родной язык - 4 кл

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» для учащихся 4 класса МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов:


Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;



Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с
учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от
26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);



Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;



Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ
«СОШ № 63 г.Улан-Удэ»;



Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год.




Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется УМК: учебник «Русский родной
язык» 4 класс, О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова,
М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. М.: Просвещение, 2020г.
Цель программы:



расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и

культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам
и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;


формирование

первоначальных

представлений

о

национальной

специфике

языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка
и русском речевом этикете;


совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,

анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины
мира, отражённой в языке;



совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный

информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;


совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих

владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;


приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,

воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных

телевизионных программ, использование ресурсов

Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Родной язык» в 4 классе отводится 0,5 часов в неделю, всего 17
часов в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального
опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.

Метапредметные результаты отражают:
1)овладение познавательными универсальными учебными действиями:
 использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого
объекта;  проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование)
по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
 формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
 устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
 объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
 определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные
объекты;
 использовать знаково-символические средства для представления информации и
создания несложных моделей изучаемых объектов;
 осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи
и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках
изученного).
2) овладение умениями работать с информацией:
 выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные
средства, справочник, Интернет);
 анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
 использовать схемы, таблицы для представления информации;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
 соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и
при работе в сети Интернет.
3)овладение регулятивными учебными действиями:
 понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
 планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых
можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
 контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
 оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные
из них;

 устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления ошибок.
4)овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
 осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля
– определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
 использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче,
ситуации повседневного общения;
 участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника,
признавать

возможность

существования

разных

точек

зрения,

корректно

и

аргументировано высказывать свое мнение);
 осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание;
составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы,
доступные младшему школьнику;
 готовить небольшие публичные выступления;
 соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных
электронных устройств.
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
 понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать
способы достижения общего результата;
 распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и
выполнять поручения;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в
общее дело;
 проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков
в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и
чувствами людей; родственными отношениями);

- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной
литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка
(в рамках изученного);
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
- составлять план текста, не разделённого на абзацы;
- пересказывать текст с изменением лица;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках,
об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- приводить объяснения заголовка текста.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Секреты речи и текста (6 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Язык в действии (4 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего
времени

глаголов

синтаксических

(на

пропедевтическом

конструкций

на

уровне

уровне).

Наблюдение

словосочетаний

и

за

синонимией

предложений

(на

пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например,
от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в
разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова
в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре
В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Дата проведения
(планируемая)
Секреты речи и текста – 6ч

1.

Задаём вопросы в диалоге.

2.
3.

Учимся передавать в заголовке тему и основную
мысль текста.
Учимся составлять план текста.

4.

Учимся пересказывать текст.

5.

Учимся оценивать и редактировать тексты.

6.

7.

Представление результатов проектных заданий,
выполненных при изучении раздела.
Язык в действии – 4ч
Трудно ли образовывать формы глагола?

8.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

9.

Как и когда появились знаки препинания?

10.

11.

Представление результатов проектных заданий,
выполненных при изучении раздела.
Русский язык: прошлое и настоящее – 7ч
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

12.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

13.

Красна сказка складом, а песня —ладом.

14.

Красное словцо не ложь.

15.

Язык языку весть подаёт.

16.

Представление результатов проектных заданий,
выполненных при изучении раздела.
Обобщающий урок.
Итого: 17ч

17.

Дата проведения
(фактическая)

Лист корректировки тематического планирования
Предмет : Родной язык
Класс: 4
Учитель _______________________
2021-2022 учебный год
№ урока

Тема

Количество часов
по плану дано

Причина
Способ
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».