ОРКСЭ - 4

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» для учащихся 4 класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе
нормативных документов:


Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;



Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с
учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от
26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);



Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;



Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ
«СОШ № 63 г.Улан-Удэ»;



Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год.



Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год.

Основные цели:
1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
2. Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и
опыте поведения развивающейся личности.
3. Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные
характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность,
ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на
уважении к другим; совестливость, патриотизм.
4. Актуализация нравственного потенциала личности.
Образовательные задачи


развитие и систематизация этических знаний ребёнка;



формирование логического мышления детей путём развивающего этического
диалога как основного метода познания в процессе занятий;



овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими.

Развивающие задачи



развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;



расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и
определения нравственных качеств;



развитие речи в процессе построения этического диалога;



развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных
характеристик, этически выраженных оценок.

Воспитательные задачи


становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных
ориентаций;



формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в
основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;



развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических
занятий;



развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;



повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;



развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.

Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных

телевизионных программ, использование ресурсов

Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов.

Место предмета в учебном плане:
На изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального
опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные
личностные результаты.
У выпускника начальной школы будет сформировано
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;

–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты:


овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;



формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;



совершенствование

умений

в

различных

видах

речевой

деятельности

и

коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;


совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;



овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;



овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации,

установления

аналогий

и

причинно-следственных

связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;



совершенствование

организационных

умений

в

области

коллективной

деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умении
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:


знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;



понимание значения нравственности в жизни человека и общества;



развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на
произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование общекультурной эрудиции;



формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и
повседневным

поведением

людей,

анализировать

жизненные

ситуации,

нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Этика - наука о нравственной жизни человека (1ч)
Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его
поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.
Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой
человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.
Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Этика общения - 4ч
Добрым жить на белом свете веселей (1ч)
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение
понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение
понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.
Основные понятия: добро, зло.
Правила общения для всех (1ч)
Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение
как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.
Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения.
Золотое правило нравственности.
Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.

От добрых правил — добрые слова и поступки (1ч)
Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От
доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.
Основные понятия: доброта, красота.
Каждый интересен (1ч)
Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в
классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся.
Условия возникновения и сохранения дружбы.
Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.

Этикет – 4ч
Премудрости этикета (1ч)
Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета
и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность,
точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил
этикета.
Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Красота этикета (1ч)
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила
этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы
разумности этикета.
Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Простые школьные и домашние правила этикета (1ч)
Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания.
Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах.
Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Чистый ручеёк нашей речи (1ч)

Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и
особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная
выразительность. Вековой опыт о главном в речи.
Основные понятия: слово, речь, образ.
Этика человеческих отношений – 4ч
В развитии добрых чувств - творение души (1ч)
Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики.
Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств
в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное
в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.
Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.

Природа — волшебные двери к добру и доверию (1ч)
Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и
бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и
правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.
Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Чувство Родины (1ч)
Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с
Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о
Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия
«патриотизм».
Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Жизнь протекает среди людей (1ч)
Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга.
Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик
человека в его отношениях с другими людьми.
Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.

Этика отношений в коллективе – 4ч
Чтобы быть коллективом... (1ч)
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы
коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе.
Нравственная установка поведения в коллективе.
Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие,
достоинство.
Коллектив начинается с меня (1ч)
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в
коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение,
самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.
Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Мой класс - мои друзья (1ч)
Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него.
Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.
Основные понятия: помощь, поддержка, участие.
Ежели душевны вы и к этике не глухи... (1ч)
Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых
нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и
особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей.
Сущность

и

содержание

общечеловеческих

ценностей.

Азбука

простых

норм

нравственности.
Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины – 4ч
Жизнь священна (1ч)
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная
истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость.

Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни.
Жизнь и человек — основные нравственные ценности.
Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.
Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Человек рождён для добра (1ч)
Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки
как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок.
Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла.
Необходимость отойти от зла и сотворить благо.
Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.

Милосердие закон жизни (1ч)
Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание»,
«сострадание», «милосердие», «участие». Чувство сопричастности другому человеку.
Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть
противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность».
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие,
благодарность.
Жить во благо себе и другим (1ч)
Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования
нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями
различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к
любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости.
Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.
Душа обязана трудиться – 4ч
Следовать нравственной установке (1ч)

Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как
нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и
необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в
нравственных действиях и поступках.
Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Достойно жить среди людей (1ч)
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир
собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.Развитие
нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное
следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания
другого человека. Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к
старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых. Бескорыстие как качество
личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как
сущность человеческой жизнедеятельности.
Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность,
гуманизм.
Уметь понять и простить (1ч)
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между
чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека.
Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и
достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой
человеческий опыт о понимании и прощении.
Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Простая этика поступков (1ч)
Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда
должны быть не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение.
Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных
национальностей.

В

основе

терпимости

лежит

такое

понятие,

как

дружелю-

бие. Закономерность простой этики поступков.
Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
Посеешь поступок - пожнёшь характер – 4ч

Общение и источники преодоления обид (1ч)
Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих
нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение
становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния
души? Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила
векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению.
Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность,
воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Ростки нравственного опыта поведения (1ч)
Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта
поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения.
Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя.
Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния
между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование
привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.
Доброте сопутствует терпение (1ч)
Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора.
Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Действия с приставкой «со» (1ч)
Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностносмысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как
помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому
человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни
неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.
Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Судьба и Родина едины – 5ч
С чего начинается Родина... (1ч)

Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и
«Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни,
крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой
связи. Значение лада в семье. Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества.
Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
В тебе рождается патриот и гражданин (1ч)
Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин
- сын Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.
Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь,
служение, долг.
Человек — чело века (1ч)
Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте
поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.
Мыслители о сути человека.
Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность,
мировоззрение.
Слово, обращённое к себе (1ч)
Итоговое творческое сочинение
Обобщающий урок (1ч)
Обобщение по всем разделам. Основные понятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».