обществознание 10

Планируемые результаты освоения учебной программы
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС
общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет,
различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом
уровне учащиеся должны:
знать/понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущности особенности
социально-гуманитарного познания.
уметь:
 характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
 объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
 раскрывать на примерахизученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и
др. ) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать
и обобщать

неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы;
 оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
 формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
 подготовитьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизнидля:
 успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
 совершенствования собственной познавательной деятельности;
 критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
собранной социальной информации.
 решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
 предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
 осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного курса, предмета
Тема 1. Общество
Введение. Понятие «общество». Общество как совместная жизнедеятельность людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных. Общественные отношения. Общество
и культура, взаимосвязь общества и природы (анализ исторического материала). Общественные
науки. Структура общества. Общество как сложная динамическая система. Общее понятие
системы. Характерные черты общества как системы, её основные функции. Сферы общества.
Социальные институты: понятие, виды. Характеристика основных признаков социального
института на примере семьи, образования, науки.
Тема 2. Человек
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной
эволюции. Цель и смысл жизни. Науки о человеке.
Поиск смысла жизни в истории философии. Современные проблемы познания сущности
человека. Обществоведческое эссе: понятие, структура, требования к написанию, критерии
оценивания. Человек как духовное существо. Духовный мир и духовная жизнь человека,

ценностные ориентации. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы, совесть,
патриотизм, гражданственность.
Мировоззрение: понятие, классификация, функции. Деятельность – способ существования
людей. Деятельность: понятие, характерные черты. Потребности. Структура деятельности и её
мотивация. Многообразие деятельности, виды деятельности (творческая, трудовая, учебная,
игра). Сознание и деятельность (их взаимосвязь). Познавательная деятельность человека.
Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание:
понятие и формы. Сенсуализм. Истина и её критерии, абсолютная и относительная истина.
Заблуждение. Ложь. Научное познание (особенности, формы, методы), ненаучное познание
(жизненный опыт, здравый смысл, народная мудрость и т.д.), социальные и гуманитарные
знания. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке.
Личность, факторы, влияющие на её формирование. Социальное поведение и социализация
личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.
Понимание свободы и необходимости в различные исторические эпохи и в разных
философских системах.
Тема 3. Духовная культура.
Понятия духовная жизнь и культура. Виды духовной деятельности. Культурология.
Традиции и новаторство в культуре. Функции культуры. Многообразие культур. Диалог
культур. Интернационализация культуры. Форм и разновидности культуры (народная,
массовая, элитарная), роль СМИ на примере Республики Бурятия. Понятия наука и
образование. Функции науки и её разновидности (фундаментальные и прикладные). Значимые
черты современной науки (универсальность, безграничность, дифференциация, интеграция,
сближение с потребностями развивающегося общества). Образование, непрерывное
образование, самообразование. Этика ученого. Цели государственной образовательной
политики РФ на основе Закона РФ «Об образовании».Понятия мораль и религия. Мораль:
нравственные категории, принципы, нормы. Смысл жизни. Религиозное и светское сознание.
Особенности религии
и её функции в современном мире. Этика и религиоведение.
Многообразие современных религий, свобода совести, толерантность как веротерпимость.
Религиозные конфессии России и Республики Бурятия, опыт решения межрелигиозных
конфликтов. Искусство: понятие, функции, существенные черты, особенности развития.
Классификации видов искусств. Исторические направления искусства. Эстетика и эстетическая
культура. Сравнительный анализ науки, религии, морали и искусства. Духовная жизнь
современной России: историческое своеобразие, роль радикальных преобразований XX века,
тенденции современного развития, влияние экономической ситуации. Пути преодоления
духовного кризиса.
Тема 4. Экономическая сфера.
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема
общества (производство, распределение, обмен, потребление). Взаимосвязь и взаимовлияние
социальной структуры общества и её экономической жизни.
Показатели уровня жизни развитых стран (ВВП на душу населения, индекс развития
человека, уровень бедности). Главные функции государства в рыночной экономике. Цели
государственной политики. Показатели уровня жизни в Республике Бурятия.
Экономическая культура: понятие, структура. Экономические отношения, экономический
интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная
ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера
Социальная сфера общества. Социальная структура. Многообразие социальных групп
(критерии выделения, причины возникновения и существования, классификации). Социальная
дифференциация. Социальное равенство. Социальная стратификация. Социальная структура
Республики Бурятия. Социальная мобильность: виды, пути. Социальные интересы и средства
их выражения. Социальный статус личности. Престиж. Авторитет. Социальные роли личности.
Социализация личности и её факторы. Социальная адаптация. Социальные гарантии.
Социальный контакт, социальное взаимодействие, социальная связь, социальные отношения.
Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальный конфликт: понятие, причины,
условия, влияющие на его развитие, стадии развития, последствия.
Социальные нормы: понятие, функции, общие черты, виды и их особенности. Социальный
контроль: понятие, задачи. Санкции: понятие, виды. Общественное мнение. Индивидуальное
сознание. Самоконтроль. Девиантное поведение: понятие, причины, разновидности,
профилактика. Преступность. Организованная преступность. Борьба с преступностью. Нации и
межнациональные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание и
национальные интересы. Менталитет. Межнациональное сотрудничество в современном мире.
Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Толерантность. РФ –
многонациональное государство. Национальный состав Республики Бурятия. Национальная
политика: понятие, цели, направления. Национальная политика в РФ. Понятие семьи как малой
группы и социального института. Институт брака. Функции семьи. Семья в современном
обществе. Государственная поддержка семьи в России. Бытовые отношения. Культура топоса.
Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие
социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера
Политическая сфера. Понятия политики и власти. Политическая деятельность и общество.
Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политика и власть.
Взаимосвязь политики и власти. Власть и мораль. Политическая система. Структура и функции
политической системы. Государство в политической системе. Типология государств.
Сравнительный анализ политических режимов (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).
Конституция РФ 1993г. РФ – демократическое федеративное государство с республиканской
формой правления. Демократические перемены в России. Правовое государство, его признаки.
Гражданское общество: понятие, основные черты. Местное самоуправление (на примере г.
Улан-Удэ). Международные документы о правах человека. Защита прав. Средства массовой
коммуникации, их роль в политической жизни общества (на примере Республики Бурятия).
Политические идеологии. Политические партии: понятие, признаки, классификации.
Партийная система: понятие, типы. Избирательная система. Избирательное право.
Избирательный процесс. Типы избирательных систем. Политические идеологии, политические
партии, партийная система, избирательная система, избирательное право, избирательный
процесс, тип избирательной системы в РФ. Демократические выборы в России. Результаты
выборов по Республике Бурятия. Участие граждан в политической жизни. Политический
процесс: понятие, классификации, стадии. Политическое участие: понятие, виды, формы.
Абсентеизм. Политическая культура (политические знания, политические ценности, способы
практических политических действий).
Тема 7. Право как особая система норм

