Лит чт на русском родном яз 1

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» для обучающихся 1 класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана в
соответствии нормативных документов:

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185ФЗ).

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений,
внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее
- ФГОС начального общего образования);

Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденная приказом Министерство образования и науки России от
17.12.2010 № 1897 (с учетом изменений, внесенных приказом №1576 от 31.12.2015г.;

Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации, учебными
программами к УМК,
рекомендованные МО и Н РФ (издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»,
«Вентана - Граф»;

Основной общеобразовательной программы начального общего образования
МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год;

Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год;

Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный
год;

Методических рекомендаций к программе «Родной язык (русский)» (1- 4
класс) (авторского коллектива Александровой О.М., Кузнецовой М.И, Романовой В.Ю.)
Для реализации программного содержания используется следующий УМК:
Учебник «Литературное чтение на родном (русском) языке» 1 класс, О.М.
Александрова,М.И. Кузнецова, В.Ю.Романова, Москва, «Просвещение» 2020 г.

Цель программы:
- формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание
себя как грамотного читателя,
способного к творческой деятельности.
Задачи:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание
интереса к чтению и книге. Решение этой задачи
предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка
(интереса к процессу чтения и потребности читать
произведения разных видов литературы), который во многом определяет
успешность обучения младшего школьника по другим

предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного
чтения учащиеся приобретают общеучебное умение
осознанно читать тексты.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой
задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге,
использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения
младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе
произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и
процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят
информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию
художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения
определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства
выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами
искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров,
используемых художественных средств.
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего
школьника; понимание духовной сущности произведений
На изучение курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 1 классе во
2 полугодии отводится 1 час в неделю, 16 часов в год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.

I. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Литературное чтение на родном (русском) языке» к концу 1-го года обучения

Программа
обеспечивает
достижения
метапредметных и предметных результатов:

обучающимися

личностных,

Личностные результаты освоения программы начального общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
Метапредметные результаты:

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе,
положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и
нравственному опыту человечества.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
4. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства
с мировой и отечественной художественной литературой.
5. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию.
6. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке
в книжном пространстве.
7. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании,
говорении, чтении, письме.
Предметные результаты
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения
художественной литературы.
3. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видожанровой специфике.
4. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к
тому, о чем и как написано литературное произведение.
5. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной
жанровой принадлежности.
6. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих
ориентироваться в доступном круге чтения.
7. Формирование умения определять художественную ценность литературного
произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
8. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и
адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
9. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
10. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства
(живописью, театром, кино, музыкой).
11. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

II. Содержание учебного предмета (16 ч)
Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание), чтение,
чтение вслух, чтение про себя.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научнопопулярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности
фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений.

Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными
видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые
книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с
опорой на внешние показатели книги, её справочно иллюстративный материал). Типы книг
(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе
рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста:
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей). Работа с учебными, научнопопулярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное
соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного текста (передача информации).
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд,
библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими
приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель,
схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста)
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст или собственный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Монолог
как форма речевого высказывания. Передача впечатлений (на основе событий
повседневной жизни, прочтения художественного произведения, работы с произведениями
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания:
повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение
(монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и
авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие
произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и
поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о
животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня
– общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование
их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий:
соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта.

III.Тематическое планирование
№
п/п

Раздел

Количество
часов

1

Россия - наша Родина

2ч

2

Фольклор нашего народа

5ч

3

О братьях наших меньших

5ч

4

Времена года

5ч
ИТОГО:

16 ч

Лист корректировки тематического планирования
Предмет: Литературное чтение на родном (русском) языке
Класс: 1 ___
Учитель: ____________________
2021-2022 учебный год

№
урока

Тема

Количество часов
по плану

дано

Причина
корректировки

Способ
корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».