История 10 кл

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение
материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование
ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся получает
возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и
способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности
как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и
социализации учащихся.
Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и
оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурнофункционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Участие в
проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы:
выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что
произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности
для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных
результатов. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов,
процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация
оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных)
средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по
заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из
источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания
информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации
из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст
и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
(в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно

подобранных конкретных примерах. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной
целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами
художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их
специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение
навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной
и практической деятельности. Владение основными видами публичных выступлений
(высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства
развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений,
поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной
позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными
результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в
коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения,
конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по
деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценивание и
корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической
деятельности и в повседневной жизни экологических требований. Осознание своей
национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного
отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию,
формулировать свои мировоззренческие взгляды.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик научиться
знать/понимать
 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории;
 периодизацию всемирной и отечественной истории;
 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
 историческую обусловленность современных общественных процессов;
 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
 критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
 участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
 представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;


использования навыков исторического анализа при критическом
восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически
возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося
гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Содержание учебного курса, предмета
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития
человечества. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
Древнейшая стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические
отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления
в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской
духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы,
духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская
мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и
динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового
общества в XIY-XVвв.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и
экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и
мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных
ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в
идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVIIXIXвв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейнополитических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот.
Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества
в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в
европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование
классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв.
История России - часть всемирной истории. Значение изучения истории. Опасность
фальсификации прошлого России в современных условиях.
Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое
хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи.

Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Народы Байкальского региона
в эпоху древности и средневековья.
Русь в IX - начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения.
Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и
Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования
древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества.
Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Народы Байкальского региона в период
возвышения монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель
в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в
истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение.
Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории
населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр
объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и
освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие
Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на
развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV-XVIIвв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
Свержение золотоордынского ига «Москва - третий Рим». Роль церкви в государственном
строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального
землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост
международного авторитета Российского государства. Формирование русского,
украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение
крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических
противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало
складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол.
Старообрядчество. Социальные движения XVII в.Формирование национального
самосознания. Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских
элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII - середине XIX вв.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение
дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях
модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества.
Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине
господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало
промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и
западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г.
Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII первой половины XIX в.
Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических
отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.
Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ.
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в
экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Духовная жизнь российского общества
во второй половине XIX - начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения
российских ученых.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе
военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней.
Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны

Тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18

Тема
Вводный урок. Этапы исторического
знания
Россия во всемирной истории
У истоков рода человеческого
Государства Древнего Востока
Культура стран Древнего Востока
Цивилизация Древней Греции
Древнеримская цивилизация
Культура. Религиозное наследие античной
цивилизации
Европа в эпоху раннего Средневековья
Рождение исламской цивилизации
Славяне в раннем Средневековье
Образование Древнерусского государства
Расцвет Древней Руси
Социально-экономическое развитие
Древней Руси
Политическая раздробленность Древней
Руси.
Культура Руси Х-ХIII в. Зарождение
русской цивилизации
Католический мир на подъёме.
Государства Азии в период европейского

Кол.
часов

Дата
план

факт

19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

Средневековья. Падение Византии.
Монгольское нашествие на Русь.
Русь между Востоком и Западом. Политика
Александра Невского.
Западная Европа в ХIV-ХV в.в.
Европейская культура, наука и техника в
Средние века.
Мир за пределами Европы в Средние века
Возвышение новых русских центров и
начало собирания русских земель вокруг
Москвы.
Эпоха Куликовской битвы. По пути
Дмитрия Донского.
Междоусобная война на Руси.
Русь Европа и Азия в Средние века
«Мир от первобытности до
Средневековья».
На заре новой эпохи.
Западная Европа: новый этап развития.
Тридцатилетняя война
Образование Русского централизованного
государства.
Правление Ивана IV Грозного
Культура и быт России в ХIV-ХVI в.в.
Смутное время на Руси.
Россия при первых Романовых.
Экономическое и общественное развитие
России в ХVII в.
Россия накануне преобразований.
Культура и быт России в ХVII в.
Промышленный переворот в Англии и
его последствия.
Эпоха Просвещения и просвещённый
абсолютизм.
Государства Азии в ХVII-ХVIII в. в.
Россия при Петре I.
Россия в период дворцовых переворотов.
Расцвет дворянской империи.
Могучая внешнеполитическая поступь
империи.
Экономика и население России во 2-ой
половинеXVIIIв.
Культура и быт России ХVIII в.
Война за независимость в Северной

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67-68

Америке.
Великая Французская революция и её
последствия для Европы.
Европа и наполеоновские войны.
Россия в ХIХ в. Отечественная война
1812 г.
Россия и Священный союз. Тайные
общества.
Реакция и революции в Европе 18201840-х г.г.
Европа: облик и противоречия
промышленной эпохи.
Страны Западного полушария в ХIХ в.
Гражданская война в США.
Колониализм и кризис "традиционного
общества" в странах Востока.
Россия при Николае I. Крымская война.
Воссоединение Италии и объединение
Германии.
Россия в эпоху реформ Александра II.
Россия в эпоху реформ Александра II.
Правление Александра III.
Общественно-политическое развитие
стран Запада во 2-ой п. ХIХ в.
Власть и оппозиция в России с.– к. ХIХ в.
Итоговая контрольная работа 3 «Россия и
мир ХVIII –ХIХ в. в.».
Итоговое обобщение по курсу
Итоговое обобщение по курсу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».