Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программы «История» 5-9 классы («Стандарты второго поколения. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Планируемые результаты освоения учебного предмета Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Метапредметные результаты: Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; Коммуникативные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Познавательные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; учиться находить нужную информацию по темам, уметь делать презентации Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Содержание учебного предмета № Раздел Часы 1 История Средних веков 30 2 История России 34 3 Итоговое повторение 4 Введение -1ч. Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI–XI века) -6ч. Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого. Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма. Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье. Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках -2ч. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир. Тема 3. Арабы в VI – XI вв. -1ч. Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира. Тема 4. Феодалы и крестьяне -1ч. Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов. Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европы. -2 ч. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада. Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы. – 2 ч. Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир. Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов. Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе. -6ч. Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма. Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социальнополитических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Германия и Италия в XII – XV веках Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами. Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках -2ч. Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн. Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы. Тема 9. Культура Западной Европы в XI – XV вв. -1ч. Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения. Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. -2ч. Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура. Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков. Наследие Средних веков в истории человечества. Обобщающее повторение -4 ч. История России. Введение. Наша Родина – Россия. -1ч. Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. -3ч. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Появление людей на территории современной России. Древнейшие стоянки на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Появление первых городов. Образование первых государств. Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Упадок причерноморских государств. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны. Дербент. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Великая Булгария. Жители лесной полосы Восточной Европы. Восточные славяне и их соседи. Происхождение восточных славян. Хозяйство славян. Быт и нравы восточных славян. Духовный мир славян. Общины земледельцев. Восточные славяне и их соседи. Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. -8ч. Первые известия о Руси. Происхождение народа Русь. О чем говорит археология. Споры норманистов и антинорманистов. Становление древнерусского государства. Образование государства. Захват Киева и путь «из варяг в греки». Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. Борьба с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Начало правления Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Русское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Я. Мудрого. Управление государством. Отношения Руси с другими государствами. Русь при наследниках Я. Мудрого. Владимир Мономах. Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Киевское восстание 1113 г. Правление В. Мономаха в Киеве. Общественный строй и церковная организация на Руси. Формирование древнерусской народности. Основные слои населения. Земельные отношения. Церковная организация. Храмы и богослужение. Монастыри. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые. Место и роль Руси в Европе. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности. Культурное пространство Европы и культура Руси. Важнейшие черты культуры стран Европы в XI – XII вв. Особенности культуры Руси. Письменность и грамотность. Литература. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Повседневная жизнь населения. Жизнь земледельцев. Жизнь горожан. Жизнь князей и бояр. Тема 3. Русь в середине XII - начале XIII в.-4ч. Политическая раздробленность на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Роль церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси. Отношения Руси с кочевниками. Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Последствия раздробленности Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение земель Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Ю. Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Культура Владимиро-Суздальской земли. Новгородская республика. Территория и занятия населения. Основные категории населения. Политические особенности Новгородской земли. Культура Новгородской земли. Южные и юго-западные русские княжества. Материал для самостоятельной и проектной деятельности. Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV в. -7ч. Монгольская империя и изменение политической карты мира. Образование державы Чингисхана. Начало завоевательных походов Чингисхана. Битва на Калке. Историческое наследие Монгольской империи. Батыево нашествие. Вторжение в рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Походы шведов. Походы крестоносцев. Невская битва. Ледовое побоище. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Образование Золотой Орды. Народы Орды. Религия в Орде. Экономика Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Литовское государство и Русь. Образование нового государства в Восточной Европе. Устройство Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши. Усиление Московского княжества. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Москва при Иване Калите. Причины возвышения Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Поход Мамая на Русь. На поле Куликовом. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIVв. Начало возрождения культуры в русских землях. Книжное дело, летописание. Устное народное творчество. Литература. Зодчество. Живопись. Тема 5. Формирование единого Русского государства. -7ч. Русские земли на политической карте Европы и мира. Мир к началу XV в. Политическая география русских земель. