ОДНКНР 5 кл

Планируемые результаты освоения учебной программы
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение
материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование
ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Результатом изучения предмета в 5 классе является развитие у учащихся широкого
круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной
(познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как
складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили
«культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей,
терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что
семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры
общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли
традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников
культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою
учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,
видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою
точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести
конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и
научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в
соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей
творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое
мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты – становление внутренней установки личности учащихся на
то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному
этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям, бережное отношение к своей родной культуре.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться
мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к
уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории
Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России,
адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
Учащиеся 5 класса научатся:
- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и
сотрудничества;
- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы
культурной истории многонационального народа России;
- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся
понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
- осознавать ценности человеческой жизни.
Содержание учебного курса (модуля) «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
№

Разделы

1
2
3
4
5
6

Введение в тему
Православие
Ислам
Иудаизм
Буддизм
Повторительно-обобщающий урок
Итого:

Коли
чество
часов
1 ч.
5 ч.
6 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
17ч.

Введение в тему. Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного
богатства для каждого россиянина.
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского
народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных
России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские.
Киево-Печерская лавра.
Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение
Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир,
а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная

Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в
укреплении государства и собирании русских земель.
Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным.
Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели.
Отношение христианина к богатству.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит
Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена.
Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и
патриарх Никон.
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление
патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во
имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм
—
обязательное качество православного христианина.
Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение
гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в
общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная
Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в
современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный
собор – главный храм Старого Оскола.
Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского
человека. Крещение и крестные родители.
Именины. Обряд отпевания усопшего.
Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение
Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.
Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа
культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность
другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о
нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание
родителей.
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию.
Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение
его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в
государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др.
ханствах.
Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость
русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских
организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в
нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.

Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности,
пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального
мира и согласия в российском обществе.
Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание
родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения
братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси.
Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями.
Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и
постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция
1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского
Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.
Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные
иудейские
организации России.
Роль
иудейского духовенства в утверждении
веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры
и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и
семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской
общине. Милосердие — основная черта иудея.
Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в
тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского
буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков.
Хошеутовскийхурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии.
Дуган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят.Агван Доржиев
— выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с
Агваном.
Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль
российских буддистов в утверждении
в
российском
обществе добросердечия,
милосердия и любви к ближнему.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии
культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских
народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с
ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи
лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и
народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.

Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении
в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия,
любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
Тематическое планирование
№

Раздел, тема

Кол.
часов

1

Введение в тему. Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого
россиянина.

1

2

Крещение Руси и дохристианские традиции русского
народа
Московская Русь
Православие в России
Православие в Советской России
Православие в современное время
Древняя история ислама на территории России
Мусульмане в России
Роль ислама в развитии культуры.
Культура ислама. Образование и наука. Коран.
Иудаизм и культура. Священная книга иудеев - Тора.
Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях
живописи».
Культурные традиции буддизма.
Буддийский монастырь. Буддийский календарь.
Буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны.
Буддизм в культуре и традициях народов России
Итоговый урок за курс «Духовно- нравственная культура
народов России».

1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
план
факт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».