русский язык 11 класс

Рабочая программа «Русский язык» составлена на основании образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень); материалы
построены в соответствии со структурой учебника под ред. Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина
«Русский язык.10-11классы». Программа «Русский язык» предназначена для изучения русского
языка в 11 классе на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю (34ч. в год).
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся
и способствовать восприятию языка как системы.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч.год.Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего
образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и
мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет,
различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения русскому языку:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на
дорогах;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
12) стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
13) формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
14) развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность,
эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
15) формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности;
16) стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной
культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
17) готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
18) готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность
мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции,
социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать
возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать

эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять
полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы
решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и
удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её
пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно
излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
 использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; • создавать
устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и
определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации,
рефераты, доклады, сочинения);
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
 создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в
соответствии с выбранным профилем обучения; • использовать при работе с текстом разные виды
чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования
(с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
 анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль; • извлекать необходимую
информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

 преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
 выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
 соблюдать культуру публичной речи;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,

стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
 использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных

и письменных

высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
• анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; • создавать отзывы и
рецензии на предложенный текст;
 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
 осуществлять речевой самоконтроль;
 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса
и спектра используемых языковых средств;
 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Содержание учебного курса по русскому языку для 11 класса рассчитано
на 34 часа (1час в неделю)
Синтаксис и пунктуация - 1 час
Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской
пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание - 1час
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор
словосочетания.

Предложение 16 часов
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной
окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные
члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное
предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в
простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания
при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при
однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и
словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях.
Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительновосклицательных словах.
Сложное предложение - 6 часов
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы
придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор
сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор
сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Запятая и точка сзапятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в
бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический
разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью – 2 часа
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при
диалоге. Знаки
препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания -3 часа
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.
Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие
знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи - 2 часа
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту
речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические,
акцентологические,
словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Орфографические и
пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика - 2 часа
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также
изобразительновыразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой
стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование,
описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.

Тематическое планирование
№

Тема урока

Колво
часов

Основные принципы русской пунктуации.
Простое предложение как синтаксическая единица.
Классификация предложений.
Тире в простом предложении. Подготовка к контрольному
диктанту
Контрольный диктант по теме «Простое предложение»
Анализ диктанта. Простое осложненное предложение.
Пунктуация при однородных и неоднородных предложениях.
Пунктуация при однородных членах, соединенных
одиночными, повторяющимися и парными союзами
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Знаки препинания при обобщающих словах.
Контрольная работа по теме «Однородные члены
предложения»
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при
обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения

1
1

Пунктуация при сравнительном обороте, пунктуация при
обращении
Вводные слова и вставные конструкции.
Пунктуация при междометии, утвердительных,
восклицательных, вопросительно-отрицательных словах.
Сложное предложение. Виды сложных предложений.
Пунктуация СПП с одним придаточным.
Пунктуация СПП с несколькими придаточными

1

18
19
20

Знаки препинания в БСП
Контрольная работа по теме «Сложное предложение»
Период. Анализ синтаксических и художественных средств
выразительности публицистического и художественных
текстов.(Работа с фрагментом из рассказа Цыден-Жаба
Жимбиева.

1
1
1

21

Способы передачи чужой речи. Диалог. Знаки препинания при
цитатах.
Индивидуально-авторская пунктуация.
Сочинение по тексту (Работа с фрагментом из повести Х.
Намсараева «Цыремпил»)

1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

22
23

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1

Дата
проведения
план факт

Функциональные стили. Научный стиль. Официально-деловой
стиль.
Публицистический стиль.

1

1

28
29

Разговорный стиль. Искусство написания писем. Актуальность
эпистолярного жанра.
Стилистический анализ текста. Готовимся к ЕГЭ. Часть С (по
фрагменту романа И. Калашникова «Разрыв-трава»)
Задания ЕГЭ по культуре речи, лексике
Задания ЕГЭ по фонетике, орфоэпии.

30
31
32
33
34

Задания ЕГЭ по морфемике, словообразованию. Орфография.
Задания ЕГЭ по пунктуации
Систематизация и обобщение изученного материала.
Итоговая контрольная работа.
Анализ итоговой контрольной работы.

1
1
1
1
1

24
25
26
27

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».