Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» для учащихся 4 класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе
нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с
учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от
26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ
«СОШ № 63 г.Улан-Удэ»;
Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год.
Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.
Основные цели:
1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
2. Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и
опыте поведения развивающейся личности.
3. Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные
характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность,
ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на
уважении к другим; совестливость, патриотизм.
4. Актуализация нравственного потенциала личности.
Образовательные задачи
развитие и систематизация этических знаний ребёнка;
формирование логического мышления детей путём развивающего этического
диалога как основного метода познания в процессе занятий;
овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими.
Развивающие задачи
развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;
расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и
определения нравственных качеств;
развитие речи в процессе построения этического диалога;
развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных
характеристик, этически выраженных оценок.
Воспитательные задачи
становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных
ориентаций;
формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в
основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;
развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических
занятий;
развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;
повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;
развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных
телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.
Место предмета в учебном плане:
На изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального
опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты:
овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствование
умений
в
различных
видах
речевой
деятельности
и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
совершенствование
организационных
умений
в
области
коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умении
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на
произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование общекультурной эрудиции;
формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и
повседневным
поведением
людей,
анализировать
жизненные
ситуации,
нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Этика - наука о нравственной жизни человека (1ч)
Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его
поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.
Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой
человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.
Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Этика общения - 4ч
Добрым жить на белом свете веселей (1ч)
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение
понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение
понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.
Основные понятия: добро, зло.
Правила общения для всех (1ч)
Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение
как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.
Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения.
Золотое правило нравственности.
Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
От добрых правил — добрые слова и поступки (1ч)
Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От
доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.
Основные понятия: доброта, красота.
Каждый интересен (1ч)
Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в
классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся.
Условия возникновения и сохранения дружбы.
Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.
Этикет – 4ч
Премудрости этикета (1ч)
Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета
и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность,
точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил
этикета.
Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Красота этикета (1ч)
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила
этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы
разумности этикета.
Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Простые школьные и домашние правила этикета (1ч)
Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания.
Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах.
Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Чистый ручеёк нашей речи (1ч)
Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и
особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная
выразительность. Вековой опыт о главном в речи.
Основные понятия: слово, речь, образ.
Этика человеческих отношений – 4ч
В развитии добрых чувств - творение души (1ч)
Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики.
Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств
в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное
в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.
Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Природа — волшебные двери к добру и доверию (1ч)
Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и
бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и
правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.
Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Чувство Родины (1ч)
Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с
Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о
Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия
«патриотизм».
Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Жизнь протекает среди людей (1ч)
Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга.
Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик
человека в его отношениях с другими людьми.
Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.
Этика отношений в коллективе – 4ч
Чтобы быть коллективом... (1ч)
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы
коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе.
Нравственная установка поведения в коллективе.
Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие,
достоинство.
Коллектив начинается с меня (1ч)
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в
коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение,
самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.
Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Мой класс - мои друзья (1ч)
Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него.
Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.
Основные понятия: помощь, поддержка, участие.
Ежели душевны вы и к этике не глухи... (1ч)
Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых
нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и
особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей.
Сущность
и
содержание
общечеловеческих
ценностей.
Азбука
простых
норм
нравственности.
Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины – 4ч
Жизнь священна (1ч)
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная
истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость.
Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни.
Жизнь и человек — основные нравственные ценности.
Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.
Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Человек рождён для добра (1ч)
Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки
как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок.
Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла.
Необходимость отойти от зла и сотворить благо.
Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Милосердие закон жизни (1ч)
Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание»,
«сострадание», «милосердие», «участие». Чувство сопричастности другому человеку.
Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть
противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность».
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие,
благодарность.
Жить во благо себе и другим (1ч)
Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования
нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями
различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к
любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости.
Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.
Душа обязана трудиться – 4ч
Следовать нравственной установке (1ч)
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как
нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и
необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в
нравственных действиях и поступках.
Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Достойно жить среди людей (1ч)
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир
собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.Развитие
нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное
следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания
другого человека. Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к
старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых. Бескорыстие как качество
личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как
сущность человеческой жизнедеятельности.
Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность,
гуманизм.
Уметь понять и простить (1ч)
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между
чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека.
Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и
достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой
человеческий опыт о понимании и прощении.
Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Простая этика поступков (1ч)
Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда
должны быть не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение.
Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных
национальностей.
В
основе
терпимости
лежит
такое
понятие,
как
дружелю-
бие. Закономерность простой этики поступков.
Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
Посеешь поступок - пожнёшь характер – 4ч
Общение и источники преодоления обид (1ч)
Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих
нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение
становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния
души? Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила
векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению.
Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность,
воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Ростки нравственного опыта поведения (1ч)
Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта
поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения.
Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя.
Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния
между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование
привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.
Доброте сопутствует терпение (1ч)
Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора.
Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Действия с приставкой «со» (1ч)
Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностносмысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как
помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому
человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни
неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.
Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Судьба и Родина едины – 5ч
С чего начинается Родина... (1ч)
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и
«Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни,
крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой
связи. Значение лада в семье. Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества.
Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
В тебе рождается патриот и гражданин (1ч)
Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин
- сын Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.
Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь,
служение, долг.
Человек — чело века (1ч)
Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте
поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.
Мыслители о сути человека.
Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность,
мировоззрение.
Слово, обращённое к себе (1ч)
Итоговое творческое сочинение
Обобщающий урок (1ч)
Обобщение по всем разделам. Основные понятия.