Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: - федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», - общеобразовательной программы по литературе 5-11 кл, авт. Т.Ф. Курдюмова, С.А.Леонова. Рассчитана на 51 час в год (2 часа в неделю в I полугодии и 1 час в неделю во II полугодии). Изучение литературы направлено на достижение следующих целей: • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Предметно-ориентированные цели: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 7 классе. Личностные результаты: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач; Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты: Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; Понимание авторской позиции и свое отношение к ней; Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса; Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных средств в создании художественны образов литературных произведений. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ: Выпускник научится Анализировать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; историко-культурный контекст изучаемых произведений; общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); -основные теоретические понятия: литература как искусство слова ( углубить представления), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм ( начало представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация(углубление понятия), трагедия как жанр драмы(развития понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубления понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма. Выпускник получит возможность научиться: - прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях; -определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; - определять идейную эстетическую позицию писателя; -анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики; -оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого; - анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей; -различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; -осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него; -сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них; -использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.все использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (проекта) и оценивания его; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, словари, энциклопедии, телевидение, интернет-ресурсы). Содержание учебного предмета Введение Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Устное народное творчество Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Пётр и плотник». Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений). Эпос народов мира Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.) Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.) «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.) «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя. Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления). Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений). Древнерусская литература «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести. Теория литературы. представления). Поучение (начальные представления). Житие (начальные «Повесть временных лет». Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Из русской литературы ⅩⅧ века Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого». Прославление Петра Великого и его деяний, воздание ему благодарной памяти. Теория литературы. Надпись как малый жанр высокой торжественной поэзии, посвященный историческим событиям русской истории – рождению или именинам особ царствующего дома, открытию памятников прославленным деятелям России, победам русского оружия, государственным праздникам, спуску кораблей и т.д. По своему содержанию надпись можно назвать краткой, свернутой одой (начальные представления). Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Из русской литературы ⅩⅨвека Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд…» Михайловский период жизни Пушкина. «Зимний вечер». Настроение грусти и одиночества, размышления о собственной судьбе. «Во глубине сибирских руд…» как поэтическое послание. Стремление поэта поддержать ссыльных декабристов. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Вчерашний день, часу в шестом…». Печальное, трагическое сходство судьбы крестьянки и судьбы поэзии. «Несжатая полоса». Увядание страдающей природы и близкая смерть подневольного крестьянина от непосильного труда – тема стихотворения, решенная в форме баллады с необычным до Некрасова содержанием. Теория литературы. Жанр баллады (развитие представления). «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления). Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. «Шепот, робкое дыханье…» - острое переживание высокого чувства, выражение его в «безглагольной» форме. «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…» - размышление о возможностях языка и речи для выражения глубоко затаенных чувств. Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.) Теория литературы. представлений). Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). «Край ты мой, родимый край...» (обзор) Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Произведения русских писателей ⅩⅩвека Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений). Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире» (Внеклассное чтение). Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений). Час мужества Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Евгений Александрович Евтушенко. Краткий рассказ о поэте. «Хотят ли русские войны?» - лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения: развернутый ответ на вопрос, заданный в первом стихе. Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. Теория литературы. Публицистика (развитие публицистический жанр (начальные представления). представлений). Мемуары как Писатели улыбаются Григорий Израилевич Горин. «Почему повязка на ноге?» Иронико-юмористический рассказ-шутка о не очень умном человеке. «Тихая моя родина» (обзор) Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов. «Первый снег», Ф. Сологуб. «Забелелся туман за рекой…», С. Есенин. «Топи да болота», Н. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», Н. Рубцов. «Тихая моя родина»). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. Песни на слова русских поэтов ⅩⅩвека А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления). Из литературы народов России Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта. Зарубежная литература Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения. «Уж не встаю я на заре…». Размышления об отдыхающей природе и невольном отдыхе селянина. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Жизнь отданная за свободу и счастье народа, не исчезает: герой остается жить в сердцах людей и слава его не меркнет. