История 11 кл

Программа по истории на базовом уровне в 11 классе составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), Примерных программ по истории
(письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от
07.07.2005 г. № 03-1263). Рабочая программа разработана в соответствии с законом РФ «Об
образовании», Типовой программой основного общего(полного, среднего) образования, на
основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Уставом
образовательного учреждения, Концепцией профильного обучения на старшей ступени
общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Р.Ф. 18.07.2002г.
№2783, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ,
утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2009г № 889.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение
материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование
ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Планируемые результаты обучения истории
Учащиеся научатся:
•
локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства;
соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
•
использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси, направлениях крупнейших передвижений людей
– походов, завоеваний, колонизаций и др.;
•
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
•
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о
значительных событиях средневековой российской истории;
•
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом
российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о
мире;
•
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних
веков;

•
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
•
давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.
Учащиеся получат возможность научиться:
•
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Нового времени (Русь, Запад, Восток);
•
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее
и различия;
•
составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников
культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
В результате изучения истории ученик должен
знать:




уметь:


основные этапы и ключевые события истории мира; выдающихся деятелей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
изученные виды исторических источников;

соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и
длительность важнейших событий истории;
 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач;
 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках;
 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл
изученных исторических понятий и терминов;
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям,
культуры;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
 использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Уметь объяснять разнообразие современного мира:
 Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и
истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории
 Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области),
сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир
(католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская
цивилизация, дальневосточная цивилизация.
 Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на
территории современной России, к различным цивилизациям Средневековья.
 Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления),
развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные
отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни –

раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии
(христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Уметь рассматривать общественные процессы в развитии:
 Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со
ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
 Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей
(Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и
представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
 Получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и
государств с древнейших времен до конца XVIв.;
 Научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование
Древнерусского государства, начало политической раздробленности, Крещение Руси,
установление зависимости русских земель от Золотой орды, объединение русских
земель вокруг Москвы, расцвет и упадок русской государственности в период
правления Ивана Грозного.
 Уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников как по периоду в целом , так и по отдельным темтическим
блокам ( Древняя Русь, политическая раздробленность, возвышение московского
княжества, Русское государство в XVI в)
 Получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
общественно- политических деятелей отечественной истории IX-XVI вв
 Уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников истории России до конца XVI в.
Нравственное самоопределение:
 При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские
завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д.,
выявлять гуманистические нравственные ценности
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение:
 Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том
числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков
(Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
 Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах
эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и
феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.).
Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным
позициям как в прошлом, так и в современности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
К личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
 российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству,
чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
 осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего
края в контексте общемирового культурного наследия;
 усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества,
гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод
человека;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующем:
 способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность,
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания,
вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
 умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими
действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и
родовидовых связей и др.);
 использование современных источников информации, в том числе материалов на
электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
 готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
 умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое
мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно
разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у
учащегося сформированы:
 целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
 базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с
древности до настоящего времени;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
 способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и
явлений прошлого России;
 умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое
отношение к ней;
 умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими
источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
 уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов
России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических
и культурных памятников своей страны, региона.
Содержание учебного курса
Раздел I. Россия и мир в начале XX в. (12 ч)
Тема 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития.
Научно-технический прогресс. Причины ускорения научнотехнического прогресса.
Технический прогресс в первые десятилетия ХХ в. Развитие энергетики, появление новых
средств связи и передвижения. Достижения медицины. Переход к современному
индустриальному производству.

Основные термины и понятия: научно-технический прогресс (НТП), конвейер.
Основные персоналии: С. Томас, Г. Форд, братья Райт, А.С. Попов, Г. Маркони, А.
Флеминг, Ф.У. Тейлор.
Тема 2. Модернизация в странах Европы, США и Японии.
Модели модернизационного развития. Образование монополий. Государство и
монополистический капитал: либерально-демократическая модель отношений. Государство
и модернизация в Германии, Италии и Японии. Социальные отношения и рабочее движение.
Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии.
Основные термины и понятия: модернизация, монополия, трест, концерн, синдикат,
картель, свободная конкуренция, Антитрестовский закон 1890 г., профсоюз, капитализм,
социал-демократия, диктатура пролетариата.
Основные персоналии: К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Бернштейн, В.И. Ленин, К. Цеткин, Р.
Люксембург, К. Либкнехт.
Тема 3. Россия на рубеже XIX—XX вв.
Территория России на рубеже столетий. Российская модель экономической модернизации.
Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства в конце XIX — начале ХХ в.
Особенности развития сельского хозяйства. Расслоение крестьянства.
Основные термины и понятия: промышленный переворот, акционерные общества,
буржуазия, денежная реформа 1895—1897 гг., зажиточные крестьяне, батраки.
Основные персоналии: А.И. Путилов, П.П. Рябушинский, С.Ю. Витте.
Тема 4. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905—1907 гг.
Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в. Кризисные
явления в обществе. Русско-японская война 1904–1905 гг.: ход военных действий, причины
поражения России. Портсмутский мирный договор. «Кровавое воскресенье» и начало
революции. Крестьянские выступления и разложение армии. Раскол общества.
Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское
вооружённое восстание в Москве.
Основные термины и понятия: стачка, всеобщая забастовка, КВЖД, Всероссийский
крестьянский союз, Советы, Манифест 17 октября 1905 г.
Основные персоналии: Николай II, В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирский, С.В. Зубатов,
А.Н. Куропаткин, С.О. Макаров, П.Д. Святополк-Мирский, Г. Гапон, П.П. Шмидт.
Тема 5. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
Партии социалистической ориентации (левые): РСДРП, Партия социалистовреволюционеров. Либеральные партии: Конституционно-демократическая партия, «Союз 17
октября». Консервативные партии (правые). Реформа государственного строя.
Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.: Полномочия Государственной думы,
Государственного совета и императора и порядок принятия законов. Избирательная
кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и
уроки. Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.).
Основные термины и понятия: меньшевики, большевики, эсеры, кадеты, октябристы,
черносотенцы, третьеиюньская монархия.
Основные персоналии: В.И. Ленин, Ю.С. Мартов, В.М. Чернов, С.А. Муромцев, Д.И.
Шаховской, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич.
Тема 6. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина
П.А. Столыпин и его политика. Борьба с революционным движением и думской оппозицией.
III Государственная дума. Военно-полевые суды. Программа системных реформ П.А.

Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты
реформ П.А. Столыпина. Политический кризис 1912—1913 гг.
Основные термины и понятия: военно-полевой суд, прогрессисты, хутор, отруб.
Основные персоналии: П.А. Столыпин, А.И. Коновалов, П.П. Рябушинский.
Тема 7. Культура России в конце XIX — начале ХХ в.
Городская и сельская жизнь. Достижения науки. Развитие народного просвещения. Идейные
искания и художественная культура. Серебряный век русской культуры. Литература
Серебряного века: основные направления и представители. Драматический
театр: традиции и новаторство. Зарождение российского кинематографа. Музыка. Модерн в
архитектуре. Новые направления в живописи.
Основные термины и понятия: Серебряный век, символизм, футуризм, акмеизм,
кинематограф, модерн, импрессионизм, мирискусники, супрематизм, авангард.
Основные персоналии: Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И.
Мечников, П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, И.И. Сикорский, П.Н. Нестеров,
А.С. Попов, И.Д. Сытин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, В.Я. Брюсов, К.Д.
Бальмонт, А. Белый, Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, В.В. Маяковский, А.А. Блок, А.А.
Ахматова, М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.И. Немирович-Данченко, С.П. Дягилев, Ф.И.
Шаляпин, А.А. Ханжонков, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С.
Прокофьев, А.В. Щусев, Ф.И. Лидваль, Ф.О. Шехтель, М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В.
Нестеров, В.А. Серов, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, В.Э. Борисов-Мусатов, М.С.
Сарьян, К.С. Петров-Водкин, М.З. Шагал, К.С. Малевич, В.В. Кандинский.
Тема 8. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале ХХ в.
Колонизация Африки. Колониальные империи: общее и особенное. Экономические кризисы
начала ХХ в.: сущность, причины, методы преодоления. Противоречия на международной
арене в начале ХХ в. Создание военно-политических союзов.
Основные термины и понятия: колонии, колониализм, доминион, протекторат, мировой
экономический кризис, международные конференции, Тройственный союз, Антанта.
Основные персоналии: О. фон Бисмарк.
Тема 9. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки
Колониализм и его последствия. Антиколониальные движения в государствах Востока.
Восстание ихэтуаней в Китае в 1899— 1901 гг. Движение моджахедов в Иране. Деятельность
М. Ганди. Революции в Иране (1905—1911) и Китае (1911—1913). Младотурецкая
революция. Особенности развития государств Латинской Америки.
Основные термины и понятия: ихэтуани, моджахеды, Индийский национальный конгресс
(ИНК), Гоминьдан, младотурки, латифундии.
Основные персоналии: М. Ганди, Сунь Ятсен, Юань Шикай.
Тема 10. Первая мировая война
Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны. Воюющие страны в
1915—1916 гг. Война и российское общество. Кампания 1917 г. и завершение военных
действий. Потери стран-участниц; исторические уроки и социальные последствия Первой
мировой войны.
Основные термины и понятия: мировая война, Брусиловский прорыв, Земский и
Городской союзы, «министерская чехарда», пацифизм.
Основные персоналии: Франц Фердинанд, Г. Принцип, А. Фон Шлиффен, А.В. Самсонов,
П.К. Ренненкампф, А.А. Брусилов.
Раздел II. Россия и мир между двумя мировыми войнами (14 ч)

Тема 11. Февральская революция в России 1917 г.
Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Падение самодержавия и создание
Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и
июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г. Корнилова и его последствия.
Основные термины и понятия: Временное правительство, Совет рабочих и солдатских
депутатов, Учредительное собрание.
Основные персоналии: Николай II, М.В. Родзянко, Н.В. Рузский, М.В. Алексеев, А.Ф.
Керенский, А.И. Гучков, П.Н. Милюков, Л.Г. Корнилов, Г.Е. Львов, В.И. Ленин, Г.Е.
Зиновьев, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий.
Тема 12. Переход власти к партии большевиков
Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооружённое восстание в Петрограде.
Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования. «Декрет о
власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Роспуск
Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир. Предпосылки Гражданской
войны.
Основные термины и понятия: Всероссийский съезд Совет, Декреты о власти, мире, земле,
Совет народных комиссаров, Всероссийский центральный исполнительный комитет,
Высший совет народного хозяйства, ВЧК, сепаратный мирный договор.
Основные персоналии: А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е.
Зиновьев, Ф.Э. Дзержинский.
Тема 13. Гражданская война и интервенция.
Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце
фронтов. Военный коммунизм. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет
(РВС). Репрессии советской власти в отношении представителей бывших
привилегированных
сословий.
Сотрудничество
большевиков
с
«буржуазными
специалистами». Время решающих сражений: март 1919 — март 1920 г. Война с Польшей и
поражение Белого движения: апрель — ноябрь 1920 г. Причины победы красных и
поражения Белого движения.
75
Основные термины и понятия: гражданская война, интервенция, Белое и красное
движения, Красная Армия, военный коммунизм, национализация, продотряды, комбеды,
продразвёрстка, красный террор, комсомол.
Основные персоналии: А.М. Каледин, Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Краснов, А.В.
Колчак, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, С.С. Каменев, А.И. Егоров, С.М. Будённый, К.Е.
Ворошилов, С.В. Петлюра, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич.
Тема 14. Завершение Гражданской войны и образование СССР
Завершающий этап Гражданской войны: конец 1920—1922 г. Борьба с «зелёными».
Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Боевые действия в
заключительный период Гражданской войны в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем
Востоке. Предпосылки создания СССР. Образование Союза Советских Социалистических
республик: планы и реальность. Высшие органы власти. Первая Конституция СССР (1924).
Основные термины и понятия: антоновщина, басмачество, план автономизации,
Конституция СССР 1924 г.
Основные персоналии: А.С. Антонов, Н.И. Махно, В.К. Блюхер, И.П. Уборевич, В.И.
Ленин, И.В. Сталин, М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов.
Тема 15. От военного коммунизма к нэпу

