Планируемые результаты освоения учебной программы Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне учащиеся должны: знать/понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущности особенности социально-гуманитарного познания. уметь: характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); раскрывать на примерахизученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготовитьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Содержание учебного курса, предмета Тема 1. Общество Введение. Понятие «общество». Общество как совместная жизнедеятельность людей. Отличия деятельности человека от поведения животных. Общественные отношения. Общество и культура, взаимосвязь общества и природы (анализ исторического материала). Общественные науки. Структура общества. Общество как сложная динамическая система. Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы, её основные функции. Сферы общества. Социальные институты: понятие, виды. Характеристика основных признаков социального института на примере семьи, образования, науки. Тема 2. Человек Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни. Науки о человеке. Поиск смысла жизни в истории философии. Современные проблемы познания сущности человека. Обществоведческое эссе: понятие, структура, требования к написанию, критерии оценивания. Человек как духовное существо. Духовный мир и духовная жизнь человека, ценностные ориентации. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы, совесть, патриотизм, гражданственность. Мировоззрение: понятие, классификация, функции. Деятельность – способ существования людей. Деятельность: понятие, характерные черты. Потребности. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности, виды деятельности (творческая, трудовая, учебная, игра). Сознание и деятельность (их взаимосвязь). Познавательная деятельность человека. Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание: понятие и формы. Сенсуализм. Истина и её критерии, абсолютная и относительная истина. Заблуждение. Ложь. Научное познание (особенности, формы, методы), ненаучное познание (жизненный опыт, здравый смысл, народная мудрость и т.д.), социальные и гуманитарные знания. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личность, факторы, влияющие на её формирование. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Понимание свободы и необходимости в различные исторические эпохи и в разных философских системах. Тема 3. Духовная культура. Понятия духовная жизнь и культура. Виды духовной деятельности. Культурология. Традиции и новаторство в культуре. Функции культуры. Многообразие культур. Диалог культур. Интернационализация культуры. Форм и разновидности культуры (народная, массовая, элитарная), роль СМИ на примере Республики Бурятия. Понятия наука и образование. Функции науки и её разновидности (фундаментальные и прикладные). Значимые черты современной науки (универсальность, безграничность, дифференциация, интеграция, сближение с потребностями развивающегося общества). Образование, непрерывное образование, самообразование. Этика ученого. Цели государственной образовательной политики РФ на основе Закона РФ «Об образовании».Понятия мораль и религия. Мораль: нравственные категории, принципы, нормы. Смысл жизни. Религиозное и светское сознание. Особенности религии и её функции в современном мире. Этика и религиоведение. Многообразие современных религий, свобода совести, толерантность как веротерпимость. Религиозные конфессии России и Республики Бурятия, опыт решения межрелигиозных конфликтов. Искусство: понятие, функции, существенные черты, особенности развития. Классификации видов искусств. Исторические направления искусства. Эстетика и эстетическая культура. Сравнительный анализ науки, религии, морали и искусства. Духовная жизнь современной России: историческое своеобразие, роль радикальных преобразований XX века, тенденции современного развития, влияние экономической ситуации. Пути преодоления духовного кризиса. Тема 4. Экономическая сфера. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества (производство, распределение, обмен, потребление). Взаимосвязь и взаимовлияние социальной структуры общества и её экономической жизни. Показатели уровня жизни развитых стран (ВВП на душу населения, индекс развития человека, уровень бедности). Главные функции государства в рыночной экономике. Цели государственной политики. Показатели уровня жизни в Республике Бурятия. Экономическая культура: понятие, структура. Экономические отношения, экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. Тема 5. Социальная сфера Социальная сфера общества. Социальная структура. Многообразие социальных групп (критерии выделения, причины возникновения и существования, классификации). Социальная дифференциация. Социальное равенство. Социальная стратификация. Социальная структура Республики Бурятия. Социальная мобильность: виды, пути. Социальные интересы и средства их выражения. Социальный статус личности. Престиж. Авторитет. Социальные роли личности. Социализация личности и её факторы. Социальная адаптация. Социальные гарантии. Социальный контакт, социальное взаимодействие, социальная связь, социальные отношения. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальный конфликт: понятие, причины, условия, влияющие на его развитие, стадии развития, последствия. Социальные нормы: понятие, функции, общие черты, виды и их особенности. Социальный контроль: понятие, задачи. Санкции: понятие, виды. Общественное мнение. Индивидуальное сознание. Самоконтроль. Девиантное поведение: понятие, причины, разновидности, профилактика. Преступность. Организованная преступность. Борьба с преступностью. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание и национальные интересы. Менталитет. