русский язык 9 класс

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе следующих нормативных
документов и методических рекомендаций:
- федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО
Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»,
- примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования 2009г. под
редакцией М.Т. Баранова, рассчитанной на 68 учебных часов.
- учебника «РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 КЛАСС. Учебник для общеобразовательных организаций Л.А.
ТРОСТЕНЦОВА, Т.А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ, А.Д. ДЕЙКИНА, О.М. АЛЕКСАНДРОВА; НАУЧ.
РЕД. Н.М. ШАНСКИЙ. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации. 7-е издание» – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ - 2014.
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности,
а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе
изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное
усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.
В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о
языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского
языка.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА).
Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения
глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или
героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для
содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание
уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания,
используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного
рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании
сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение),
уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего
образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и
мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет,
различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

иметь представление об основных понятиях, обеспечивающих понимание сложного
предложения как синтаксической единицы высшего уровня;
 знать классификацию сложных предложений и уметь разграничивать сложные
предложения разных типов, правильно ставить знаки препинания в предложениях со
всеми видами придаточных, находящихся в начале, в середине или в конце СПП;
 знать все варианты постановки знаков препинания в БСП в зависимости от отношений
между частями БСП и правильно ставить знаки препинания в БСП;
 уметь составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по
заданным схемам;
 уметь проводить синтаксический анализ сложного предложения;
 уметь осознанно оперировать языковым материалом, создавать свой оригинальный текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
-адекватно понимать информацию устного сообщения;
-читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое);
-воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой
и ситуацией общения в собственной речевой практике;
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид
монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование
межличностных отношений);
-свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
-соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности,
находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
-извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе
представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета).
2. Содержание программы учебного курса
«Международное значение русского языка»
Повторение изученного в 5-8 классах
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его
грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и
вставные конструкции.
Развитие речи (далее Р.Р.). Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.
Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Сложное предложение. Культура речи
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и
выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного
предложения.
Р.Р. Анализ интонационного рисунка предложения. Прямая речь. Диалог. Сочинение.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Сложносочиненные предложения
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном
предложении.
Сложносочиненное
предложение
с
разделительными
союзами.


Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение
с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями
сложносочиненного
предложения.
Синтаксический
и
пунктуационный
разбор
сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания)
Р.Р. Устное сочинение на заданную тему. Сочинение по картине. Комплексный анализ текста.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Сложноподчиненные предложения
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном
предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Р.Р. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Основные группы сложноподчиненных предложений
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные
предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с
придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели,
причины,
условия,
уступки,
следствия.
Сложноподчиненные
предложения
с
придаточнымиобраза действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные
предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор
сложноподчиненного
предложения.
Пунктуационный
разбор
сложноподчиненного
предложения. Повторение.
Р.Р. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе
картины. Сочинение-рассуждение. Связный текст по данному началу.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Бессоюзные сложные предложения
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением причины,
пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное
предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного
сложного предложения. Повторение.
Р.Р. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).
К.Р. Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Сложные предложения с различными видами связи
Употребление союзной и (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных
предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная
речь. Повторение.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование.
Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему.
К.Р. Итоговое тестирование.

Тематическое планирование
№ Тема

Кол-во
часов

Дата
Планируе Фактичес
мая
кая

1

Международное значение русского языка

1

2

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог.
Стили языка.

1

3

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

4

Предложения с обособленными членами.

1

5

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

6

Контрольный диктант.

1

7

Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста.

1

8

Понятие о сложном предложении.

1

9

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

10 Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения

1

11 Разделительные и выделительные знаки препинания
между частями сложного предложения. Интонация
сложного предложения.

1

12 Понятие о сложносочиненном предложении.
Смысловые отношения в сложносочиненных
предложениях.

1

13 Сложносочиненные предложения с соединительными,
разделительными, противительными союзами.

2

14 Разделительные знаки препинания между частями
ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

1

15 Повторение

1

16 Контрольное тестирование по теме
«Сложносочиненное предложение»

1

17 Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

18 Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

19 Место придаточного предложения по отношению к
главному. Знаки препинания в СПП.

1

20 Союзы и союзные слова в СПП.

1

21 Роль указательных слов в СПП.

1

22 Контрольный диктант

1

23 Р.р. Обучающее сжатое изложение (упр.95)

2

24 СПП с придаточными определительными.

1

25 СПП с придаточными определительными.

1

26 СПП с придаточными изъяснительными.

1

27 Р.р. Сжатое изложение (по упр. 106)

2

28 СПП с придаточными изъяснительными.

1

29 СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с
придаточными времени и места.

2

30 Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ
простых и сложных предложений

1

31 СПП с придаточными причины, условия, уступки,
цели и следствия.

2

32 СПП с придаточными образа действия, меры, степени
и сравнительными.

1

33 СПП с придаточными образа действия, меры, степени
и сравнительными.

1

34 Контрольная работа по теме «Виды придаточных
предложений»

1

35 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания
в них.

1

36 Р.р. Сжатое изложение

2

37 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания
в них.

1

38 Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор
СПП.

1

39 Р.р. Комплексный анализ текста. Высказывания на
лингвистическую тему.

1

40 Повторение и обобщение по теме «Сложное
предложение»

1

41 Контрольный диктант

1

42 Понятие о БСП. Интонация в БСП.

1

43

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с
запятой.

1

44 БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
Двоеточие в БСП.

1

45 Р.р. Сжатое изложение с дополнительным заданием

2

46

БСП со значением противопоставления, времени,
условия и следствия. Тире в БСП.

1

47 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
Повторение и обобщение изученного.

1

48 Контрольный диктант

1

49 Употребление союзной (сочинительной и
подчинительной) и бессоюзной связи в СП.

1

50 Знаки препинания в сложных предложениях с
различными видами связи.

1

51 Синтаксический и пунктуационный разбор сложного
предложения с различными видами связи.

1

52 Р.р. Публичная речь в виде рассуждения на
лингвистическую тему.

1

53 Повторение и закрепление изученного

1

54 Контрольный диктант

1

55 Фонетика и графика. §41 Лексикология (лексика) и
фразеология.

1

56 Морфемика. Словообразование. Орфография.

1

57 Морфология. Орфография.

1

58 Синтаксис. Пунктуация. Способы передачи чужой
речи.

1

59 Контрольный диктант

1

60 Повторение, обобщение

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».