Экономическое и политическое положение Советской России после окончания Гражданской
войны и интервенции. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Отказ от политики военного
коммунизма. Новая экономическая политика. Первые итоги нэпа.
Противоречия новой экономической политики. Борьба власти с лидерами оппозиции —
судебные процессы 1921—1923 гг. над руководителями партий эсеров и меньшевиков.
Репрессии против представителей интеллигенции и Церкви. Борьба в большевистской
партии вокруг вопроса о продолжении нэпа. Свёртывание нэпа.
Основные термины и понятия: ГОЭЛРО, Госплан, нэп, нэпман, продналог, хозрасчёт,
партаппарат.
Основные персоналии: Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Г.М. Кржижановский, Г.Е. Зиновьев,
Л.Б. Каменев, А.И. Рыков, И.В. Сталин, Патриарх Тихон.
Тема 16. Культура страны Советов в 1917—1922 гг.
«Музыка революции»: искусство, общество и власть в 1917— 1922 гг. Художественное
многообразие 1920-х гг. Воплощение новаторских идей и пафоса революционных
преобразований в архитектуре и зрелищных искусствах. Физкультура и спорт.
Основные термины и понятия: пролетарская культура, конструктивизм.
Основные персоналии: З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, В.В. Маяковский, А.А. Блок, Р.Р.
Фальк, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев, С.Т. Коненков, И.В. Жолтовский, Л.В. Руднев, В.А.
Щуко, М.З. Шагал, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин, Д.П. Штеренберг, Б.М. Кустодиев,
К.Ф. Юон, М.М. Черемных, В.Н. Дени, В.В. Лебедев, Д.С. Моор, С.В. Чехонин, М.М.
Адамович, А.П. Родченко, В.Е. Татлин, И.Д. Шадр, В.И. Мухина, Л.В. Шервуд, А.В.
Луначарский, С.Т. Конёнков, Н.Н. Асеев, О.М. Брик, Л.С. Попова, В.Ф. Степанова, А.М.
Герасимов, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман, А.И. Безыменский, Д. Бедный, А.А.
Жаров, Д.А. Фурманов, А. Весёлый, Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин, К.И. Чуковский, М.А.
Булгаков, Е.И. Замятин, А.П. Платонов, К.С. Мельников, И.И. Леонидов, братья Веснины,
А.В. Щусев, А.П. Довженко, В.И. Пудовкин, С.М. Эйзенштейн, В.Э. Мейерхольд.
Тема 17. Советская модернизация экономики и культурная революция
Модернизация советской экономики: основные задачи. Коллективизация: её принципы —
провозглашённые и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной
коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг.
Основные результаты индустриализации. Освоение новых производств, техническая
реконструкция народного хозяйства. Создание индустриальной базы страны в Западной
Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие новых отраслей промышленности. Модернизация
армии. Культурная революция и культурные достижения. Спорт и физкультурное движение.
Основные термины и понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание, трудодни,
машинно-тракторная станция (МТС), двадцатипятитысячники, индустриализация, пятилетка,
соцсоревнование, культурная революция, ликбез, рабфак.
Основные персоналии: И.В. Сталин, А.Г. Стаханов, О.Ю. Шмидт, В.П. Чкалов, Г.Ф.
Байдуков, А.В. Беляков, И.Д. Папанин, М.Н. Ту-хачевский, П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, А.Е.
Ферсман, И.М. Губкин,Н.Д. Зелинский, А.Н. Крылов, А.Н. Туполев, Н.Н. Поликарпов, С.В.
Илюшин, С.А. Лавочкин, А.А. Микоян, В.М. Петляков, А.А. Микулин, А.С. Яковлев, Ф.А.
Цандер, В.П. Глушко, С.П. Королёв.
Тема 18. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система
СССР
Партия большевиков в 1920-е гг. Письмо Ленина к XI съезду РКП(б) (осень 1922 г.). Борьба
за власть в партии большевиков в период с 1923 по 1928 г. Причины возвышения и победы

И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе. Идея И.В. Сталина о возможности построения
социализма в одной, отдельно взятой стране. Сталинский тезис о неизбежности обострения
классовой борьбы в процессе социалистического строительства как теоретическое
обоснование политики репрессий. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е
гг. Создание системы ГУЛАГа. Репрессии 1936—
1938 гг. «Дело Тухачевского» и чистка рядов Красной Армии. Создание сталинской системы
управления и Конституция СССР 1936 г.
Основные термины и понятия: враг народа, ГУЛАГ, культ личности, Конституция СССР
1936 г.
Основные персоналии: И.В. Сталин, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, Г.К.
Орджоникидзе, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, С.М. Киров, М.Н.
Рютин, М.Н. Тухачевский, Н.И. Ежов.
Тема 19. Культура и искусство СССР в межвоенные годы
Партийное
руководство
художественным
процессом.
Утверждение
метода
социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Широкое
распространение массовых форм досуга советских людей. Физкультура и спорт. Масштабное
строительство общественных зданий и крупных социальных объектов. Развитие
кинематографа. Оперное и балетное искусство. Влияние репрессий конца 1930-х гг. на
развитие советской культуры.
Основные термины и понятия: соцреализм, пионеры.
Основные персоналии: М. Горький, Д.А. Фурманов, А.С. Серафимович, М.А. Булгаков,
А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, Н.А. Островский, А.А. Ахматова, Д.И. Хармс, А.И.
Введенский, В.А. Фаворский, Н.М. Чернышёв, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, А.А. Пластов,
А.Н. Самохвалов, Г.Г. Нисский, Б.М. Иофан, В.И. Мухина, И.А. Пырьев, С.А. Герасимов,
Г.В. Александров, М.И. Ромм, А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский, Г.С.
Уланова, О.В. Лепешинская, К.М. Сергеев, А.Н. Ермолаев, И.О. Дунаевский.
Тема 20. Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после
Первой мировой войны
США в 1920—1930-е гг. Задачи послевоенного развития США. Мировой экономический
кризис 1929—1932 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Развитие демократических стран
Западной Европы в межвоенный период. Кейнсианство. Раскол социал-демократии.
Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами. Фашизм в Италии и
Германии. Милитаризм в Японии. Завоевательная программа фашизма и холокост.
Основные термины и понятия: «новый курс» Рузвельта, социально ориентированная
рыночная экономика, кейнсианство, Коминтерн, Международная организация труда, расизм,
национализм, фашизм, НСДАП, холокост, гетто.
Основные персоналии: Г. Гувер, Ф.Д. Рузвельт, Дж. Кейнс, Б. Муссолини, А. Гитлер, М.
Хорти, Й. Антонеску.
Тема 21. Ослабление колониальных империй
Парижская (1919) и Вашингтонская конференция (1921—1922) о судьбе колоний.
Послевоенная колониальная политика и её итоги. Подъём антиколониальных движений.
Особенности национально-освободительных движений в Индии, Иране, Турции. Революция
и гражданская война в Китае.
Основные термины и понятия: национально-освободительное движение, кампания
гражданского неповиновения, революция, гражданская война.

