Программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), Примерных программ по обществознанию (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263). Рабочая программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовой программой основного общего(полного, среднего) образования, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Уставом образовательного учреждения, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Р.Ф. 18.07.2002г. №2783, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2009г № 889. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ 2. Адресат. Программа рекомендована учащимся для обучения обществознанию общеобразовательной школы. в 9 классе 3. Объем и сроки обучения. Программа по обществознанию общим объемом 35 часа изучается в течении учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ. 4. Роль и место дисциплины. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования основ знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; введения учащихся в мир общественных отношений и успешной социализации в этом мире; определения учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; формирования у учащихся представления о себе как гражданине общества. 5. Актуальность. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится проблема преподавания обществознания.Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется кризисом личности, возникшим вследствие утраты человеком ценностей базовой культуры, на основе которой личность формировалась; неустойчивостью и противоречивостью нравственного сознания, что находит отражение в выборе ценностных ориентации и идеалов. Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения, формирования нравственных качеств именно в подростковый период развития и становления личности. Актуальность заключается в том, что в процессе изучения курса происходит формирование нравственных качеств подростка, что предопределяет характер отношений, позицию, поступки и поведение в целом и в дальнейшем успешную социализацию подростка. 6. Особенности программного материала. Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала. Учащиеся отличаются природным любопытством и стремлением узнать окружающий мир, что позволяет вовлекать их в различные виды деятельности в процессе обучения. Особый акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, что позволяет формировать коммуникативную культуру, проектную групповую, парную работу учащихся, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса медиасредств, технических средств и справочной литературы. Предлагаемая программа построена на основе УМК: Л.Н. Боголюбов «Обществознание». Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой. Эффективность образовательной политики, решение задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, в значительной степени определяются оптимальным соотношением федерального и национально-регионального компонентов (НРК) школьного образования. Интеграция молодого человека в существующую государственную целостность, осознание себя гражданином нашей страны возможно на основе знания богатого исторического и культурного наследия народов России. Понимание исторических корней и традиций народов нашей страны помогает учащимся строить общение с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Республика Бурятия характеризуется многонациональным и поликонфессиональным составом населения, обладает историко-культурным наследием, выходящим за рамки современных границ республики. Введение НРК связано с необходимостью учета национальных, экономических, экологических, демографических и других особенностей Бурятии, направлено на формирование этнокультуроведческой компетенции: знание особенностей хозяйства, общественных отношений; системное знание национальных процессов, самоидентификация с этносом, национальное самосознание личности в поликультурном пространстве; толерантность, уважительное отношение к иным культурным традициям и обычаям. В данной программе НРК отражен в следующих темах: «Голосование, выборы, референдум», «Политические партии», «Закон и власть», «Что такое культура», «Религия». 7. Целевая установка. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й : 1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации; 2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; 4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; 5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Рабочая программа направлена на решение следующих задач: содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации; формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; воспитание гражданственности и любви к Родине; создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний; выработка основ нравственной, экологической культуры; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами; помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений; ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности; формирование общеучебных навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного процесса необходимы, но недостаточны. Чтобы быть успешным в информационном обществе, для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности, способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности, при таком подходе знания являются базой формирования компетентности. Исходя из этого, данная программа предусматривает применение на уроках обществознания следующих компетенций: Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир; Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека; Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности, формирования знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности; Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию; Коммуникативная компетенция, которая включает организацию способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе; Социально-трудовая компетенция означает овладение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т.д.; Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Реализации этих целей и задач служит данная программа. 8. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, практических занятий, семинаров, экскурсий, конференций, диспутов, круглых столов. 9. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся. При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы учащихся, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курс предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы. 10. Структура программы включает в себя следующие разделы: 1. Политика 2. Право 11. Итоговый контроль. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы, тестирования, обществоведческих диктантов, устного опроса, которые включают вопросы по основным проблемам курса. 12. Предполагаемый результат. Повышение практической значимости предмета, умение использовать полученные знания, навыки и умения на практике. Развитие логических, коммуникативных, словесных умений. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей стране. Тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Всего часов Наименование разделов, темы Политика и власть 1 Политика и власть 1 1 Контрольная работа по линии администрации. Государство 1 Политические режимы 1 Правовое государство 1 Гражданское общество и государство 1 Гражданское общество и государство 1 1 Контрольная работа. Участие граждан в политической жизни 1 Участие граждан в политической жизни 1 Политические партии и движения 1 1 Контрольная работа по линии администрации. Роль права в жизни человека 1 Роль права в жизни человека 1 Правоотношения и субъекты права 1 Правонарушения и юридическая ответственность 1 Правоохранительные органы 1 Конституция Российской Федерации 1 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 Права и свободы человека и гражданина 1 Права и свободы человека и гражданина 1 Гражданские правоотношения 1 Право на труд. Трудовые правоотношения 1 1 Контрольная работа. Семейные правоотношения 1 Административные правоотношения 1 Уголовно-правовые отношения 1 Социальные права 1 Учимся читать юридический документ и применять его положения Международная правовая защита жертв вооруженных 1 конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образования 1 1 Контрольная работа по линии администрации. Итого: 34 ч Дата План Факт