Рабочая (учебная) программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897; - Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ; - Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14). - Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику «Русский язык 5-9 классы (базовый уровень)» общеобразовательной школы под редакцией Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания,человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладении важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Общая характеристика курса В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, чтовозможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое. Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитиеу школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями - справочниками. Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической ипунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического,синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы. Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; 3) потребность сохранить чистоту русского языка как явления; 4) национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 5) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средствдля свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения учащимисяпрограммы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, сё анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) 3) коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях русского языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) осознание эстетической функции родного языка. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык» Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Содержание учебного предмета «Русский язык в современном мире» Повторение изученного в 5 – 7 классах Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н –ннв суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Развитие речи (далее Р.Р.). Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма. Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольная работа (диктант) №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах». Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. Р.Р. Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова. Сжатое изложение от 3-го лица. Сочинение-миниатюра. К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) № 2 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание». Простое предложение Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры. Р.Р. Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника. Сочинение-описание двух картин с изображением одного и того же памятника. К.Р. Контрольное изложение №1. Двусоставные предложения Главные члены предложения Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему. К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения». Второстепенные члены предложения Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение. Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету. К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) №3 по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения». Односоставные предложения Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение. Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности. К.Р. Контрольное сочинение №1. Простое осложненное предложение Однородные члены предложения Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение. Р.Р. Сравнение черновой и окончательной редакций поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Составление текста с однородными членами. Основная мысль текста. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение по картине. К.Р. Контрольная работа (диктант) №4 по теме «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения». Сжатое изложение. Обособленные члены предложения Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему. К.Р. Контрольная работа (диктант) №5 по теме «Простое осложнённое предложение. Обособленные члены предложения». Контрольное изложение №2. Слова, грамматически не связанные с членами предложения Обращение Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. К.Р. Контрольное тестирование № 2 с грамматическим заданием по теме «Обращение». Вводные и вставные конструкции Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение. Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи. К.Р. Контрольная работа (диктант) №6 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложениями». Чужая речь Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение. Р.Р. Анализ смысловых параметров Комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое Изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление. К.Р. Контрольная работа (диктант) №7 по теме «Чужая речь». Контрольное сочинение №2. Повторение и систематизация изученного в 8 классе Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. Тематическое планирование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема урока Русский язык в современном мире Пунктуация и орфография Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения Знаки препинания в сложном предложении Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса.Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса Виды словосочетаний Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний Р.р. Текст как единица синтаксиса. Контрольный диктант с грамматическим заданием Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения Составное именное сказуемое, способы его выражения Тире между подлежащим и сказуемым Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Способы выражения дополнения Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении Обстоятельство. Способы его выражения Синтаксический разбор двусоставного предложения Контрольный диктант Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения План. Факт. 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности Безличные предложения, их структурные и смысловыеособенности Неполные предложения Синтаксический разбор односоставного предложения Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» Контрольная работа Понятие об осложнённом предложении Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них Однородные и неоднородные определения Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Систематизация и обобщение изученного по теме "Однородные члены предложения" Контрольный диктант Понятие об обособлении второстепенных членов предложения Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами Контрольный диктант Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях Вставные слова, словосочетания и предложения Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения Контрольный диктант Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь.Диалог Цитата Систематизация и обобщение изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. Контрольная работа. Подведем итоги. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1