Основные персоналии: Амманула-хан, М. Ганди, Реза-хан Пехлеви, М. Кемаль, Сунь
Ятсен, Чан Кайши, Пу И, Мао Цзэдун.
Тема 22. Международные отношения между двумя мировыми войнами
Антанта и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Создание Лиги Наций. ВерсальскоВашингтонская система и её противоречия. Пацифизм. На пути ко Второй мировой войне.
Политика умиротворения агрессоров. Гражданская война в Испании. Антикоминтерновский
пакт. Мюнхенское соглашение как кульминация политики умиротворения. Советскогерманский договор о ненападении.
Основные термины и понятия: Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система, политика
умиротворения.
Основные персоналии: в. Вильсон, А. Бриан, Ф. Келлог, А. Гитлер, Н. Чемберлен, Ф.
Франко, Б. Муссолини, В.М. Молотов, И. фон Риббентроп.
Тема 23. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.
Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии. Живопись: от
импрессионизма к модерну. Искусство индустриального общества (модернизм,
примитивизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм,
конструктивизм). Литература. Модернизм в литературе. Музыка и театр. Киноискусство.
Основные термины и понятия: социология, психология, культурология, импрессионизм,
модерн, кубизм, футурзим, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм,
романтизм, реализм, социальная антиутопия.
Основные персоналии: О. Шпенглер, А. Тойнби, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Леви-Стросс, Дж.
Дьюи, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн, в. Ван Гог, П. Гоген, А. Гауди, Х. де Велде, Г.
Климт, А. Матисс, П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Ф.Т. Маринетти,
У. Боччони, К. Карр, Л. Руссоло, В.В. Кандинский, П. Мондриан, К.С. Малевич, Т. Тцара, М.
Дюшан, К. Швиттерс, Э. Мунк, О. Кокошка, С. Дали, Ле Корбюзье, И.И. Леонидов, Р.
Киплинг, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, С. Цвейг, А. де Сент-Экзюпери, Б. Шоу, Г. Уэллс, К.
Чапек, Б. Брехт, Э.М. Ремарк, Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, О. Хаксли, Дж. Оруэлл, Дж.
Лондон, Л. Дюрей, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Дж. Гершвин, Л. Стоковский, М. Рейнгардт, М.
Линдер, Ч. Чаплин.
Раздел III. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (8 ч)
Тема 24. От европейской к мировой войне
Начало Второй мировой войны: нападение Германии на Польшу. Блицкриг. Присоединение
к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Договор о дружбе и границе» между
Германиейи СССР. «Странная война». Вхождение в состав СССР прибалтийских государств.
Советско-финская война. Кампании 1940 — начала 1941 гг.: «битва за Англию»; разгром
Франции; военные действия союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке и
Средиземноморье. СССР и война в Европе. План «Барбаросса». Подготовка к нападению
Германии на СССР.
Основные термины и понятия: блицкриг, вермахт, план «Барбаросса».
Основные персоналии: О.В. Куусинен, Э. Роммель, У. Черчилль, И.В. Сталин.
Тема 25. Начальный период Великой Отечественной войны
Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. и её причины. Мобилизация страны. Смоленское
сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под
Москвой. Военно-стратегическое, морально-политическое и международное
значение победы Красной Армии под Москвой.

Основные термины и понятия: Ставка Главного командования, Государственный комитет
обороны.
Основные персоналии: И.В. Сталин, Н.Г. Кузнецов, Д.Г. Павлов, М.П. Кирпонос. В.М.
Молотов, С.К. Тимошенко, Н.Ф. Гастелло, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский.
Тема 26. Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте
Зарождение антигитлеровской коалиции и вступление в войну США. Боевые действия на
Восточном фронте весной — летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на
советской территории. Партизанское движение. «Всё для фронта, всё для победы!»
Движение Сопротивления в Европе.
Основные термины и понятия: оккупация, партизанское движение, движение
Сопротивления.
Основные персоналии: В.И. Чуйков, Я.Ф. Павлов, М.С. Шумилов, С.А. Ковпак, А.Н.
Сабуров, В.М. Петляков, Д.Н. Медведев, П.М. Машеров, С.А. Лавочкин, С.В. Ильюшин, Ш.
де Голль.
Тема 27. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Начало коренного перелома в
ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва на Орловско-Курской дуге и
её значение. Завершение периода коренного перелома в войне. Укрепление антифашистской
коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция. Идеология,
культура и война. Изменение отношения к Православной церкви со стороны властей.
Основные термины и понятия: коренной перелом в войне, второй фронт.
Основные персоналии: Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский, А.И. Ерёменко, М.Е. Катуков,
П.А. Ротмистров, И.В. Сталин, У. Черчилль, Ф.Д. Рузвельт, Ю.Б. Левитан, И.Г. Эренбург,
А.Т. Твардовский, В.С. Гроссман, К.М. Симонов, О.Ф. Берггольц, Д.Д. Шостакович, С.Т.
Рихтер, Л.О. Утёсов, К.И. Шульженко, Л.А. Русланова, И.А. Пырьев, Ф.М. Эмлер, А.Б.
Столпер, Б.Г. Иванов, патриарх Сергий (Старогородский).
Тема 28. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой
Отечественной войны
Освобождение советской земли. Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г.
Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на
освобождённых землях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие
второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение
Берлина. Капитуляция Третьего рейха.
Основные термины и понятия: депортация, Ялтинская конференция, репарации, Акт о
капитуляции.
Основные персоналии: Н.Ф. Ватутин, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, И.Х.
Баграмян, И.Д. Черняховский, К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков, У. Черчилль, Ф.Д. Рузвельт,
И.В. Сталин, К. Спаатс, А.У. Теддер, Ж.М. де Латр де Тассиньи, в. Кейтель.
Тема 29. Причины, цена и значение великой Победы
Потсдамская конференция. Решения союзников по антигитлеровской коалиции о
послевоенном миропорядке. Противоречия между союзниками. Парад Победы в Москве.
Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны. Причины Победы.
Цена Победы и итоги войны.
Основные термины и понятия: демилитаризация, декартелизация, денацификация,
демократизация, Международный трибунал, Организация Объединённых Наций, Совет
Безопасности.