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Толерантность. РФ – многонациональное государство. Национальный состав Республики Бурятия. Национальная политика: понятие, цели, направления. Национальная политика в РФ. Понятие семьи как малой группы и социального института. Институт брака. Функции семьи. Семья в современном обществе. Государственная поддержка семьи в России. Бытовые отношения. Культура топоса. Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Тема 6. Политическая сфера Политическая сфера. Понятия политики и власти. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политика и власть. Взаимосвязь политики и власти. Власть и мораль. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Типология государств. Сравнительный анализ политических режимов (тоталитаризм, авторитаризм, демократия). Конституция РФ 1993г. РФ – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Демократические перемены в России. Правовое государство, его признаки. Гражданское общество: понятие, основные черты. Местное самоуправление (на примере г. Улан-Удэ). Международные документы о правах человека. Защита прав. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества (на примере Республики Бурятия). Политические идеологии. Политические партии: понятие, признаки, классификации. Партийная система: понятие, типы. Избирательная система. Избирательное право. Избирательный процесс. Типы избирательных систем. Политические идеологии, политические партии, партийная система, избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, тип избирательной системы в РФ. Демократические выборы в России. Результаты выборов по Республике Бурятия. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс: понятие, классификации, стадии. Политическое участие: понятие, виды, формы. Абсентеизм. Политическая культура (политические знания, политические ценности, способы практических политических действий). Тема 7. Право как особая система норм Право в системе социальных норм. Право: основные подходы к определению права, признаки права. Практикум. Сравнительный анализ права и морали. Система права: понятие, основные отрасли, институты, отношения. Норма права: понятие, признаки. Публичное и частное право. Источники права: обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты: основные виды, иерархия, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц. Конституция РФ: сущность, особая юридическая сила, верховенство, задачи, принципы действия на территории всего государства. Правоотношения как особый вид общественных отношений (понятие, признаки, основания возникновения, субъекты). Правонарушения: понятие, признаки, виды. Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского права. Современное российское законодательство. Основы трудового, семейного, уголовного права. Правовая защита природы. Правосознание: понятие, структура (знание права, правовая идеология, правовая психология, правовая установка), виды (индивидуальное, групповое, общественное). Взаимодействие права и правосознания. Правовая культура, её функции. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды. Предпосылки формирования правомерного поведения. Правоохранительные органы. Заключительные уроки Общество в развитии. Многовариантность путей и форм общественного развития. Прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация. Повторительно-обобщающие уроки - 2 часа. Тематическое планирование № ур п/п Дат а Тема урока Кол-во часов 1 Введение. Что такое общество 2 Что такое общество 3 Общество как сложная динамическая система Общество как сложная динамическая система 1 1 4 5 6 Природа человека Человек как духовное существо 1 1 7 8 Науки о человеке Деятельность способ существования 1 1 9 10 11 12 13 14 Деятельность способ существования Познание и знание Познание и знание Человек в системе социальных связей Человек в системе социальных связей Общество и человек 1 1 1 1 1 1 15 16 ПОУ «Общество» ПОУ «Человек 1 1 17 18 Культура и духовная жизнь общества Наука и образование 1 1 19 20 21 22 23 24 Наука и образование Мораль и религия Мораль и религия Искусство и духовная жизнь Искусство и духовная жизнь ПОУ «Духовная культура» 2 25 26 Роль экономики в жизни общества Роль экономики в жизни общества 1 1 27 28 Экономическая культура ПОУ «Экономика» 1 1 29 30 Социальная структура общества Социальная структура общества 1 1 31 32 Социальные взаимодействия Социальные взаимодействия 1 1 33 34 Социальные нормы и отклоняющееся поведение Социальные нормы и отклоняющееся поведение 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата план. Дата факт. 35 36 Нации и межнациональные отношения Современные подходы к пониманию права 1 1 37 38 Право в системе социальных норм Право в системе социальных норм 1 1 39 40 Источники права Источники права 1 1 41 42 Правоотношения и правонарушения Правоотношения и правонарушения 1 1 43 44 Предпосылки правомерно поведения Предпосылки правомерно поведения 1 1 45 46 Гражданин Российской Федерации Гражданин Российской Федерации 1 1 47 48 Гражданское право Защита гражданских прав. 1 1 49 50 Семейное право Права и обязанности супругов 1 1 51 52 Правовое регулирование занятости и трудоустройства Занятость населения и социальная защита. Экологическое право Способы защиты экологических прав. 1 1 Процессуальные отрасли права (Гражданский, Арбитражный , Уголовный ) Процессуальные отрасли права (Гражданский, Арбитражный , Уголовный ) Процессуальные отрасли права(Уголовный процесс, администр. юрисдикция) Процессуальные отрасли права(Уголовный процесс, администр. юрисдикция) Конституционное судопроизводство Принципы конституционного судопроизводства 1 1 Международная защита прав человека Международные преступления и правонарушения. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Заключение. Человек в XXI веке Заключение. Человек в XXI веке 1 1 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Итоговое повторение: Человек. Общество. Культура. Право. Итоговое повторение: Человек. Общество. Культура. Право. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1