Рабочая программа учебного предмета «Технология» для учащихся 4 класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования); Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ»; Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год. Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Для реализации рабочей программы используется УМК: учебник Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н. В. Шипиловой. Технология. М.: Просвещение, 2014г. Цели программы: - Приобретение личного опыта, как основы обучения и познания. - Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения техническими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью. - Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Задачи программы: Учебные: - духовно-нравственное развитие обучающихся; освоение нравственно-этического и социально исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными процессиями. - формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда. - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России. развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других. - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности. Развивающие: - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка. - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях. - гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта. - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций. - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий. Общеучебные: - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления. - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку. обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта. - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин. - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты. - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места. - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера. Воспитательные: - формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.). - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата. - формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов. Место предмета в учебном плане: На изучение курса «Технология» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные личностные результаты. У выпускника начальной школы будет сформировано -общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; - осознание себя гражданином своей страны; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; -учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; -способность к оценке своей учебной деятельности; -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; -установка на здоровый образ жизни; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; – устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. 4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. По итогам обучения в 4 классе учащиеся должны: Знать свойства изучаемых материалов, освоить приемы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе с проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни; Соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу; Различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой; Оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий; Овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе; Осмыслить понятие «развертка», усвоить правила построения развертки; Знать приемы составления композиции; Освоить понятия «масштаб», «чертеж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»; Уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их; Уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертеж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме; Знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства; Освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас), обработка мягкой проволоки, шитье мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки), создание пальчиковой куклы, создание объемной модели по заданному образцу, составление композиции из воздушных шариков, вязание крючком, соединение различных технологий в работе над одним изделием; Освоить технологию ручного ткачества, конструирование костюмов из ткани, бисероплетение. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником (1ч) Материалы и инструменты. Человек, природа, техника. Профессии. Организация рабочего места. Человек и Земля ( 22ч) Вагоностроительный завод. Знакомство с конструкцией вагонов разного назначения. Знакомство с полезными ископаемыми. Изготовление модели буровой вышки. Малахитовая шкатулка. Автомобильный завод. Знакомство с циклом создания автомобиля. Чеканка медалей. Овладение приемом – тиснение на фольге. Особенности изготовления фаянсовой посуды, профессиями художник, скульптор. Знакомство с историей создания обуви, видами материалов, используемых для производства обуви. Абажур для настольной лампы. Тепличное хозяйство. Человек и вода (3ч) Вода в жизни человека. Выращивание растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Изготовление фильтра для очистки воды. Канатная лестница. Знакомство с правилами работы в технике макраме. Человек и воздух (3ч) Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека. Знакомство со сведениями о самолётостроении. Изготовление модели самолета. Функции самолетов и космических ракет. Воздушный шар. Человек и информация (6ч) Способы общения. Важные номера телефонов. Правила дорожного движения. Компьютер. Интернет. Работа издательства. Знакомство с правилами работы на компьютере. Создание таблиц в программе Microsoft Word. Переплётные работы. Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Человек и земля – 22ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона». Вагоностроительный завод. Изделие: «Пассажирский вагон». Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка. Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка». Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика». Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика». Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль». Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль». Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы». Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». Швейная фабрика. Изделие: «Новогодняя игрушка-птичка». Обувная фабрика. Изделие: «Модель детской летней обуви». Обувная фабрика. Изделие: «Модель детской летней обуви». Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений». Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка-опора для растений». Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка». Кондитерская фабрика. Изделие: «Шоколадное печенье». Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа». Дата проведения (планируемая) Дата проведения (фактическая) 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Бытовая техника. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». Тепличное хозяйство. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Тепличное хозяйство. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Человек и вода – 3ч Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды». Порт. Изделие: «Канатная лестница». Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». Человек и воздух – 3ч Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет». Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель». Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей». Человек и информация – 6ч Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист». Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами. Создание содержания книги. Переплетные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешествий». Переплетные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешествий». Итоговый урок. Итого: 34ч