Основные персоналии: И.В. Сталин, Г. Трумэн, К. Эттли, А.М. Василевский, Л.А. Говоров,
К.А. Мерецков, А.И. Ерёменко, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский.
Раздел IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия (8 ч)
Тема 30. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина
Постепенный переход страны на мирный путь развития. Сохранение в новых условиях
мобилизационных, военных методов, основанных на жёсткой централизации управления и
распределения ресурсов. Влияние сложного положения страны, в том числе на
международной арене, на принятие чрезвычайных мер. Источники высоких темпов развития
экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947 г.
Итоги четвёртой пятилетки (1946–1950). Послевоенные репрессии.
Основные термины и понятия: «холодная война», КПСС.
Основные персоналии: И.В. Сталин, А.А. Жданов, Н.А. Вознесенский, В.С. Абакумов.
Тема 31. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
Объективные и субъективные причины необходимости изменения внутренней и внешней
политики страны. Преемники И.В. Сталина на пути преобразований. Инициативы Л.П.
Бериии Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Борьба за власть в партийной
верхушке. XX съезд КПСС. Значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для
последующего развития общества.
Основные термины и понятия: сталинизм, десталинизация, освоение целины.
Основные персоналии: Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв.
Тема 32. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг.
Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС. Борьба
за власть в конце 1950-х гг. Новые ориентиры развития общества. Экономика и политика в
конце 1950-х — начале 1960-х гг. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализация
жилищной программы, изменения в жизни крестьянства, реформа в военной сфере. Начало
освоения космоса. Административные реформы. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г.
Отставка Н.С. Хрущёва.
Основные термины и понятия: совхозы, совнархозы, дефицит.
Основные персоналии: Г.М. Маленков, Г.К. Жуков, Н.С. Хрущёв, Ю.А. Гагарин, В.В.
Терешкова, С.П. Королёв, В.Е. Семичастный, Л.И. Брежнев, А.Н. Шелепин.
Тема 33. Духовная жизнь в СССР в 1940—1960-е гг.
Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период
«оттепели». Ужесточение партийного контроля над духовной жизнью страны. «Дело» Б.Л.
Пастернака. Гонения на Церковь. Наука в условиях «холодной войны». СССР на
международной спортивной арене.
Основные термины и понятия: «оттепель», советский андеграунд.
Основные персоналии: А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, К.Г. Паустовский, И.Г. Эренбург,
А.И. Солженицын, Ч.Т. Айтматов, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, С.П. Залыгин,
В.М. Шукшин, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, К.Г.
Паустовский, Б.Л. Пастернак, И.А. Ефремов, А.П. Казанцев, О.Я. Рабин, В.Н. Немухин, Е.В.
Вучетич, А.Т. Зверев, Э.М. Белютин, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, М. Хуциев,
О.Н. Ефремов, И.В. Курчатов, П.Л. Капица, Н.Н. Семёнов, П.А. Черенков, Л.Д. Ландау, Н.Г.
Басов, И.Е. Тамм, И.М. Франк, А.М. Прохоров, А.И. Микоян, М.И. Гуревич, П.О. Сухой,
М.Л. Миль, В.Н. Челомей, Л.И. Яшин, Ю.П. Власов, Л.С. Латынина.
Тема 34. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия

Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики. Социально
ориентированная рыночная экономика. «Справедливый курс» Г. Трумэна. Программы Дж.
Кеннеди и его преемников: «Новые рубежи», «Великое общество» — их итоги. Германское
«экономическое чудо». «Шведская модель».
Основные термины и понятия: смешанная экономика, «экономическое чудо», конверсия,
социально ориентированная рыночная экономика.
Основные персоналии: К. Эттли, Г. Трумэн, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, Л. Эрхард.
Тема 35. Падение мировой колониальной системы
Распад колониальной системы: причины и основные этапы. Проблема выбора пути развития
в условиях биполярного мира. Создание Британского Содружества и Французского
Сообщества. Идея социалистической ориентации. Соперничество СССР
и США за сферы влияния над странами Азии, Африки и Латинской Америки; его роль в
разжигании локальных войн и конфликтов. Конфликты и кризисы в странах «Юга».
Основные термины и понятия: деколонизация, развивающиеся страны.
Тема 36. «Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг.
Предпосылки начала «холодной войны». Противоборство двух военно-политических блоков.
Первые военно-политические конфликты «холодной войны». «Холодная война» в Азии.
Война в Корее. Политика мирного сосуществования и военное соперничество. Карибский
кризис 1962 г. Война во Вьетнаме.
Основные термины и понятия: «холодная война», Совет экономической взаимопомощи,
НАТО, ОВД, политика мирного сосуществования.
Основные персоналии: А. Маршалл, У. Черчилль, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Г.А. Насер, Ф.
Кастро, Дж. Кеннеди, Н.С. Хрущёв.
Тема 37. Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай.
Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от
общедемократических преобразований к утверждению «советской модели социализма».
Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в Восточной
Европе. СССР и Китай: от союза к противостоянию. «Большой скачок» и культурная
революция в Китае.
Основные термины и понятия: Информбюро, социализм «с человеческим лицом»,
индустриализация, «доктрина Брежнева», стратегия «большого скачка», культурная
революция.
Основные персоналии: К. Готвальд, И.Б. Тито, И.В. Сталин, Г. Димитров, И. Надь, Л.И.
Брежнев, Мао Цзэдун, Пол Пот.
Раздел V. РОССИЯ И МИР В 1960—1990-е гг. (14 ч)
Тема 38. Технологии новой эпохи
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Биохимия, генетика,
медицина. Электроника и робототехника.
Основные термины и понятия: ядерная энергия, биотехнологии,игенная инженерия,
клонирование, трансплантация, ЭВМ.
Основные персоналии: Д. Уотсон, Ф. Крик, А. Чакрабарти.
Тема 39. Становление информационного общества
Информационная революция. Глобальная Сеть. Индустрия производства знаний. Новая
социальная структура общества. Средний класс. Маргиналы.

