русский язык 10 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень составлена на
основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: - федеральный
компонент государственного стандарта общего образования:
- приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»;
- примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса
базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10 класса, допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации (автор-составительГольцова Н.Г.).
По Федеральному базисному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится 1 час
в неделю, т.е. 34 часа.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного
вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ»
находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из
результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет,
различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ
структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты обучения русскому языку:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на
дорогах;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
12) стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
13) формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
14) развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность,
эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
15) формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности;
16) стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной
культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
17) готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
18) готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации
к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные
компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные
последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы,
в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной
цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы
решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств
и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать
разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как
со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её
пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно
излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
 использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; • создавать устные
и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и
определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации,
рефераты, доклады, сочинения);

 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля

обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
 создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в
соответствии с выбранным профилем обучения; • использовать при работе с текстом разные виды
чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
 анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль; • извлекать необходимую
информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
 преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
 выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
 соблюдать культуру публичной речи;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
 использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
• анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; • создавать отзывы и рецензии
на предложенный текст;
 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
 осуществлять речевой самоконтроль;

 совершенствовать

орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и
спектра используемых языковых средств;
 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Содержание учебного курса
Введение (1 ч.)
Слово о русском языке
Лексика. Фразеология. Лексикография (7 ч.)
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Изобразительно-выразительные
средства русского языка.Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа
со словарями. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика
общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология.
Фразеологические единицы и их употребление.Лексический анализ текста с решением тестовых
задач.
Диктант или лингвистический анализ текста
Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 ч.)
Звуки и буквы. Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями
Морфемика и словообразование(1ч.)
Состав слова. Система морфем русского языка.
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор слова. Формообразование
Изложение с творческим заданием.
Орфография (6 ч.)
Принципы русской орфографии.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в
корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных
согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-.
Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв. Правила переноса.
Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование»
Контрольная работа по теме «Орфографические нормы»
Морфология (16 ч.)
Имя существительное (3 ч.)
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен
существительных. Морфологические нормы имен существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Имя прилагательное (2 ч)
Имя прилагательное как часть речи.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен
прилагательных и существительных.
Имя числительное (3 ч)
Имя числительное как часть речи.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (1 ч)
Местоимение как часть речи.
Правописание местоимений.
Глагол и его формы (3 ч)
Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.
Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма.
Наречие (1 ч)
Наречие как часть речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния.
Служебные части речи ( 3 ч)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог. Правописание производных предлогов.
Союз. Правописание союзов.
Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.
Правописание частицы НЕс разными частями речи.
Элементы раздела «Развитие речи»включены в уроки.
Лингвистический анализ текста.Текст как речевое произведение Смысловая и
композиционная целостность текста.Содержательно-композиционный анализ текста. Средства
связи предложений в тексте.Культура речи.
Контрольная работа в формате ЕГЭ по теме «Грамматика»
Комплексный анализ текста
Административный контрольный диктант

Тематическое планирование

№

Тема урока

1
2

Слово о русском языке
Лексика. Слово, его значение. Однозначность и
многозначность слов. Изобразительновыразительные средства
Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их
употребление Диагностическое тестирование
Происхождение лексики современного русского
языка.
Фразеология. Фразеологические единицы, их
употребление.
Лингвистический анализ текста №1. Подготовка к
написанию сочинения-рассуждения
Звуки и буквы. Чередование звуков. Орфоэпия

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Дата
Количес проведе
тво
ния
часов
(планир
уемая)
1
1

1
1
1
1
1

Морфемика. Состав слова. Морфемы. Морфемный
анализ слова.
Лингвистический анализ текста 2. Подготовка к
написанию сочинения рассуждения.
Словообразование.

1

Принципы русской орфографии. Безударные гласные
в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц.
Правописание звонких, глухих, непроизносимых и
двойных согласных.
Контрольная тестовая работа по материалам
ЕГЭ № 1
Правописание приставок. Употребление прописных
букв. Правила переноса слов.
Имя существительное как часть речи.
Правописание имен существительных.

1

1
1

1
1
1
1
1
1

Дата
проведе
ния
(фактич
еская)

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Контрольная работа по темам "Лексика.
Фонетика. Орфография".
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание имен прилагательных.
Имя числительное как часть речи.
Имя числительное как часть речи.
Местоимение как часть речи.
Глагол как часть речи.
Правописание глаголов.
Причастие как глагольная форма.
Деепричастие как глагольная форма.
Наречие как часть речи. Слова категории состояния.
Контрольная тестовая работа по материалам
ЕГЭ № 2
Служебные части речи. Предлог как служебная часть
речи.
Союз как служебная часть речи.
Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их употребление и
значение.
Междометие как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Контрольная работа по темам "Морфология".
Обобщение и повторение изученного
Итоговая контрольная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».