Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), Примерных программ по обществознанию (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263). Рабочая программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовой программой основного общего(полного, среднего) образования, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Уставом образовательного учреждения, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Р.Ф. 18.07.2002г. №2783, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2009г № 889. 2. Адресат. Программа рекомендована учащимся для обучения обществознанию в 11 классе общеобразовательной школы. 3. Объем и сроки обучения. Программа общим объемом 68 часов изучается в течении учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ. 4. Роль и место предмета. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования гражданственности, личностной ориентации, гражданского, национального самосознания молодых россиян, воспитание патриотизма, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. Это в первую очередь относится к отечественной истории. Изучение данного курса тесно связано с такими предметами как литература , МХК. 5. Актуальность. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного процесса необходимы, но недостаточны. Чтобы быть успешным в информационном обществе, для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности, способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности, при таком подходе знания являются базой формирования компетентности. 6. Особенности программного материала. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. В основу содержания курса положены следующие принципы: • соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования; • структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности; •формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного процесса необходимы, но недостаточны. Чтобы быть успешным в информационном обществе, для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности, способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности, при таком подходе знания являются базой формирования компетентности. Исходя из этого, данная программа предусматривает применение на уроках следующихкомпетенций: - Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир; - Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека; - Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности, формирования знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности; - Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию; - Коммуникативная компетенция, которая включает организацию способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе; - Социально-трудовая компетенция означает овладение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т.д.; - Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Данные компетенции реализовываются в программе через: -организацию всевозможных форм обучения (коллективная; групповая; индивидуальная, парная), которые реализуются как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств ( учебник, документальные материалы, схемы, таблицы, Интернет-ресурсы и др.), методов обучения; - активное использование творческого потенциала самих учащихся, дающий опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности (презентации, сообщения, доклады, интерактивные игры, диспуты, круглые столы, беседы, аналитические опросы и др.); - опору на уже имеющиеся знания учеников, полученные в основной школе по всем предметам; - усиление аналитической стороны в изучаемом предмете; - проблемный подход к изучению материала. 7. Целевая установка. Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. 8. Формы организации учебного процесса. Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий контроль знаний, входная, рубежные, промежуточная и итоговая аттестации ,которые позволяют: -определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана); -установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; -осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов. Данная рабочая программа составлена к учебнику «Обществознание» учебник для 11кл. общеобразовательных учреждений, Л. Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2010. Формы контроля знаний, умений, навыков проводятся в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории,географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю. Программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 учебных часов для реализации и использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. 9. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся. При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы учащихся, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курс предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы. 10. Структура программы включает в себя следующие разделы: 1. Человек и экономика 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни 3. Человек и закон 11. Итоговый контроль. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы, тестирования, диктантов, устного опроса, которые включают вопросы по основным проблемам курса. 12. Предполагаемые результаты реализации программы: Программа дополнена также учебно-тематическим планом, технологической картой, требованиями к уровню подготовки учащихся, УМК, списком литературы. Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Каковы бы ни были планы учеников после окончания школы, курс обществознания поможет стать им компетентными людьми, способными вырабатывать и отстаивать собственную гражданскую позицию, грамотно и ответственно решать общественные и личные проблемы. Тематический план по обществознанию № пп Тема раздела, урока Колво часов Раздел 1 «Человек и экономика» Экономика как наука и хозяйство Экономический рост и развитие 24 2 2 Контрольная работа по линии администрации. Рыночные отношения в экономике. Фирмы в экономике 2 910 1112 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Слагаемые успеха в бизнесе 2 1314 Экономика и государство 2 1516 Финансы в экономике 2 1718 1920 Обобщающий урок. Контрольная работа. 2 Занятость и безработица 2 2122 Мировая экономика и международная торговля 2 2324 Человек в системе экономических отношений. Практическая работа по р. 1 «Человек и экономика». Раздел 2 «Проблемы социально-политической 16 и духовной жизни» Свобода в деятельности человека. 2 1-2 3-4 5-6 7-8 2526 2728 Общественное сознание 2 2 2 Дата проведения План. Факт. 2930 Политическое сознание 2 3132 3334 Обобщающий урок. Контрольная работа по линии администрации. Политическое поведение 2 3536 3738 3940 Политическая элита и политическое лидерство 2 Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи Религиозные объединения и организации в РФ. Практическая работа по разделу 2 «Проблемы социально-политической и духовной жизни». 2 Раздел 3. «Человек и закон» Современные подходы к пониманию права 22 2 Гражданин РФ 2 4142 4344 2 2 4546 Экологическое право 4748 4950 Гражданское право Семейное право 2 5152 Обобщающий урок. Контрольная работа по линии администрации. 2 5354 5556 5758 5960 Правовое регулирование занятости и трудоустройства Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс Процессуальное право: уголовный процесс 2 Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство Международная защита прав человека. Практическая работа по разделу 3 «Человек и закон». Глобальные проблемы современности 2 6162 6364 2 2 2 2 2 Контрольная работа по линии администрации. 6566 Анализ контрольной работы 2 67- Повторение курса обществознания 11 кл. 2 68 Подведение итогов учебного года. Итого: 68