Основные термины и понятия: информационное общество, Интернет, средний класс,
маргинализация.
Основные персоналии: М. Маклюэн.
Тема 40. Кризис «общества благосостояния»
Причины кризисов в развитых странах. Коммунисты и левые правительства в Европе.
Феномен еврокоммунизма. Причины появления «новых левых» в Западной Европе в 1960-е
гг. Бунт против «общества потребления», социальная база радикальных общественных
движений.
Основные термины и понятия: коалиционные правительства, еврокоммунизм,
неомарксизм.
Основные персоналии: Д. Лукач, Г. Маркузе.
Тема 41. Неоконсервативная революция 1980-х гг.
Причины
необходимости
обновления
идеологии
консерватизма.
Концепции
неоконсерватизма. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и её итоги.
Неконсервативная модернизация.
Основные термины и понятия: неконсерватизм, приватизация.
Основные персоналии: И. Кристол, Н. Подгорец, М. Новак, М. Фридмэн, М. Тэтчер, Р.
Рейган, Г. Коль, Ф. Миттеран.
Тема 42. СССР: от реформ — к застою
Приход к власти Л.И. Брежнева. Система коллективного руководства. Восстановление
прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств.
Экономические реформы 1960-х гг. Причины необходимости пересмотра экономической
политики. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической самостоятельности
предприятий. Рост производства. Складывание модели советского «общества потребления».
Проблемы застоя в экономике. Борьба с инакомыслием.
Основные термины и понятия: хозрасчёт, застой, дефицит, самиздат, правозащитное
движение.
Основные персоналии: Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, А.Д. Синявский, Ю.М. Даниэль, И.Г.
Эренбург, А.Д. Сахаров, И.Р. Шафаревич.
Тема 43. Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки
Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны.
Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Приход к власти М.С.
Горбачёва. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей
элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины её провала.
Кампания борьбы с пьянством, её итоги. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. и
её последствия. Расширение самостоятельности государственных предприятий. Принятие
законов,
разрешающих
создание
кооперативов
и
индивидуальную
(частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Последствия экономических реформ.
Поиск путей преодоления кризиса.
Основные термины и понятия: перестройка, коррупция, государственная приёмка, теневая
экономика, кооператив.
Основные персоналии: Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Н.И. Рыжков, С.С.
Шаталин, Г.А. Явлинский, В.С. Павлов.
Тема 44. Развитие гласности и демократии в СССР
Расширение гласности. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Создание
Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ.

Проблемы статуса и привилегий номенклатуры. Стремления к демократической
трансформации общества. Политический раскол советского общества. Возникновение
политических организаций, независимых от КПСС. Выборы народных депутатов СССР в
1989 г. Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост
популярности Б.Н. Ельцина, избрание его Президентом Российской Федерации.
Основные термины и понятия: демократия, гласность, политический плюрализм,
номенклатура, демократическая трансформация общества, правовое государство,
многопартийность.
Основные персоналии: М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.
Тема 45. Кризис и распад советского общества
Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР.
Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.
Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в Литве — организации «Саюдис»,
выступавших за выход этих республик из состава СССР. Очаги напряжённости в
Узбекистане, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Принятие союзными
республиками деклараций о суверенитете. Попытка переворота и распад СССР. Создание
СНГ.
Основные термины и понятия: путч, ГКЧП, СНГ.
Основные персоналии: М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин, Г.И. Янаев, В.А. Крючков, Д.Т. Язов,
Б.К. Пуго, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич.
Тема 46. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960—1980-е гг.
Развитие науки и техники. Роль книги в жизни советских людей. Развитие отечественной
литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Размежевание в живописи и скульптуре на
официальное искусство и альтернативные художественные направления. Достижения
советского спорта.
Основные термины и понятия: деревенская проза, бардовская песня, московский
концептуализм, соц-арт.
Основные персоналии: М.В. Келдыш, Л.В. Канторович, П.Л. Капица, В.Н. Челомей, С.Н.
Фёдоров, Г.А. Илизаров, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.А. Солоухин, В.М.
Шукшин, Ф.В. Бондарев, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, К.М. Симонов, В.С. Пикуль, Ч.Т.
Айтматов, братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие, А.И. Солженицын, С.Ф. Бондарчук, И.А. Пырьев,
Л.А. Кулиджанов, С.И. Ростоцкий, А.Г. Герман, А.А. Тарковский, Г.Н. Данелия, Э.А.
Рязанов, Л.И. Гайдай, И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, В.А. Атлантов, Г.С. Уланова, М.М.
Плисецкая, М.Э. Лиепа, Е.С. Максимова, В.В. Васильев, Л.Г. Зыкина, И.Д. Кобзон, М.М.
Магомаев, А.Б. Пугачёва, Л.В. Лещенко, С.М. Ротару, В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, Т.Т.
Салахов, Т.Н. Яблонская, Д.Е. Жилинский, В.А. Сидур, Э.И. Неизвестный, И.И. Кабаков,
А.Д. Меламид, Л.А. Пахомова, А.Г. Горшков, И.К. Роднина, А.Г. Зайцев, В.А. Третьяк, А.Е.
Карпов, Г.К. Каспаров.
Тема 47. Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития.
Истоки и особенности «экономического чуда» Японии. Демократизация общественнополитической жизни страны. Политика в области образования, технологического развития,
внешней торговли. Специфика трудовых отношений в японских корпорациях.
Новые индустриальные страны: общее и особенное в опыте модернизации Южной Кореи,
Сингапура, Тайваня. Второй эшелон новых индустриальных стран: Филиппины, Индонезия,
Таиланд, Малайзия. Китай на пути реформ.
Основные термины и понятия: новые индустриальные страны.

Основные персоналии: Дэн Сяопин.
Тема 48. Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской
Америки в 1950—1980-е гг.
Особенности реформ и политики модернизации Индии: её достижения (отмена кастовой
системы, создание индустриального сектора экономики, социальная политика, «зелёная
революция») и проблемы (демографические, социальные, межкультурного взаимодействия).
Внешняя политика Индии. Участие в Движении неприсоединения. Исламский мир:
национально-патриотическая и традиционалистская модели развития. Арабо-израильские
конфликты. Особенности социально-экономического развития Латинской Америки.
Перонизм и демократия в Латинской Америке.
Основные персоналии: Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди, Г.А. Насер, М. Каддафи, аятолла
Хомейни, Ф. Кастро, Х. Перон, С. Альенде, А. Пиночет.
Тема 49. Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны»
СССР и США: итоги соперничества. Разрядка международной напряжённости. Причины
срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале 1980-х гг. Новое
политическое мышление и завершение «холодной войны».
Основные термины и понятия: разрядка, ОСВ-1, ОСВ-2, новое политическое мышление.
Основные персоналии: Р. Рейган, М.С. Горбачёв.
Раздел VI. РОССИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ (12 ч)
Тема 50. Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия
Возникновение ТНК и ТНБ. Глобализация мировой экономики и её последствия.
Предприниматели и предпринимательская деятельность. Проблемы многонациональных
государств и массовой миграции в эпоху глобализации.
Основные термины и понятия: транснациональные корпорации и банки, глобализация,
венчурные предприятия, мультикультурализм, плюрализм, толерантность.
Тема 51. Интеграция развитых стран и её итоги
Этапы интеграции стран Западной Европы: хронологические
рамки, страны и регионы, области сближения, итоги. Противоречия европейской интеграции.
Тенденции интеграционных процессов в Европе. Интеграционные процессы в Северной
Америке.
Основные термины и понятия: интеграция, ГАТТ, ВТО, ЕОУС, ЕЭС, ЕС, НАФТА, НАТО.
Тема 52. Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г.
Опыт
«шоковой
терапии».
Либерализация
цен.
Снятие
ограничения
на
частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Проведение
приватизации. Структурная перестройка экономики. Плюсы и минусы реформ.
Политический кризис 1993 г.: сущность, причины, основные события и итоги. Новая
Конституция России. Итоги парламентских выборов 1993 г.
Основные термины и понятия: приватизация, ваучер, импичмент, референдум.
Основные персоналии: Б.Н. Ельцин, Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, А.Н. Шохин, В.С.
Черномырдин, Р.И. Хасбулатов, А.В. Руцкой, В.В. Жириновский, Г.А. Явлинский, Г.А.
Зюганов.
Тема 53. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.
Обострение отношений между центром власти в Москве и субъектами Федерации.
Подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г. Начало конфликта в Чечне. Выборы