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература. Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления). Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений). Детективная литература Артур Конан Дойл. «Голубой карбункул» - торжество справедливости, неотвратимость наказания и заслуженного возмездия за совершенное преступление как признак детективного жанра. Подведение итогов Тематическое планирование № Тема п/п Введение Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы Устное народное творчество 2 Предания Эпос народов мира 3 Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович» 4 Вн.чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Чтение наизусть 5 Вн.чт. Эпос народов мира («Калевала», «Песнь о Роланде» (фрагменты)) 6 Пословицы и поговорки. Проект Древнерусская литература 7 Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок): нравственные заветы Древней Руси 8 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести 9 Р.р. Классное сочинение №1 (по «Повести о Петре и Февронии») Из русской литературы ⅩⅧ века 10 Ломоносов М. В. — ученый, поэт, создатель учебников. Чтение наизусть 11 Державин Г. Р. Зарождение гражданской поэзии в русской 1 литературе конца XVIII столетия Из русской литературы ⅩⅨ века Кол- Дата во План. Факт. часов 1 1 5 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 26 12 А.С.Пушкин. Образ Петра I на страницах произведений А.С.Пушкина ( «Медный всадник»). Чтение наизусть 13 А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставительный анализ пушкинского и летописного текстов 14 А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре): образ летописца. Чтение наизусть 15 Вн. чт. А.С.Пушкин в Михайловском 16 А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека», гуманизм повести 17 А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои 18 Р.р. Классное сочинение №2 (по творчеству А.С.Пушкина) 19 М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов 1 1 1 1 1 1 1 1 20 М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого 1 опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика 21 М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 нива…», «Ангел», «Молитва»: проблема гармонии человека. Чтение наизусть Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Чтение наизусть Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №1 (по творчеству Н.В.Гоголя) Вн. чт. Вронский Ю. П. «Юрьевская прорубь»: отражение исторической темы И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе («Русский язык», «Два богача»). Чтение наизусть Н.Некрасов. «Русские женщины» ( «Княгиня Трубецкая»): тема подвига. Чтение наизусть Вн. чт. Н.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса». Тема народа, образ Родины А.А. Фет. Тематика и художественное своеобразие лирики А. К. Толстой. Исторические баллады («Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»): правда и вымысел, конфликт «рыцарства» и самовластья М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 двух генералов прокормил»: изображение нравственных пороков общества, темы труда. Проверочный тест 33 Вн.чт. М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»: смысл названия 1 сказки 34 Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер 1 повести 35 Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой 1 повести и его духовный мир 36 А.П.Чехов. «Хамелеон»: картина нравов, смысл названия рассказа 1 37 Вн.чт. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»: 1 многогранность комического в рассказах 1 38 В. А. Жуковский. «Приход весны», И. А. Бунин. «Родина», А. К. 1 Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, гроза греметь устала…»: поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. Чтение наизусть 21 Произведения русских писателей ⅩⅩ века 39 М. Горький. «Детство» (главы): изображение «свинцовых 1 мерзостей жизни», образ деда Каширина 40 М. Горький. «Детство» (главы). «Яркое, здоровое, творческое в 1 русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, 41 42 43 44 Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №2 (по творчеству Л. Н. Толстого, М.Горького) Вн. чт. М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»): мечта о сильной личности, ведущей к свету В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»: размышление о роли поэзии в жизни человека и общества В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»: два взгляда на мир — безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя 1 1 1 1 стихотворения 45 Р.р. А. П. Платонов. «Юшка»: незаметный герой с большим 1 сердцем 46 Вн. чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном 1 мире»: труд как нравственное содержание человеческой жизни 47 Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»: картины природы. Проверочная работа Час мужества 48 Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. Чтение наизусть 49 А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…»: размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Чтение наизусть 50 Е.А.Евтушенко. «Хотят ли русские войны?..»: идейнохудожественное своеобразие стихотворения 51 Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади»: проблематика рассказа 52 Вн.чт. Е.В.Мурашова. «Класс коррекции»: проблематика повести 1 1 1 1 1 53 Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»): нравственная проблематика 1 рассказа 54 Р.р. Е. И. Носов. «Живое пламя»: взаимосвязь природы и 1 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 человека Ю. П. Казаков. «Тихое утро»: герои рассказа Р.р. Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Проект Писатели улыбаются Г.И.Горин. «Почему повязка на ноге?» как ироникоюмористический рассказ-шутка о не очень умном человеке «Тихая моя родина…» Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Чтение наизусть Песни на стихи русских поэтов XX века Песни на слова русских поэтов ХХ века (А. Н. Вертинский, И. Гофф, Б. Ш. Окуджава) как лирическое размышление о жизни, быстротекущем времени и вечности Из литературы народов России Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни, особенности художественной образности в лирике Зарубежная литература Р. Бёрнс. «Честная бедность», «Уж не встаю я на заре…». Идейнохудожественное своеобразие лирики поэта Дж. Г. Байрон. Своеобразие романтической поэзии. Байрон и русская литература Японские хокку (трёхстишия) О. Генри. «Дары волхвов»: нравственная проблематика рассказа Р.р. Р. Д. Брэдбери. «Каникулы» как фантастический рассказпредупреждение Детективная литература Контрольная работа (тестирование) Вн. чт. Детективная литература. Артур Конан Дойл. «Голубой карбункул»; сюжет, художественные особенности Итоговый урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1