Право в системе социальных норм. Право: основные подходы к определению права,
признаки права. Практикум. Сравнительный анализ права и морали. Система права: понятие,
основные отрасли, институты, отношения. Норма права: понятие, признаки. Публичное и
частное право. Источники права: обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовые акты: основные виды, иерархия, действие в пространстве, во времени, по
кругу лиц. Конституция РФ: сущность, особая юридическая сила, верховенство, задачи,
принципы действия на территории всего государства. Правоотношения как особый вид
общественных отношений (понятие, признаки, основания возникновения, субъекты).
Правонарушения: понятие, признаки, виды. Юридическая ответственность: понятие, принципы,
виды. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного,
гражданского права. Современное российское законодательство. Основы трудового, семейного,
уголовного права. Правовая защита природы. Правосознание: понятие, структура (знание права,
правовая идеология, правовая психология, правовая установка), виды (индивидуальное,
групповое, общественное). Взаимодействие права и правосознания. Правовая культура, её
функции. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды. Предпосылки формирования
правомерного поведения. Правоохранительные органы.
Заключительные уроки
Общество в развитии. Многовариантность путей и форм общественного развития.
Прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Целостность и противоречивость
современного мира. Глобализация.
Повторительно-обобщающие уроки - 2 часа.

Тематическое планирование
№ ур
п/п

Дат
а

Тема урока

Кол-во
часов

1

Введение. Что такое общество

2

Что такое общество

3

Общество как сложная динамическая система
Общество как сложная динамическая система

1
1

4
5
6

Природа человека
Человек как духовное существо

1
1

7
8

Науки о человеке
Деятельность способ существования

1
1

9
10
11
12
13
14

Деятельность способ существования
Познание и знание
Познание и знание
Человек в системе социальных связей
Человек в системе социальных связей
Общество и человек

1
1
1
1
1
1

15
16

ПОУ «Общество»
ПОУ «Человек

1
1

17
18

Культура и духовная жизнь общества
Наука и образование

1
1

19
20
21
22
23
24

Наука и образование
Мораль и религия
Мораль и религия
Искусство и духовная жизнь
Искусство и духовная жизнь
ПОУ «Духовная культура»

2

25
26

Роль экономики в жизни общества
Роль экономики в жизни общества

1
1

27
28

Экономическая культура
ПОУ «Экономика»

1
1

29
30

Социальная структура общества
Социальная структура общества

1
1

31
32

Социальные взаимодействия
Социальные взаимодействия

1
1

33
34

Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1
1

1
1

1
1
1
1

Дата
план.

Дата
факт.

35 36

Нации и межнациональные отношения
Современные подходы к пониманию права

1
1

37
38

Право в системе социальных норм
Право в системе социальных норм

1
1

39
40

Источники права
Источники права

1
1

41
42

Правоотношения и правонарушения
Правоотношения и правонарушения

1
1

43
44

Предпосылки правомерно поведения
Предпосылки правомерно поведения

1
1

45
46

Гражданин Российской Федерации
Гражданин Российской Федерации

1
1

47
48

Гражданское право
Защита гражданских прав.

1
1

49
50

Семейное право
Права и обязанности супругов

1
1

51
52

Правовое регулирование занятости и
трудоустройства
Занятость населения и социальная защита.
Экологическое право
Способы защиты экологических прав.

1
1

Процессуальные отрасли права (Гражданский,
Арбитражный , Уголовный )
Процессуальные отрасли права (Гражданский,
Арбитражный , Уголовный )
Процессуальные отрасли права(Уголовный
процесс, администр. юрисдикция)
Процессуальные отрасли права(Уголовный
процесс, администр. юрисдикция)
Конституционное судопроизводство
Принципы конституционного судопроизводства

1
1

Международная защита прав человека
Международные преступления и
правонарушения.
Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства
Роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.
Заключение. Человек в XXI веке
Заключение. Человек в XXI веке

1
1

53
54
55
56

57
58

59
60
61
62
63
64

65
66
67
68

Итоговое повторение: Человек. Общество.
Культура. Право.
Итоговое повторение: Человек. Общество.
Культура. Право.

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».