родной язык - 2 кл

Рабочая программа учебного курса «Русский родной язык» составлена на основе:
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» для учащихся 2 класса
МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов:
 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений,
внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее
- ФГОС начального общего образования);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год;
 Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год.


Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.
Для реализации программного содержания используется следующий УМК:
Учебник «Русский родной язык» 2 класс, О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И.

Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Москва, «Просвещение»
2020 г.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования.
Программа рассчитана на 17 учебных часов в год, количество часов в неделю – 0,5
часа:
1 четверть – 0 часов;
2 четверть – 0 часов;
3 четверть – 9 часов;
4 четверть – 8 часов
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по «Родному русскому языку» составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной
в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования.
Программа предмета «Родной русский язык» рассчитана на 4 учебных года. Общее
количество часов за уровень начального общего образования составляет 67 часов, со

следующим распределением часов по классам: 1-й класс – 16 часов; 2 класс – 17 часов; 3
класс – 17 часов; 4 класс – 17 часов.












Цели курса.
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических
единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского
литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности
к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.

Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных

телевизионных программ, использование ресурсов

Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.

Планируемые результаты освоения учебной программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального
опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.

ПРЕДМЕТНЫЕ
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
--распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта
(одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать
значение устаревших слов по указанной тематике;
--использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
--понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
-- понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными
темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
--произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
--осознавать смыслоразличительную роль ударения;
--проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
-- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
--пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
-владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
--создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
--создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
 осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
 самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои
действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
 осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач,
корректировать работу по ходу выполнения;

руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при
выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим
стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
 адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в
работе над ошибками;
 ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и
проектной деятельности) и удерживать ее.


Учащиеся получат возможность научиться:
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
 вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач,
редактировать устные и письменные высказывания;
 планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной
деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную
с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы,
поздравление с праздником и др.;
 регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и
этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
 ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые
будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего
незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
 предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения
незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских
энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов,
сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
 строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для
понимания слушателем;
 строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений
(в том числе, с однородными членами предложения);
 находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы
языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение;
 осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов,
предложений, текстов);
Учащиеся получат возможность научиться:
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; самостоятельно делать выводы;
 приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные

Учащиеся научатся:
 понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг,
определять главную мысль, озаглавливать тексты;
 передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде
презентаций;
 владеть диалоговой формой речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
 аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений;
 при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
коммуникативных задач

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени
и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (7 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления
отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных
форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж
множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Тематическое планирование
№п/п

Тема урока

Дата проведения
(планируемая)
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее» 6 ч

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

По одёжке встречают…
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
Самовар кипит, уходить не велит
Любишь кататься, люби и саночки возить
Исконно русская лексика. Устаревшие слова.
Проектные задания
Раздел 2. Язык в действии. (7 часов)
Помогает ли ударение различать слова?
Для чего нужны синонимы?
Для чего нужны антонимы?
Как появились пословицы и фразеологизмы?
Как можно объяснить значение слова?
Встречается ли в сказках и стихах необычное
ударение?

Практическая работа.
Раздел 3. Секреты речи и текста. (4 часа)
Учимся вести диалог
Связь предложений в тексте. Тексты инструкции и тексты – повествования.
Крылатые слова и выражения. Иностранные
заимствования.
Творческая проверочная работа.

Дата
проведения
(фактическая)

Лист корректировки тематического планирования
Предмет : Русский родной язык
Класс 2
Учитель____________
2021-2022 учебный год
№ урока

Тема

Количество часов
по плану дано

Причина
Способ
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».