Лит чт на русском родном яз 3

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература на русском языке»
для учащихся 3 класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе
нормативных документов:
 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с
учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от
26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О
порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 Основной общеобразовательной программы начального общего образования
МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ»;
 Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год;
 Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный
год.
Рабочая программа рассчитана на один год обучения в объеме 17 часов.
Цель программы: знакомство с произведениями русской литературы, расширение
читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и
способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению
книг.
Задачи программы:
1)создать условия для знакомства детей с книгами, доступными их кругу чтения;
2) создать условия для формирования привычки, а затем потребности
самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам
читать те детские книги, которые им нужны и интересны.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения программы начального общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты
определенные личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения
задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.

Метапредметные результаты

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного
отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и
нравственному опыту человечества.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
4. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной литературой.
5. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию.
6. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке
в книжном пространстве.
7. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании,
говорении, чтении, письме.
Предметные результаты
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения
художественной литературы.
3. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике,
видо-жанровой специфике.
4. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к
тому, о чем и как написано литературное произведение.
5. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной
видо-жанровой принадлежности.
6. Изучение
элементарных
литературоведческих
понятий,
позволяющих
ориентироваться в доступном круге чтения.
7. Формирование умения определять художественную ценность литературного
произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
8. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно
читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
9. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
10. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства
(живописью, театром, кино, музыкой).
11. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
Обучающийся научится:
 читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
 различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
 находить и различать средства художественной выразительности в произведениях
фольклора и в авторской литературе;
 находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских
произведениях;
 эмоционально воспринимать характеры героев произведений;





сравнивать характеры героев разных произведений;
сравнивать своё и авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое.

2. Содержание учебного предмета
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению
целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),
постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп
беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных
норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с
помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении
про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте
необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта,
описания, дополнения высказывания.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных,
научнопопулярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от
набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые
книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с
опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг
(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая

печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе
рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение
общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного
содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное
воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя
произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с
помощью учителя) мотивов поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа
текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет,
характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа
художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных
или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и
всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов,
в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный
пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских
рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не

перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со
словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого
высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение
основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного
текста. Передача впечатлений (на основе событий повседневной жизни, прочтения
художественного произведения, работы с произведениями изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX – ХХ вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера
России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические
издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее
представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания:
повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог
героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и
авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие
произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и
поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о
животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня
– общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование
их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий:
соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта.

3. Тематическое планирование
№п/п

Тема урока

Кол-во ч.

1

Устное народное творчество

3

2

Басни

2

3

Литературные сказки

3

4

Прозаические произведения

3

5

Лирические произведения

3

6

Драматические произведения

2

Итого:

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».