1995 и 1996 гг. Предприниматели как новая сила на политической арене страны. Финансовопромышленные группы (ФПГ). Возникновение
медиа-холдингов. Углубление политического и социально-экономического кризиса.
Основные термины и понятия: дефолт.
Основные персоналии: Б.Н. Ельцин, В.С. Черномырдин, Д.M. Дудаев, С.В. Степашин, С.В.
Кириенко, Е.М. Примаков, В.В. Путин.
Тема 54. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации
Вторая чеченская война. Парламентские и президентские выборы 1999—2000 гг. Россия на
пути реформ и стабилизации. Утверждение государственной символики России. Меры по
укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Реорганизация силовых
ведомств и реформа вооружённых сил. Активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом,
нелегальными операциями коммерческих структур. Завершение процесса мирного
урегулирования в Чечне. Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг.
Основные термины и понятия: вертикаль власти, миграционные потоки,
контртеррористическая операция, полномочный представитель президента.
Основные персоналии: В.В. Путин, Б.В. Грызлов, М.М. Касьянов, С.К. Шойгу, Ю.М.
Лужков, А.А. Кадыров, Р.А. Кадыров, Б.Е. Немцов, Д.А. Медведев, М.Е. Фрадков, В.А.
Зубков, С.М. Миронов.
Тема 55. Российская Федерация в начале XXI в.
Россия в 2004—2007 гг. Продолжение курса на упрочение вертикали власти. Создание
общественной палаты. Национальные проекты «Здоровье», «Доступное и комфортное жильё
— гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование».
Создание Стабилизационного фонда. Выборы 2007—2008 гг. Россия в условиях глобального
кризиса. Ориентиры модернизационной стратегии развития страны. Выборы 2011–2012 гг.
Основные термины и понятия: национальный проект, Стабилизационный фонд,
глобальный кризис.
Основные персоналии: В.В. Путин, Д.А. Медведев.
Тема 56. Духовная жизнь России в современную эпоху
Влияние на духовную жизнь страны социальных и культурных перемен, происходивших в
российском обществе в постсоветский период. Коммерциализация культуры и досуга и их
последствия. Вестернизация молодёжной культуры. Рост интереса к отечественному
культурному и духовному наследию. Русская Православная Церковь в новой России. Театр,
музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Государственная политика в области
культуры.
Основные термины и понятия: массовая культура, субкультура, неотрадиционализм, новое
искусство, инсталяция, биеннале.
Основные персоналии: патриарх Алексий II, Патриарх Кирилл, Д. Донцова, Б. Акунин, Е.И.
Кисин, Д.Л. Мацуев, В.А. Гергиев, В.И. Федосеев, Ю.Х. Темирканов, Ю.А. Башмет, М.А.
Плетнёв, А.Ю. Нетребко, У.В. Лопаткина, Д.В. Вишнёва, Д.А. Хворостовский, Н.С.
Михалков, А.Н. Сокуров, А.Г. Герман, Ф.С. Бондарчук, А.П. Звягинцев, П.С. Лунгин, З.К.
Церетели, И.С. Глазунов, А.М. Шилов, В.М. Клыков, А.И. Рукавишников, О.К. Комов,
В. Пелевин, П.Н. Фоменко, Л.А. Додин, Ю.П. Любимов.
Тема 57. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом
сообществе
Перестройка в СССР и подъём антикоммунистического движения в Восточной Европе в
1980-е гг. Общее и особенное в демократических революциях в странах Восточной Европы.

Восточная Европа после социализма. Кризис в Югославии. Развитие Содружества
Независимых Государств. Обострение отношений России и Украины в 2014 г. Вооружённые
конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ. Цветные
революции в странах СНГ и их последствия.
Основные термины и понятия: бархатные революции, суверенитет, цветные революции.
Основные персоналии: В. Гавел, Л. Валенса, Н. Чаушеску, С. Милошевич, в. Коштуница,
А.Г. Лукашенко, Л.Д. Кучма, В.А. Ющенко, В.Ф. Янукович, В.Н. Воронин, Н.А. Назарбаев,
М.Н. Саакашвили.
Тема 58. Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития.
Демократизация государства и общества в странах Латинской Америки в 1980–1990-е гг.
Интеграционные процессы в Латинской Америке. Китай на современном этапе развития.
Российско-китайские отношения в начале XXI в. Создание Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС). Проблемы развития Японии на современном этапе. Индия:
достижения и проблемы модернизации. Политическое и экономическое развитие стран
Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм. Революции в странах
Ближнего Востока и Северной Африки. Страны Центральной и Южной Африки.
Основные термины и понятия: МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский
союз, ШОС, исламский фундаментализм, Африканский союз.
Основные персоналии: У. Чавес, Л. де Сильва, С. Ганди, М. Сингх, С. Хусейн, М. Каддафи.
Тема 59. Россия и складывание новой системы международных отношений
Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Продолжение
процесса согласованного сокращения вооружений, развития партнёрских отношений с
НАТО. Поиск взаимопонимания между Россией и Западом. Россия и «Большая семёрка».
Новые проблемы во взаимоотношениях Россия — Запад. Попытки политического давления
на Россию со стороны Запада. Расширение НАТО на Восток. 11 сентября 2001 г. и Россия.
Крупные международные проекты с участием России. Обострение отношений России и
США в 2008 г. Идея «перезагрузки» отношений США с Россией. Международные
организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка.
Основные термины и понятия: договоры по ПРО, СНП, ООН, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, МОТ,
МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ, ОБСЕ, «Большая восьмёрка», терроризм.
Основные персоналии: В.В. Путин, Д.А. Медведев, Дж. Бушмладший, Б. Обама, И.С.
Иванов, С.В. Лавров.
Тема 60. Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в.
Теории общественного развития. Церковь и общество в XX — начале XXI в. Экуменическое
движение. СМИ и массовая культура. Искусство: от модернизма к постмодернизму.
Контркультура и культура молодёжного бунта. Подъём национальных культур.
Основные термины и понятия: социология, политология, структурализм, экуменизм,
СМИ, постмодернизм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм, «хеппенинг», инсталляция,
концептуализм, контркультура.
Основные персоналии: Й. Шумпетер, М. Фридман, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Э. Тоффлер,
М. Дюверже, Дж. Сартори, Э. Фромм, К. Леви-Стросс, Ж. Деррида, Ж. Бодрияр, папа Иоанн
Павел II, Дж. Полок, Э. Уорхол, Р. Коттингем, Ч. Клоуз, К. Пендерецкий, К. Штокхаузен, Й
Бойс, Нам Чжун Пак, Дж. Кейдж, Дж. Сэлинджер, Р. Брэдбери, К. Воннегут, Л. Сенгор, Г.
Брукс, Г.Г. Маркес, Н. Макфуз, Д. Валкотт, Оэ Кензабуро.
Тема 61. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления

