ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Соответствие государственному образовательному стандарту. Программа «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 11 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО. 2. Адресат. Программа рекомендована учащимся для обучения истории Бурятии в 11 классе общеобразовательной школы. 3. Объем и сроки обучения. Программа по истории общим объемом 34 часа изучается в течении учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ. 4. Роль и место дисциплины (предмета, курса). Курс «История Бурятии» представляет собой один из вариантов изучения исторического краеведения в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на изучение истории Бурятии в 11 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО. Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края и базируется на учебнике История Бурятии: с начала XX века до начала XXI века: ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г. 5. Актуальность. Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. В курсе в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономической, политической, духовной. Учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурной, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. История Бурятии представлена как составная часть истории и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями. Бурятия представляет собой регион, самобытность которого определяется геополитическими, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения. Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой. Важное место в программе занимает история 20 века, в том числе ее советский период, существенным фактом исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета народов Бурятии. Программа делится на 7 частей и базируется на принятой в науке периодизации российской всемирной истории: Становление Советской власти в Бурятии Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики (БМАССР). Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Бурятия в 1946-1964 годах Бурятия в 1965-1985 годах Бурятия в конце XX – начале XXI века 6. Целевая установка. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й : Обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Бурятии, о ее роли в истории России, о фактах, определивших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и населявших ее народов; помочь учащимся понять проблемы и реалии современной Бурятии. Задачи: формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей; приобщение учащихся к духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в религиозных учениях, в искусстве и литературе, в фольклоре, народных обычаях и традициях; формирование национального самосознания, уважения к истории народов Бурятии; - воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой родине, чувства гордости за ее достижения; развитие у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории: - формирование конкретизированного представления о месте и роли родного края в отечественной истории; формирование умений вести поиск информации в исторических источниках, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; - формирование мотиваций у учащихся проводить поисковую работу по истории родного края, села, школы, семьи; развитие творческих способностей учащихся. В результате изучении данного курса учащиеся должнызнать: памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки. Учащиеся должны знать: происхождение названий городов, поселений; основные даты в истории края; ход, причины, этапы, характер заселения края; социальный и сословный состав населения края, его эволюции; основные достижения культуры края; - выдающихся земляков данного периода и давать им характеристику; уметь: показывать на карте стоянки, могильники, поселения древнейших жителей края, их расселение и передвижение; находить на карте памятники культуры; определять синхронность событий и процессов региональной, российской и центрально азиатской истории; называть основные этнокультурные ареалы, складывавшиеся под влиянием различных культурно-исторических центров Центральной и Средней Азии; выделять общее и особенное в хозяйственном развитии края. его вклад в экономическое развитие и материальную культуру страны; соотносить состав населения с особенностями экономического развития края. определять становление системы обучения; объяснять развитие общественно-политической жизни Бурятии, ее культуры; подбирать краеведческий материал к характеристике выдающихся земляков; использовать знания по истории Бурятии при анализе общих процессов российской истории. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного процесса необходимы, но недостаточны. Чтобы быть успешным в информационном обществе, для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности, способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности, при таком подходе знания являются базой формирования компетентности. Исходя из этого, данная программа предусматривает применение на уроках истории следующих компетенций: Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир; Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека; Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности, формирования знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности; Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию; Коммуникативная компетенция, которая включает организацию способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе; Социально-трудовая компетенция означает овладение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т.д.; Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Реализации этих целей и задач служит данная программа. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, практических занятий, семинаров, экскурсий, конференций, диспутов, круглых столов. 8. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся. При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы учащихся, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курс предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы. Структура программы включает в себя следующие разделы: 1. Становление Советской власти в Бурятии 2. Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики (БМАССР). Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП. 3. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг. 4. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой 5. Бурятия в 1946-1964 годах 6. Бурятия в 1965-1985 годах 7. Бурятия в конце XX – начале XXI века Тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Наименование раздела, темы Установление советской власти в Бурятии Первые месяцы Советской власти в крае Начало гражданской войны Контрольная работа по линии администрации Организация партизанского движения. Образование Бурят - Монгольских автономных областей Образование Бурят – Монгольской АССР Восстановление и развитие народного хозяйства республики Контрольная работа Индустриальное освоение Бурятии Формирование рабочих коллективов в Бурятии Коллективизации сельского хозяйства Завершение коллективизации Формирование системы образования, здравоохранения, научных учреждений и культуры Повторение и обобщение Контрольная работа по линии администрации Общественно-политическая обстановка в Бурятии Сельского хозяйство и промышленность в годы ВОВ Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту. Развитие образования, науки, культуры и здравоохранения Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны. Контрольная работа Общественно-политическая жизнь Бурятии Развитие промышленности Развитие сельского хозяйства Повторение и обобщение Развитие народного образования, культуры и науки Перестройка: изменения в общественно-политической жизни Бурятии. На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы XX – начале XXI века. На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы XX – начале XXI века. Национально-государственное строительство Бурятии в 1990е годы Национально-государственное строительство Бурятии в 1990е годы Наука, образование и культура Контрольная работа по линии администрации Обобщение по теме: «Бурятия в конце XX – начале XXI века». Итого: Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 Дата План. Факт