История Бурятии 11 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Соответствие государственному образовательному стандарту.
Программа «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 11 классе.
Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО
РБ РИКУиО.
2. Адресат.
Программа рекомендована учащимся для обучения истории Бурятии в 11 классе
общеобразовательной школы.
3. Объем и сроки обучения.
Программа по истории общим объемом 34 часа изучается в течении учебного года, согласно
Базисного учебного плана ОУ.
4. Роль и место дисциплины (предмета, курса).
Курс «История Бурятии» представляет собой один из вариантов изучения исторического
краеведения в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на изучение истории Бурятии в
11 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в
АОУ ДПО РБ РИКУиО. Данный курс является одним из важнейших компонентов
гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает
знания по истории родного края и базируется на учебнике История Бурятии: с начала XX века
до начала XXI века: ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.
5. Актуальность.
Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он
конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. В
курсе в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономической,
политической, духовной. Учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края,
культурной, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период
времени. История Бурятии представлена как составная часть истории и базируется на
философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития
Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями.
Бурятия представляет собой регион, самобытность которого определяется геополитическими,
социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими
факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических
особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения.
Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой.
Важное место в программе занимает история 20 века, в том числе ее советский период,
существенным фактом исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета
народов Бурятии. Программа делится на 7 частей и базируется на принятой в науке
периодизации российской всемирной истории:









Становление Советской власти в Бурятии
Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической
республики (БМАССР). Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП.
Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг.
Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы
Великой
Бурятия в 1946-1964 годах
Бурятия в 1965-1985 годах
Бурятия в конце XX – начале XXI века

6. Целевая установка.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих ц е л е й :

Обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Бурятии,

о ее роли в истории России,

о фактах, определивших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и
населявших ее народов;

помочь учащимся понять проблемы и реалии современной Бурятии.
Задачи:

формирование
гражданственности,
мировоззренческой,
гуманитарной,
экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих
ценностей;

приобщение
учащихся
к
духовным
и
нравственным
ценностям
предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в
религиозных учениях, в искусстве и литературе, в фольклоре, народных обычаях и традициях;

формирование национального самосознания, уважения к истории народов
Бурятии; - воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой родине, чувства
гордости за ее достижения;

развитие у учащихся способности рассматривать события и явления местного
уровня в контексте отечественной истории: - формирование конкретизированного
представления о месте и роли родного края в отечественной истории;

формирование умений вести поиск информации в исторических источниках,
анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; - формирование мотиваций у
учащихся проводить поисковую работу по истории родного края, села, школы, семьи;

развитие творческих способностей учащихся.
В результате изучении данного курса учащиеся должнызнать:
памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и
предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием
общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических,
государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.
Учащиеся должны знать:

происхождение названий городов, поселений;

основные даты в истории края;

ход, причины, этапы, характер заселения края;

социальный и сословный состав населения края, его эволюции;


основные достижения культуры края; - выдающихся земляков данного периода и
давать им характеристику;
уметь:

показывать на карте стоянки, могильники, поселения древнейших жителей края,
их расселение и передвижение;

находить на карте памятники культуры;

определять синхронность событий и процессов региональной, российской и
центрально азиатской истории;

называть основные этнокультурные ареалы, складывавшиеся под влиянием
различных культурно-исторических центров Центральной и Средней Азии;

выделять общее и особенное в хозяйственном развитии края. его вклад в
экономическое развитие и материальную культуру страны;

соотносить состав населения с особенностями экономического развития края.

определять становление системы обучения;

объяснять развитие общественно-политической жизни Бурятии, ее культуры;

подбирать краеведческий материал к характеристике выдающихся земляков;

использовать знания по истории Бурятии при анализе общих процессов
российской истории.
В современных условиях знания и умения как единицы образовательного процесса
необходимы, но недостаточны. Чтобы быть успешным в информационном обществе, для
человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько
способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и
проблем, возникающих в реальной деятельности, способы действия, позволяющие человеку
понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности, при
таком подходе знания являются базой формирования компетентности. Исходя из этого,
данная программа предусматривает применение на уроках истории следующих компетенций:
 Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные
ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир;

Общекультурная
компетенция,
обеспечивающая
осведомленность
в
национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной
жизни человека;

Учебно-познавательная
компетенция,
предполагающая
возможность
самостоятельной познавательной деятельности, формирования знаний и умений организации
целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности;

Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи
информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и
передавать информацию;

Коммуникативная компетенция, которая включает организацию способов
взаимодействия с людьми, навыки работы в группе;

Социально-трудовая компетенция означает овладение знаниями и опытом в
сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т.д.;

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение
способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития.
Реализации этих целей и задач служит данная программа.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, практических
занятий, семинаров, экскурсий, конференций, диспутов, круглых столов.
8. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся.
При изучении курса для обучаемых
предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы учащихся, а именно использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде.
Освоение курс предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе
относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику
ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся
самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер
участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и
проектные работы.
Структура программы включает в себя следующие разделы:
1. Становление Советской власти в Бурятии
2. Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической
республики (БМАССР). Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП.
3. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг.
4. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы
Великой
5. Бурятия в 1946-1964 годах
6. Бурятия в 1965-1985 годах
7. Бурятия в конце XX – начале XXI века

Тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Наименование раздела, темы
Установление советской власти в Бурятии
Первые месяцы Советской власти в крае
Начало гражданской войны
Контрольная работа по линии администрации
Организация партизанского движения.
Образование Бурят - Монгольских автономных областей
Образование Бурят – Монгольской АССР
Восстановление и развитие народного хозяйства республики
Контрольная работа
Индустриальное освоение Бурятии
Формирование рабочих коллективов в Бурятии
Коллективизации сельского хозяйства
Завершение коллективизации
Формирование системы образования, здравоохранения,
научных учреждений и культуры
Повторение и обобщение
Контрольная работа по линии администрации
Общественно-политическая обстановка в Бурятии
Сельского хозяйство и промышленность в годы ВОВ
Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной
помощи фронту.
Развитие образования, науки, культуры и здравоохранения
Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны.
Контрольная работа
Общественно-политическая жизнь Бурятии
Развитие промышленности
Развитие сельского хозяйства
Повторение и обобщение
Развитие народного образования, культуры и науки
Перестройка: изменения в общественно-политической жизни
Бурятии.
На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы XX – начале
XXI века.
На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы XX – начале
XXI века.
Национально-государственное строительство Бурятии в 1990е годы
Национально-государственное строительство Бурятии в 1990е годы
Наука, образование и культура
Контрольная работа по линии администрации
Обобщение по теме: «Бурятия в конце XX – начале XXI
века».
Итого:

Всего
часов
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
35

Дата
План.

Факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».