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и в русских землях. Упадок Византии и его последствия. Московское княжество в первой половине XVв. Изменения в порядке владения землей. Развитие ремесла. Развитие торговли. Василий I. Междоусобная война второй четверти XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Состав и занятия населения. Взаимоотношения новых государств с Русью. Московское государство и его соседи во второй половине XVв. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления. РПЦ в XV – начале XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Изменение восприятия мира. Особенности русской культуры XV – XVI в. Развитие общественной мысли и летописания. Литература. Зодчество. Живопись Повторительно-обобщающее повторение.-4 ч.Итоговое повторение-2ч. Тематическое планирование № Кол- Тема урока во часо в 1 1 Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. 2 1 Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. 3 1 Христианская церковь. Монастыри. 4-5 2 Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. 6 1 Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. 7 1 Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. Война англосаксов с норманнами. Государства норманнов. 8 1 Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Дата проведения план/факт Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. 9 1 Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. 10 1 Знать основные положения темы. 11 1 Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. 12 1 Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. 13 1 Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики 14 1 Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни 15 1 Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. 16 1 Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. 17 1 Знать основные положения Разделов 1-6 18 1 Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. 19 1 Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. 20 1 Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. 21 1 Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. 22 1 Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. 23 1 Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции 24 1 Знать основные положения темы. 25 1 Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. 26 1 Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. 27 1 Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. 28 1 Средневековый Китай. Индия: государства и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. 29 1 Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. 30 1 Средние века в истории. 31 1 Наша Родина – Россия 32 1 Появление людей на территории современной России. Древнейшие стоянки на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда. 33 1 Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Упадок причерноморских государств. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны. Дербент. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Великая Булгария. Жители лесной полосы Восточной Европы. 34 1 Происхождение восточных славян. Хозяйство славян. Быт и нравы восточных славян. Духовный мир славян. Общины земледельцев. Восточные славяне и их соседи. 35 1 Происхождение народа Русь. О чем говорит археология. Споры норманистов и антинорманистов. 36 1 Образование государства. Захват Киева и путь «из варяг в греки». Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. Борьба с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава. 37 1 Начало правления Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства. 38 1 Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Я. Мудрого. Управление государством. Отношения Руси с другими государствами. 39 1 Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Киевское восстание 1113 г. Правление В. Мономаха в Киеве. 40 1 Формирование древнерусской народности. Основные слои населения. Земельные отношения. Церковная организация. Храмы и богослужение. Монастыри. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые. 41 1 Важнейшие черты культуры стран Европы в XI – XII вв. Особенности культуры Руси. Письменность и грамотность. Литература. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. 42 1 Жизнь земледельцев. Жизнь горожан. Жизнь князей и бояр. 43 1 тема «Русь в IX –первой половине XII в.» 44 1 Формирование системы земель – самостоятельных государств. Роль церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси. Отношения Руси с кочевниками. Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Последствия раздробленности Руси. 45 1 Освоение земель Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Ю. Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Культура ВладимироСуздальской земли. 46 1 Территория и занятия населения. Основные категории населения. Политические особенности Новгородской земли. Культура Новгородской земли. 47 1 Южные и юго-западные русские княжества. Материал для самостоятельной и проектной деятельности. 48 1 тема «Русь в середине XII - начале XIII в» 49 1 Образование державы Чингисхана. Начало завоевательных походов Чингисхана. Битва на Калке. Историческое наследие Монгольской империи. Вторжение в рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. 50 1 Походы шведов. Походы крестоносцев. Невская битва. Ледовое побоище. 51 1 Образование Золотой Орды. Народы Орды. Религия в Орде. Экономика Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. 52 1 Образование нового государства в Восточной Европе. Устройство Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши. 53 1 Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Москва при Иване Калите. Причины возвышения Москвы. 54 1 Поход Мамая на Русь. На поле Куликовом. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. 55 1 Начало возрождения культуры в русских землях. Книжное дело, летописание. Устное народное творчество. Литература. Зодчество. Живопись 56 1 тема «Русские земли в середине XIII – XIV в» 57 1 Мир к началу XV в. Политическая география русских земель. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и в русских землях. Упадок Византии и его последствия. 58 1 Изменения в порядке владения землей. Развитие ремесла. Развитие торговли. Василий I. Междоусобная война второй четверти XV в. 59 1 Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Состав и занятия населения. Взаимоотношения новых государств с Русью. 60 1 Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления. 61 1 РПЦ в XV – начале XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности. 62 1 Человек в Российском государстве второй половины XV в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности. 63 1 Особенности русской культуры XV – XVI в. Развитие общественной мысли и летописания. Литература. Зодчество. Живопись. 64 1 « Россия с древнейших времен до конца XV в.» 65 68 1 Резервный урок