиный лет». Запасание корма зимующими птицами – одна из
черт их приспособленности к сезонны изменениям в природе. Подкормка птиц зимой;
различные виды кормушек. День птиц – зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек,
жаб, змей, ящериц. Правило поведения в природе, направленное на сбережение растений,
насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью Летние осенние игры.
Труд людей осенью. Народные праздники осени. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями
в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям своего
края.
Зима 16 часов.
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни –
погодоуказатели. «Анна Зимняя» - самый короткий день в году. Особая пора зимнего
солнцеворота. Зимние новолетия. Зима – время сказок. Неживая природа. Свойства снега и
льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль
чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снеговых жизней. Насекомые зимой.

Птицы зимой. Образование стай зимующий птиц, как пример приспособления к суровым
условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее
гнездование клестов. Птицы, проводящие зимы в близи человеческого жилья. Подкормка
птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевка и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и
др. Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких
животных.
Взаимосвязи в природе, культура поведения в природе зимой. Укрепление охраны здоровья
зимы. Зимние игры. Труд людей зимой. Главные народные зимние праздники. Проводы
зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии, для наблюдения жизни природы
своего края; проведение зимних народных праздников по традиции народов своего края.
Весна и лето 18 часов.
Народное название весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья.
Весенние дни – погодоуказатели. 1 (14 марта – «Авдотья Весновка»): весеннее новолетье.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега,
ледоход, половодье и т.д.). Народные песни в пору ледохода. Знакомство с тремя веснами
«розовой», «зеленой», «белой», их отличительными особенностями.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветения, набухание почек и
распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе. Раннее
цветущие травянистые растение. Особенности строения, эстетическое значение.
Необходимость бережного отношения к раннее цветущим растениям. Загадки о раннее
цветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы насекомых; их роль в
природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народного традиция
закликания птиц.
Весеннее изменение в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о
развитии лягушек и жаб, о ядовитых и не ядовитых змеях. Необходимость бережного
отношения к животным, которых люди не любят. Образ Лягушки и ужа в народном
искусстве. Правило поведение в природе, направленные на сбережения растений, насекомых,
птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной. Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные
весенние праздники. Проводы весны. Народные названия весенних месяцев. Летние приметы
и присловья. Летние дни – погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота. Самые
длинные дни в году. Летнее новолетье в календаре северных народов в России. Труд людей
летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные
рецепты «Зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии доя наблюдения над
изменениями в природе своей местности и развитие навыков экологически грамотного
поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям
народов своего края.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства культурой сезонного труда и календарных
праздников, характерных ля народов своего края.

Тематическое планирование
№

Тема урока

Дата проведения

Дата проведения

(планируемая)

(фактическая)

«Вселенная, время, календарь» 15 ч
1

Мы — союз народов России.

2

Мы — жители Вселенной.

3

Наш «космический корабль» — Земля.

4

Наш «космический корабль» — Земля.

5

Время.

6

Сутки и неделя

7

Повторение.

8

Месяц и год

9

Времена года

10

Погода.

11

Погода.

12

Календарь — хранитель времени, страж
памяти

13

Праздники для всех.

14

Народный календарь

15

Экологический календарь
«Осень» 19 ч

16

Осенние месяцы

17

Осень в неживой природе

18

Народные праздники в пору осеннего
равноденствия

19

Проверочная работа № 1 по
итогам I четверти

20

Звездное небо осенью

21

Трава у нашего дома

22

Старинная женская работа

23

Деревья и кустарники осенью.

24

Чудесные цветники осенью

25

Грибы

26

Шестиногие и восьминогие

27

Птичьи секреты

28

Как разные животные готовятся к зиме

29

Невидимые нити в осеннем лесу

30

Осенний труд

31

Будь здоров!

32

Будь здоров!

33

Охрана природы осенью

34

Проверочная работа № 2 по
итогам II четверти
«Зима» 15 ч

35

Зимние месяцы

36

Зима — время науки и сказок

37

Зима в неживой природе

38

Звездное небо зимой

39

Зимняя прогулка

40

Зима в мире растений

41

Зимние праздники

42

Растения в домашней аптечке.

43

Зимняя жизнь птиц и зверей.

44

Невидимые нити в зимнем лесу

45

В феврале зима с весной встречается
впервой

46

Зимний труд

47

Будь здоров!

48

Охрана природы зимой.

49

Проверочная работа № 3 по
итогам III четверти
"Весна и лето 19 ч

50

Весенние месяцы.

51

Весна в неживой природе.

52

Весна — утро года.

53

Звездное небо весной.

54

Весеннее пробуждение растений.

55

Чудесные цветники весной.

56

Весна в мире насекомых.

57

Весна в мире птиц и зверей.

58

Невидимые нити в весеннем лесу.

59

Весенний труд.

60

Старинные весенние праздники.

61

Будь здоров!

62

Охрана природы весной.

63

Лето красное.

64

Летние праздники и труд.

65

Безопасность на улицах и дорогах.

66

Повторение изученного за год.

67

Проверочная работа № 4 по итогам 4
четверти

68

Анализ контрольной работы.

Лист корректировки тематического планирования

Предмет: Окружающий мир
Класс 2
Учитель____________
2021-2022 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов
по плану

дано

Причина
Способ
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».