Военная и террористическая угрозы. Деятельность международных организаций по
предотвращению экологической катастрофы и сбережению природных ресурсов планеты.
Система взаимодействия народов и государств в решении глобальных проблем.
Основные термины и понятия: глобальные угрозы, терроризм.
Тематический план
№
пп

Тема раздела,урока

Кол
-во
час.

1. Россия и мир в начале XX в.

12

1-2

Вводный урок . Научно-технический
прогресс и новый этап индустриального развития.

2

3-4

Модернизация в странах Европы, США и Японии. Россия
на рубеже XIX—ХХ вв.

2

5-6

Кризис империи: русско-японская война и революция
1905–1907гг. Политическая жизнь страны после
Манифеста 17 октября 1905г.

2

7-8

Третьеиюньская монархия и реформы
П.А.Столыпина. Культура России в к. XIX-н.XX в.

2

9-10

Колониализм и обострение противоречий мирового
развития в начале ХХв. Пути развития стран Азии,
Африки и Латинской Америки.

2

11-12

Первая мировая война. Обобщающее
повторение по теме «Россия и мир в начале ХХв.»
2. Россия и мир между двумя мировыми войнами.

2
14

13-14

Февральская революция в России 1917г. Переход власти
к партии большевиков.

2

15-16

Гражданская война и военная интервенция. Образование
СССР.

2

17-18

От военного коммунизма к НЭПу. Культура страны
Советов в 1917-22 гг. Контрольный тест.

2

19-20

Советская модернизация экономики
и культурная революция. Культ личности И.В.Сталина,
массовые репрессии и политическая система СССР.

2

21-22

Культура и искусство СССР в межвоенные годы.
Экономическое и политическое развитие Западной

2

Дата
План

Факт

23-24

Европы и Америки после Первой мировой войны.
Ослабление колониальных империй. Международные
отношения между двумя мировыми войнами.

2

Духовная жизнь развитие мировой культуры в первой
пол. XXв. Обобщающее повторение по теме «Россия и
мир между двумя
мировыми войнами».

2

3. Человечество во Второй мировой войне.

8

27-28

От европейской к мировой войне. Начальный период
Великой Отечественной войны.

2

29-30

Антигитлеровская коалиция и кампания 1942г. Коренной
перелом в Великой Отечественной войне.

2

31-32

Наступление Красной Армии на заключительном этапе
Великой Отечественной войны. Причины, цена и
значение великой Победы. Контрольный тест.

2

33-34

Обобщающее повторение по теме «Человечество во
Второй мировой войне». Советский Союз в последние
годы жизни И.В.Сталина.

2

25-26

4. Мировое развитие в первые послевоенные
десятилетия

8

35-36

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Советское
общество конца 1950-х— начала 1960—х г.г.

37-38

Духовная жизнь в СССР в 1940–
1960- е гг. Страны Западной Европы и США в первые
послевоенные десятилетия.

39-40

Падение мировой колониальной системы. «Холодная
война» и международные конфликты 1940—1970- х г.г.

2

41-42

Расширение системы социализма: Восточная Европа и
Китай. Обобщающее повторение по теме «Мировое
развитие впервые послевоенные десятилетия».
5. Россия и мир в 1960-1990 г.г.

2

2

14

43-44

Технологии новой эпохи. Становление нформационного
общества.

2

45-46

Кризис «общества благосостояния». Неоконсервативная
революция 1980- х гг.

2

47-48

СССР: от реформ— к застою. Углубление кризисных
явлений в СССР и начало политики перестройки.

2

49-50

Развитие гласности и демократии в СССР. Кризис и
распад советского общества.

2

51-52

Наука, литература и искусство.
Спорт. 1960—1980-егг. Япония,
новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития. Контрольный тест.
Социально-экономическое развитие Индии, исламского
мира и Латинской Америки в 1950– 80 г.г.
Международные отношения: от разрядки к завершению
«холодной войны» .

2

Обобщающее повторение
по теме «Россия и мир в 1960–1990- е г.г.»
Транснационализация и глобализация мировой
экономики и их последствия.

2

6. Россия и мир на современном этапе

12

57-58

Интеграция развитых стран и её итоги. Россия: курс
реформ и политический кризис 1993г.

2

59-60

Общественно-политические
проблемы России во второй половине 1990-х г.г. Россия
на рубеже веков: по пути стабилизации.

2

61-62

Российская Федерация в начале XXIв. Духовная жизнь
России в современную эпоху.

2

63-64

Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и
государства СНГ в мировом сообществе. Страны Азии,
Африки и Латинской Америки на современном этапе
развития.

2

65-66

Россия и складывание новой системы международных
отношений. Основные тенденции развития мировой
культуры во второй половине XX в.

2

67-68

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их
преодоления. Обобщающее повторение по теме «Россия
и мир на современном этапе развития». Контрольный
тест.

2

53-54

55-56

Итого:

2

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».