Окружающий мир - 3

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для учащихся 3
класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе:




Закона Российской Федерации «Об образовании»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009,
регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного стандарта начального общего образования», от
26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011,
регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373), ( с изменениями и дополнениями)
 Федерального
перечня
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/ 2015
учебный год (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г №253

Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный
год;
 Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.

Для реализации рабочей программы используется УМК «Перспектива»:
1. Примерной программы «Окружающий мир»3класс (авторы: А.А.
Плешаков, М.Ю. Новицкая».
2. М Просвещение, /Учебник, 2018), рекомендованной Министерством образования
и науки РФ и является адаптированной.
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68
часов в год.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.

I. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
«Окружающий мир» к концу 3-го года обучения














Предметные результаты изучения окружающего мира:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости
за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Учащийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных
объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света
по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с
физической картой;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для
человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в
образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные,
паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия,

необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль
животных в жизни человека;
 различать группы животных по особенностям питания (растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
 характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и
неживого;
 характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное
сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей,
моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
 определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов,
красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
 определять значение своего имени;
 характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из
органов;
 толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
 узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
 определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
 определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из
материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
 характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности
перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
 составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих
ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Учащийся получит возможность научиться:
 использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить
небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
 моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
 осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
 ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого
и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы;
 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательной
организации, социума, этноса, страны;
 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты
определенные личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения
задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты изучения литературного чтения:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий
мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Окружающий мир».
II. Содержание учебного предмета (68 ч)
В 3 классе особое внимание уделяется экологическому воспитанию. В основе
учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности окружающего мира:
- познание закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов
и явлений, происходящих в природе и в обществе;
- целостное восприятие природы и человека (памятники архитектуры, сокровища
искусства и культуры, объекты природы);
-совершенствование коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку
зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать
истинность предположения).

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество
часов

1

Радость познания

11

2

Мир как дом

22

3

Дом как мир

24

4

В поисках Всемирного наследия

11

Итого:

68 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».